Вы здесь

С хирургией - на всю жизнь

Никон Карпович Карпинский, сын реестрового казака Лубенского полка, родился на Украине, в селе Денисовка Полтавской губернии. Первоначальное, но весьма основательное образование он получил в Харькове, в действовавшем там общеобразовательном коллегиуме. После его окончания, в 1773 г., он уехал в Петербург и, питая интерес к медицине, поступил в пользовавшуюся тогда большим авторитетом госпитальную (медико-хирургическую) школу при Петербургском генеральном сухопутном госпитале.

Воспитанник госпитальной школы

Учился он прилежно, особое внимание уделял «основанию всей медицины» - анатомии: на это обратили внимание его наставники профессор М.М.Тереховский и оператор Я.К.Меллен. Не удивительно, что уже через год студент Карпинский стал подлекарем и как лучший ученик был назначен «в должности прозектора и репетитора анатомических и хирургических преподаваемых в оной госпитали публичных лекций».

В 1776 г. Карпинский окончил госпитальную школу и получил звание лекаря. Способного молодого врача оставили работать в alma mater: здесь, в Петербургском генеральном сухопутном госпитале, он занимался клинической медициной, главным образом лечением хирургических больных, производил различные операции. Кроме того, он обучал своих младших коллег, преподавал им основы хирургии.

Впрочем, уже тогда Карпинского поглощала не только, говоря современным языком, клиническая деятельность. Еще со студенческих лет его любимой медицинской дисциплиной стала анатомия, уже в то время тесно связанная с хирургией, и он по предложению руководителей госпитальной школы с успехом продолжал заниматься ею, обучая начинающих медиков и как «прозектор и репетитор анатомических и хирургических лекций», и как преподаватель основ хирургии.

Со временем, однако, монотонная преподавательская работа стала ему надоедать - молодым врачом овладело стремление заняться наукой, исследованиями, связанными, главным образом, с его любимыми хирургией и анатомией. Такие исследования, как показывала практика тех лет, российским врачам лучше всего было проводить в зарубежных университетах. Это побудило Карпинского оставить работу в госпитале и отправиться в 1779 г. за границу, в Западную Европу. Первоначально он побывал в нескольких университетах, знакомясь с их «научным потенциалом» и определяя наилучший. В конце концов его собственный выбор (ибо отправлялся он за границу «на собственныя средства») пал на Страсбург. Здесь, в университете, заслуженно славившемся на всю Европу и характеризовавшемся тесными связями с Россией, он и занялся научными исследованиями по своей любимой хирургии.

Темой докторской диссертации Карпинский избрал камнесечение, довольно широко применявшееся тогда в ведущих клиниках. Посоветовавшись с профессорами университета, он взялся за выполнение диссертации, напрямую связанной с хирургией. Работа над диссертацией заняла два с половиной года. Написанная на традиционной латыни, она называлась «De impedimentis in lythotomia occurentibus, quibus accedit singularibus visicae urinariae observatio» («О затруднениях, встречающихся при иссечении камней, с присовокуплением некоторых частных замечаний, относящихся до мочевого пузыря»).

Продемонстрировав солидную общемедицинскую эрудицию, в особенности знание анатомии и тогдашней хирургии, Карпинский разобрал все применявшиеся хирургами способы камнесечения и описал осложнения, которые могли возникать. Отрицая метод умозрительных суждений, он выступил за использование опытного исследования в медицине и хирургии. Он указывал, что только те врачи, которые «стараются изо всех сил тщательно исследовать человеческий организм и находят сущность болезни, обогащают хирургию новыми, более правильными методами».

Возвратившись в Петербург, Карпинский как обладатель докторской степени зарубежного университета сдал в Медицинской коллегии полагавшийся по закону экзамен и получил право практики в России. По каким-то, однако, причинам работать он начал не хирургом, а преподавателем анатомии в Петербургской академии художеств (и занимался этим до конца жизни). И лишь в 1784 г. он вновь связывает свою жизнь с хирургией - становится сначала младшим доктором в адмиралтейском, а затем лекционным доктором в Петербургском сухопутном госпитале: в существовавших при этих госпиталях медико-хирургических школах он преподает курс хирургии.

С первых же лет своей педагогической деятельности Карпинский всегда уделял много внимания воспитанию своих учеников, подготовке квалифицированных врачей. Так, он первым обратил внимание на способного П.А.Загорского, стал его наставником, обучал анатомии и препарированию различных частей человеческого организма. Впоследствии Загорский стал преемником своего учителя, основоположником первой в России научной анатомической школы.

Сочетание клинической медико-хирургической подготовки с предшествующим солидным анатомо-физиологическим обучением являлось особенностью врачебного образования, в том числе подготовки хирургов, и в петербургских, и в других госпитальных школах. Самобытный, оригинальный характер обучения в этих учебных заведениях разительно отличался от схоластического преподавания на медицинских факультетах зарубежных университетов, да и в основанном в 1755 г. Московском университете в первые десятилетия его существования, когда у него не было даже достаточных клинических баз.
 
Нельзя не отметить, что в программах обучения будущих врачей, особенно поначалу, приоритет отдавался хирургии. Это объяснялось тем, что врачей в первое время готовили главным образом для нужд армии и флота. Однако не следует забывать, что хирургия включала в себя тогда и такие современные дисциплины, как офтальмология, оториноларингология, стоматология, травматология и ортопедия, урология, проктология, онкология, дерматовенерология и др., а также ряд разделов внутренней медицины, акушерства и гинекологии. Изучение всех этих разделов, как правило, клиническое, в госпитале, у постели больного, а также солидное по тем временам теоретическое обучение, - всё это способствовало надлежащему уровню подготовки молодых врачей.

Профессор

Медицина, однако, не стояла на месте. Жизнь настоятельно требовала дальнейшего повышения качества подготовки врачей, а значит, и реорганизации госпитальных (медико-хирургических) школ.

В июле 1786 г. появился Указ Екатерины II, по которому госпитальные школы были преобразованы: они обрели самостоятельность - их отделили от госпиталей и назвали медико-хирургическими училищами. Было образовано 3    училища,    в    том     числе петербургское (в его состав вошли обе петербургские госпитальные школы). Число учеников значительно возросло, в среднем в 2 раза. В училище образовали 4 кафедры: анатомии, физиологии и хирургии; ботаники, Materia Medica и химии; патологии, терапии и медицинской практики; акушерства, женских и детских болезней. Учебной и клинической базой Петербургского медико-хирургического училища оставался генеральный сухопутный госпиталь.

После создания медико-хирургических училищ Карпинский, ставший в 1786 г. профессором, возглавил впервые учрежденную в Петербургском училище кафедру анатомии, физиологии и хирургии и начал преподавание этих дисциплин. Подчеркну, что в число дисциплин, которым он обучал будущих врачей и хирургов, вошла и физиология, ее теперь следовало изучать вместе с анатомией: для высокообразованного профессора Карпинского преподавание нового предмета не составило особого труда.

Отныне обязанности профессоров регламентировались довольно строго. Так, профессор хирургии обязан был читать лекции во вторник, среду, пятницу и субботу, от 4 часов пополудни. Демонстрации операций на трупах должна была предшествовать «обстоятельная теория».

В самом конце XVIII века, в 1798 г., в России была проведена еще одна реформа высшего медицинского образования. Наряду с медицинским факультетом Московского университета были созданы две медико-хирургические академии - Московская и Петербургская, организованная на базе Петербургского медико-хирургического училища: в ее состав вошли еще и ученики Кронштадтского училища и существовавшего с 1784 г. в Петербурге Калинкинского училища.

Первым руководителем кафедры анатомии и физиологии вновь созданной Петербургской медико-хирургической академии стал признанный российский ученый, профессор медицины Н.К.Карпинский.

Вклад в медицину

Карпинский внес свой вклад в развитие отечественной медицины, прежде всего хирургии. Об этом свидетельствовал уже его первый труд «Курс хирургических повязок» (1776), который был написан им на основе собственного опыта. Пользовавшийся большой популярностью, он был издан как учебное пособие для будущих врачей. Завоевали известность и приготовленные им фантомы для изучения десмургии.

Вместе с Я.О.Саполовичем, будущим профессором и известным российским хирургом, он в 1785 г. выполнил еще одну важную работу - пересмотрел наборы хирургических инструментов, которые еще с первых десятилетий XVIII века отпускались госпитальным школам для обучения лекарских учеников, и пополнил их новыми инструментами. Тогда же вместе с Саполовичем он создал образец нового полкового хирургического набора.

Хирургию профессор Карпинский преподавал, как и предусматривалось в госпитальных школах и медико-хирургических училищах, в неразрывной связи с анатомией; его лекции сопровождались демонстрациями на трупах и анатомических таблицах. О педагогических талантах Карпинского, о содержании его лекций, как и о его теоретических взглядах, можно судить по сохранившимся в рукописном виде его трудам. Эти рукописи - «Анатомия - трупоразъятие» и «Хирургия, преподаваемая профессором медицины Никоном Карповичем Карпинским, 1787» - написали его ученики на основе прочитанных им лекций профессора. Его хирургические сочинения соответствовали в основном уровню тогдашней хирургии.

Кроме хирургии, Карпинский немало сделал для усовершенствования преподавания анатомии. Он участвовал в составлении карантинного и других уставов и инструкций для врачей. Особенно велик его вклад в развитие российской фармакологии.

Дело в том, что в Петербургском медико-хирургическом училище профессор Карпинский преподавал, наряду с анатомией и хирургией, еще и такую дисциплину, как Materia Medica - тогда она включала в себя фармакогнозию (систематическую ботанику), фармакологию и фармацию. Карпинский поставил целью создать оригинальную отечественную фармакопею, в которой главное место занимали бы отечественные лекарства и лекарства, приготовленные из произрастающего у нас растительного сырья. После многолетнего труда ему удалось написать, а затем и издать на латинском языке капитальное руководство - «Pharmacopoea Rossica» (1798). Руководство это быстро завоевало известность и широкую популярность, стало одной из лучших фармакопей, увидевших свет в XVIII веке. Уже в 1802 г. врач Иван Леонтович перевел его на русский язык: руководство было издано в Москве на русском языке под названием «Российская фармакопея, или аптека, с подробным и ясным наставлением, научающим, в каком виде и качестве лучше и полезнее как внутрь, так и снаружи употреблять лекарства, как-то: различные порошки, капли, спиртные и пр.» Можно добавить, что, по сведениям некоторых историков медицины, эта фармакопея спустя 32 года была переведена на немецкий язык и переиздана в Лейпциге.

Генерал-штаб-доктор

Свою многогранную медицинскую деятельность Карпинский сочетал с выполнением различных административных поручений. Так, в 1791 г. он был назначен членом Медицинской коллегии - высшего государственного органа, управлявшего российской медициной, а после ее закрытия в 1804 г. - начальником ученого отделения в экспедиции государственной медицинской управы и членом Медицинского совета. Апофеозом его административной карьеры стала в 1805 г. должность генерал-штаб-доктора, командовавшего всей военной медициной страны: на эту высокую, впервые в России учрежденную должность он был назначен как опытный администратор и крупный ученый, доктор медицины, хирург и анатом. Тогда же он стал еще и действительным статским советником.

Надо, правда, отметить, что административные должности Карпинского ощутимо мешали его научной и практической деятельности. Так, именно из-за невозможности совмещать административные функции члена Медицинской коллегии с другой работой (тогда это почему-то категорически запрещалось) он вынужден был оставить должность руководителя кафедры анатомии и физиологии только что созданной Петербургской медико-хирургической академии и фактически распроститься с медицинской практикой.
 
Всё же в Медицинской коллегии Карпинский сделал немало полезного. Участвовал в составлении карантинного и других уставов и инструкций для врачей. Написал наставление «О лечении желтой горячки» (1804). Продолжая трудиться в Медицинском совете, Карпинский совместно с доктором И.И.Виеном разрабатывает план классификации научных сочинений русских врачей, редактирует и рецензирует сочинения по анатомии и хирургии. В сотрудничестве с докторами И.И.Виеном и С.С.Андреевским он подготовил новый карантинный устав. По его предложению был составлен первый «Российский медицинский список» (1809), включавший всех российских врачей: ежегодное издание это продолжалось более 100 лет, вплоть до 1924 г. Не лишним будет добавить, что за свои научные заслуги профессор Карпинский в 1797 г. был избран почетным членом Петербургской академии наук.

Марк МИРСКИЙ, профессор.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru