Вы здесь

Времена не выбирают

Для любого нормального человека знакомство с книгой воспоминаний Героя Социалистического Труда, доктора медицинских наук, академика Виктора Константиновича Калнберза «Моё время» – прежде всего глубокий мировоззренческий опыт, сильное эмоциональное впечатление от повествования об истории своего времени, в котором автор так ярко и многогранно жил и о котором так просто и гениально рассказал. Снова возникает давно утраченное, к сожалению, чувство гордости за свою страну, за свою историю, за то, что есть люди, с которых хочется делать жизнь. Биографический метод исследования позволяет на основании изучения документов личного происхождения – дневников, мемуаров одного отдельного человека воссоздать историю, не отягощённую идеологическими спекуляциями, и в результате эпоха получает совершенно другое измерение и прочтение – Человеческое.
 
Для людей, которые были лично знакомы с академиком Калнберзом, которым посчастливилось быть его коллегами, друзьями, учениками (к их числу принадлежит и автор этих строк), эта книга знаковая. Она – своеобразный нерукотворный памятник не только себе и своему времени, что тоже бесспорно, но и всем людям, с которыми свела судьба Виктора Константиновича по жизни, по профессии. Память этого замечательного человека удивительным образом сохранила мельчайшие детали встреч со многими людьми, с которыми ему довелось общаться, и упоминание на страницах книги о каждом из нас – его друзьях, коллегах, соратниках, обширная фотогалерея – свидетельство его безмерного человеколюбия, исключительно уважительного отношения к людям. А это – черта и привилегия великих. Книга эта – подтверждение того, что всё, что мы делали вместе с академиком Калнберзом, под его руководством, с его одобрения, во что верили, к чему стремились, чего достигли, имеет смысл и будет иметь продолжение. Это лейтмотив 500-страничного произведения, за которое автор удостоен премии имени академика Ф.Г.Углова Петровской академии наук и искусств и медалью «За верность России».

Книга В.Калнберза настолько многомерна, настолько насыщена смыслами, что трудно сказать одним словом, о чём она. Она действительно представляет собой летопись эпохи, а человек, масштаб личности которого существенно превосходит среднестатистические человеческие параметры, имеет полное право обозначить уходящую эпоху как своё время. Он сам называет себя творением своего времени: «Прошёл все этапы советского воспитания. Был октябрёнком, пионером, комсомольцем, членом Коммунистической партии. Благодарен созданным советским строем условиям для получения среднего и высшего образования и возможностям творчески трудиться по избранной специальности. Прилагал все усилия для профессионального совершенства и научного роста. Достиг определённых высот в научном плане. Стал доктором медицинских наук, профессором, директором научно-исследовательского института, академиком четырёх академий, возглавлял Научный совет по травматологии и ортопедии Академии медицинских наук СССР. Был удостоен самых высоких государственных наград Советского Союза и Латвии. Были в жизни и успехи и неудачи. Испытал славу и зависть, признание и преследования. Был на грани отстранения от врачебной деятельности за операции по смене пола (первым в Советском Союзе, пятым – в мире!), тяжело пережил ликвидацию научно-исследовательского института, который создавал и которым руководил в течение 35 лет. Пришлось даже в суде отстаивать право на латвийское гражданство. Получил мировое признание, консультировал и оперировал в клиниках Великобритании, Швеции, Португалии, Италии, Болгарии, Венесуэлы, Германии, Чехословакии, Афганистана, республик бывшего СССР».

Действительно, Виктор Константинович прошёл все этапы большого пути в ногу со своим временем, и никакие испытания огнём, водой и медными трубами не заставили изменить идеалам и принципам, воспитанным в нём родителями, которые были для него, по его собственным словам, образцом во всём. «Мои родители отдали мне всё – свою любовь, заботу, внимание. Они воспитывали меня своим примером. Следуя примеру родителей, я выбрал самоотверженную и благородную профессию врача. За этот выбор, за всё, что мне удалось достигнуть в своей работе, я безмерно благодарен своему отцу и своей матери. С самых юных лет они проявляли незаурядную жизненную активность, упорство в достижении поставленных целей и трудолюбие. Я стремился во всём подражать им и всегда помнил их любовь, доброту и сердечность по отношению ко мне».
История его семьи – целая эпоха. Но для автора она имеет и истоки – он с любовью рассказывает легенду о родственных связях с династией Романовых (предки Калнберза были земляками Марты Скавронской, первой жены Петра Первого), и достойное продолжение – он искренне рад, что его «генеалогическое древо даёт всё новые веточки, всё новые лепестки»: у Виктора Константиновича трое детей (все – врачи), шестеро внуков и шестеро правнуков.

Самое большое место в книге уделено врачебной деятельности, профессиональным успехам, достижениям. Это и понятно, ведь почти 40 лет Виктор Калнберз работал в латвийском Институте травматологии и ортопедии, из которых 35 лет возглавлял это лечебное учреждение. Главы, посвящённые его хирургической практике, основанные на детальном описании проведённых операций, анализе сложных клинических ситуаций, работе с учениками, общению с пациентами, снабжённые уникальными фотографиями, производят сильное впечатление.

Академик Калнберз имеет 90 изобретений и 27 патентов, выданных в разных странах. Самое широкое применение получили фиксатор для внутрикостного соединения отломков трубчатых костей и аппарат внешней фиксации при переломах костей и ложном суставе. В то время было создано много моделей аппаратов внешней фиксации, наиболее популярным и совершенным был аппарат Г.Илизарова. «В 1960-е годы при лечении переломов и ложных суставов применялся метод компрессии, – вспоминает Виктор Константинович. –
 Г.Илизаров предложил лечение ложных суставов и переломов длинных трубчатых костей методом дистракции. Достигнутые Илизаровым блестящие результаты убедили многих специалистов в необходимости внедрять этот метод в практику». Эта методика впервые была применена Калнберзом в 1971 г. , впоследствии дистракционный метод стал использоваться многими его коллегами. Однако аппараты Илизарова были сложны конструкционно, а их наложение было продолжительным по времени. В.Калнберз предложил другую конструкцию, которая значительно сокращала время наложения аппарата (4 минуты против 2 часов). В 1970-е годы в связи с военным действиями в Корее, Вьетнаме и Афганистане представители оборонного ведомства страны проявили интерес к его моделям аппаратов внешней фиксации на предмет их возможного использования в военных условиях. В то время каждый врач при необходимости должен был быть готов стать военным медиком. В 1987 г. Виктор Константинович получил приглашение от главного травматолога Народно-революционной армии Афганистана Муххамеда Муссы, подписанное президентом Над-жибуллой, приехать в госпиталь в Кабуле и продемонстрировать технику наложения своих аппаратов. Калнберз получил все разрешения, оформил командировку, взял с собой в качестве подарка 20 аппаратов внешней фиксации своей конструкции и 6 апреля 1987 г. прилетел в Кабул. В течение месяца он работал в главном военном госпитале афганской армии. Страницы, посвящённые афганским событиям и врачебной практике в кабульском госпитале, – самые пронзительные в книге. Особенно поражает один эпизод. «Обстановка в Кабуле была экстремальной, раненые поступали непрерывно, … в основном с тяжёлыми осложнёнными огнестрельными ранениями, – вспоминает Виктор Константинович. - Когда прилетал транспортный вертолёт, он всегда был переполнен пострадавшими и ранеными. В салоне вертолёта стоял запах крови, мочи, пота и гнойных выделений. Что означает война? Порой на войне ты видишь уникальные ранения, уникальные травмы, которые в мирное время и представить себе не можешь. Однажды пришлось удалять из тела солдата неразорвавшуюся гранату. Раненого оперировал хирург, подполковник медицинской службы Юрий Алексеевич Воробьёв. Он был с ног до головы облачён в защитный костюм, незащищёнными оставались только руки. Когда наступил момент извлекать гранату, все покинули операционный зал, остались только хирург и пациент. Операция завершилась успешно, гранату извлекли, она не взорвалась, а хирург получил высокую награду СССР за мужество – орден Красного Знамени. Мне посчастливилось встречаться и беседовать с этим врачом и выразить ему своё чувство преклонения перед его героизмом».

В книге нет ни одного случайного слова, факта, примера, фотографии. Все пронизано логикой и мудростью вдумчивого, умного и очень современного человека. Очень яркое впечатление производят выбранные автором в качестве эпиграфов к главам афоризмы и слова замечательных людей: «Важно то, что мы оставим, когда уйдём», «Хочешь точно узнать, чего ты стоишь, – сосчитай своих друзей», «Если вашим делам никто не мешает, значит, от них никому нет пользы», «Национальной науки нет, как нет национальной таблицы умножения». Уместны и корректны даже анекдоты, которые приводит академик, как бы подтверждая: humani nihil a me alienum puto. Но, пожалуй, точнее всего характеризует его личность и личную систему ценностей заключительная глава воспоминаний, названная «Немного о себе». Это, действительно, самая короткая глава – всего четыре страницы из пятисот, и самая ёмкая, как исповедь, по смыслу. Эпиграфом к ней Виктора Константинович взял слова Уильяма Фолкнера: «Всегда мечтайте и стремитесь к большему, чем то, на что вы, по собственному мнению, способны. Не беспокойтесь о том, чтобы просто быть лучше современников или предшественников. Постарайтесь стать лучше себя самих» – девиз романтиков, мечтателей и людей, не плывущих по течению, а живущих на преодоление. Виктор Константинович благодарит своих родителей, которым обязан всем достигнутым в жизни, и прежде всего тем, что именно родители показали пример самоотверженного служения человеческим идеалам; благодарит судьбу за то, что подарила многочисленных друзей, поддерживавших и разделявших успехи и неудачи на жизненном пути; благодарит свою семью, которая делила с ним как трудные испытания судьбы, так и успехи, удачи и жизненные радости.

Показательной, на мой взгляд, является и выстроенная Калнберзом иерархия полученных званий и многочисленных регалий – на первом месте в его визитной карточке указана высшая награда за Труд:

Герой Социалистического Труда
Академик Академии медицинских наук СССР
Академик Российской академии медицинских наук
Академик Латвийской академии наук
Академик Петровской академии наук и искусств России
Лауреат Государственных премий СССР и Латвии
Заслуженный деятель науки Латвии
Заслуженный врач Латвии
Травматолог-ортопед, пластический хирург.

Безусловно, академик Калнберз 
для многих является примером служения профессии, современником, олицетворяющим лучшие человеческие черты и качества. Часто именно такая масштабная личность, в орбите которой волей судьбы довелось оказаться, помогает нам реальнее увидеть и оценить свои собственные успехи и достижения. Для меня он больше, чем великий учёный и профессионал, – это ещё и великий учитель. Очень благодарен судьбе за встречу с Виктором Константиновичем. Познакомился я с ним в 1977 г. на международном симпозиуме в Риге. Я – молодой аспирант, он – директор института – высокий, стройный, красивый, интеллигентный. Сразу произвёл впечатление. После короткого разговора он дал согласие быть оппонентом на защите моей кандидатской диссертации. Навсегда останется в памяти эпизод, значимость которого в полной мере я смог оценить лишь много лет спустя, когда у меня самого появились многочисленные ученики, аспиранты, докторанты. Дело было в 1988 г. Калнберз был оппонентом на защите моей докторской диссертации, при этом он прилетел на защиту из Италии, где оперировал больных по приглашению Министерства здравоохранения Италии. Разумеется, это была частная поездка, и все «командировочные» были за свой счёт, а путь был Рим – Москва – Самара – Москва – Рим – не близкий.

В 2001 г. , когда я избирался в члены-корреспонденты Российской академии медицинских наук, он позвонил и сам приехал из Риги на заседание и убедительно выступил. Это была очень важная и очень значимая для меня поддержка. А по большому счёту – поступок настоящего человека.

Недавно Виктор Константинович отметил своё 85-летие. Я искренне желаю этому великому во всех смыслах Человеку здоровья и счастья! Я уверен, что все кто знает Виктора Константиновича, желают ему того же.
Название статьи – строчка из стихотворения Александра Кушнера:

Времена не выбирают –
В них живут и умирают.
Большей подлости на свете нет, чем клянчить и пенять.
Будто можно те на эти,
Как на рынке, поменять.

Геннадий КОТЕЛЬНИКОВ,
ректор Самарского
государственного
медицинского университета,
академик РАМН.

Комментарии

Великий человек!

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru