Вы здесь

Анри Дюнан: путь к бессмертию

Анри Дюнан родился в Женеве 8 мая 1828 г. в очень достойной и состоятельной семье, проживавшей на улице Верден (дом сохранился до сих пор). С 18 лет Дюнан стал принимать активное участие в деятельности общественных благотворительных организаций, присоединился к популярному в то время в Женеве евангели-стскому обществу «Пробуждение», позднее работал в Христианской ассоциации молодежи (ИМКА). Посещал тяжело-и безнадежнобольных, калек, узников городской тюрьмы. Всех их Дюнан старался морально поддержать, сохранить в них веру в добро и справедливость.

Ничто не предвещало тогда, что к исходу жизни Анри Дюнан сам окажется в богадельне, в страшной нищете и всеми покинутый, потому что вначале Дюнан проявил себя и как энергичный и вполне удачливый предприниматель, дела которого разворачивались всё более успешно...

«Господин в белом»

В Италии, где Дюнана и осенила ослепительная идея создания гуманитарной организации, не знавшей аналогов - Общества Красного Креста, он оказался по делам всё той же предпринимательской деятельности, осуществлявшейся тогда уже не столь удачно.

Хотя эта поездка в июне 1859 г. была и сама по себе примечательной, но никто не мог еще предполагать, до какой степени. Дело в том, что Дюнан намеревался добиться аудиенции у самого французского императора Наполеона III.

Дюнан замыслил основать крупное сельскохозяйственное предприятие и рассчитывал получить разрешение на приобретение концессии на право пользования земельным участком в Алжире, являвшемся тогда французской колонией. На свой первоначальный запрос Дюнан получил отказ от французской администрации. Теперь все надежды возлагались на личную встречу с императором.

Как раз в это время и там, где оказался Дюнан, произошла битва франко-итальянской коалиции, объединявшей войска Франции, Пьемонта и Сардинии против австрийской армии, вторгшейся на север Италии. Полем битвы стали окрестности ломбардской деревушки Сольфе-рино. Французскими войсками командовал Наполеон III, Пьемонта и Сардинии - Виктор Эммануил II. Во главе австрийской армии стоял император Франц-Иосиф.

Объединенная армия разгромила австрийцев, что вызвало дальнейший подъем национально-освободительного движения по всей Италии.

Битва при Сольферино известна как крупнейшее сражение в истории Италии. Европа не знала таких сражений со времен Ватерлоо. По данным итальянских военных историков, при Сольфе-рино человеческие потери были даже выше, чем во время знаменитого сражения при Ватерлоо: 15-часовая баталия унесла жизни более 30 тыс. (по некоторым данным - 38 тыс.) сардов, французов и австрийцев. Количество раненых и увечных не поддавалось исчислению.

Присутствовавший на поле боя А.Дюнан напишет о той битве: «Это была рукопашная, невыразимо ужасная. Австрийские и союзные войска топтали друг друга, резались на неостывших трупах, противника валили прикладами, разнося ему череп и потроша саблями и штыками. Бой перешел в бойню, схватку диких зверей, обезумевших от ярости и опьяневших от крови».
 
Дюнан, потрясенный до глубины души картинами жестокости и человеческих страданий, даже предпринимал безуспешную попытку остановить резню спонтанно родившимся в его душе призывом - он кричал: «Tutti fratelli!» (Все мы братья!).

По завершении страшной бойни Анри Дюнан, не имевший медицинского образования, тем не менее собрал группу из местных сердобольных женщин и с их помощью соорудил некое подобие полевого госпиталя, где вместе со всеми стал оказывать посильную помощь тем, кто остался жив. Дюнан очищал раны от загрязнения их землей, накладывал повязки, подносил изнывавшим от жажды раненым воду. Наконец, просто выслушивал последние слова умиравших, стараясь их утешить перед уходом в Вечность.

В рвущемся от сострадания сердце Дюнана зреет и иное чувство - негодование. И вызвано оно горькими словами, которые Дю-нан беспрестанно слышал от раненых: «Мы честно сражались, проливали свою кровь... Теперь мы брошены на произвол судьбы, сделались никому не нужными!»

Солдаты, раненные в битве при Сольферино, называли Дюнана «господином в белом», так как Дюнан действительно в тот день по причине чрезвычайной жары был в белой одежде. Это имя, звучавшее высокой аллегорией, не случайно закрепилось за ним надолго. Этим именем называл А.Дюнана и классик английской литературы Чарльз Диккенс, с которым Дюнан был знаком.

Ныне в Сольферино сооружен музейный комплекс, а также необычная церковь, в которой покоятся останки (черепа и другие кости) павших воинов.

Книга, породившая энтузиазм

Тот памятный день сражения радикально изменил всю дальнейшую жизнь Анри Дюнана.

Впечатления от увиденного Дюнаном на поле битвы оказались до такой степени сильными, что подвигли на написание книги, которую он издал в 1862 г. на свои, уже изрядно оскудевшие средства. Книгу А.Дюнан назвал «Воспоминание о Сольферино». Именно так: воспоминание, в единственном числе. Этим автор желал подчеркнуть, что после увиденного им кошмара его преследовало лишь одно воспоминание: тысячи увечных, истекающих кровью и агонизирующих на поле брани.

Однако Дюнан чувствовал, что он обязан сделать еще что-то не менее важное, чем та, оказанная им помощь на поле боя. Теперь все усилия этого человека были направлены на создание постоянно действующего общества, которое было призвано оказывать всестороннюю помощь раненым и прочим жертвам войны, причем вне зависимости от национальности и от того, кто на чьей стороне воевал.

Поначалу очень многим такая затея показалась совершенно утопичной.
 
Однако Творец наделил Анри Дюнана, помимо всех других качеств, еще и невероятным терпением, упорством и целеустремленностью.

Вдохновленный своей светлой идеей, он предпринимает вояж в ряд европейских столиц и крупных городов, где А.Дюнана радушно принимают король Саксонии Иоганн, эрцгерцог Райнер, военный министр Баварии и т.д. Все они прочли книгу Анри Дюнана и заразились его энтузиазмом.

А.Дюнан приступил к подготовке международной конференции. И в эту подготовку он вкладывает много личных средств: на собственные деньги печатает и рассылает циркулярные письма, адресованные главам государств и правительствам европейских стран с просьбой направить своих представителей для участия в конференции.

Международная конференция открылась в Женеве 26 октября 1863 г. Успех ее работы превзошел все ожидания.

Тогда же, в Женеве, было создано и общество, замысленное Анри Дюнаном. Официальным днем ее рождения принято считать 29 октября 1863 г. Обществу было присвоено название «Красный Крест», а девизом были избраны слова «Inter arma caritas», которые в свободном переводе можно передать как «Милосердие во время сражения». Отличительным знаком, призванным уберечь от обстрела места, где оказывается помощь раненым, был избран белый флаг с красным крестом.

Считается, что члены комитета, основавшего Общество Красного Креста, Анри Дюнан, врачи Луи Аппиа и Теодор Монуар, а также юрист Густав Муанье и генерал Гийом Анри Дюфур (все родом из Швейцарии) взяли прототипом эмблемы общества национальный флаг Швейцарии, лишь поменяв цвета.

В 1864 г. была подписана первая международная конвенция «Об улучшении участи больных и раненых» во время военных действий. С 1929 г. условия конвенции стали распространяться на пленных, а по прошествии еще 20 лет - и на гражданских лиц, жертв эпидемий и природных катастроф: землетрясений, тайфунов, ураганов, наводнений, засухи и т.п.

Дюнан не оставлял и своей публицистической деятельности. В частности, в 1863 г. вышла его книга «Рабство мусульман в Соединенных Штатах Америки», затем ряд других книг. В 1864 г. Дюнан выступил в поддержку европейских евреев, стремившихся вернуться в Палестину. В 1871 г. во время Франко-прусской войны он основал Общество по защите военнопленных, а в 1874 г. развернул широкую общественную кампанию против работорговли, всё еще процветавшей в ряде стран Африки, Турции и Афганистане.

Нищета
По какой-то злой, совершенно необъяснимой несправедливости судьбы самого Дюнана стали преследовать беды и несчастья, на протяжении долгих лет не отступавшие ни на шаг.

В 1867 г. Анри Дюнан начисто разорился, что, впрочем, было и неудивительно: всецело поглощенный гуманитарной деятельностью, он совершенно запустил свой бизнес. Несмотря на то, что Дюнан был известным во всем мире человеком, принятым при дворе царствовавших особ и основавшим организацию, несущую высокие гуманистические идеалы в жизнь общества, сам он, не заметив как, оказался на крайней ступени нищеты, несчастья и позора в глазах его финансовых кредиторов. Некоторые из них додумались обвинить этого святого человека в мошенничестве.

1 февраля 1875 г. в Лондоне состоялось последнее общественное выступление Анри Дю-нана. После этого голос великого гуманиста в мире уже не звучал. Люди начали его забывать.

Постепенно Дюнан превратился в опустившегося нищего бродягу, лишенного каких бы то ни было средств к существованию. Путь его странствий и злоключений пролег по дорогам Франции, Англии, Германии.

Упорно пытаясь окончательно не захлебнуться в грязи, Дюнан долгое время тщательно следил за своей внешностью, скрывая ветхость сюртука с помощью черных чернил и отбеливая рубашку мелом.

Бредущий от селения к селению, позднее уже полностью деморализованный, безразличный ко всему, беспрестанно болеющий, голодный и ослабевший, стареющий Дюнан свой ночлег находил на вокзальных скамьях, а то и вовсе, что называется, под забором: в скверах, подвалах, под мостом и в других, иногда совершенно невероятных местах.

Как большое везение приходится рассматривать тот факт, что Дюнана в конце концов взяли в богадельню в швейцарском городе Гейден в кантоне Аппен-зель. Произошло это в 1892 г.

Когда Дюнан появился в приюте, смотреть на него было страшно: в жалких лохмотьях, весь покрытый экземой, с недействующей рукой...

Дюнан стал жить в богадельне, всеми забытый, да и сам потерявший какой-либо интерес к окружающим. Как напишет впоследствии Дюнан в своих воспоминаниях, он утратил всякий вкус к жизни, которая представлялась ему теперь чем-то вроде мутного медленного потока без берегов, по которому он плыл во тьме в неизвестном направлении, не ощущая времени, как в тягостном сне.

Многие из людей, знавших Дю-нана прежде и помнившие о нем, полагали, что того давно уже нет в живых.

Воскрешение из небытия
И вдруг произошло почти невероятное. Видимо, «пришли Божьи сроки», и какими-то неисповедимыми путями в 1895 г. на Дюнана вышел местный журналист Вильгельм Зондроггер, чье имя также заслуживает быть сохраненным в истории. Этот репортер сразу и безошибочно понял, какой удивительный человек перед ним. Он посвятил Дюнану большую и ярко написанную статью, содержащую интервью с Анри Дюнаном.

Статья произвела эффект разорвавшейся бомбы. Интервью с Дюнаном становится громкой сенсацией. Его перепечатывают многие ведущие газеты мира. Общество было потрясено теми превратностями судьбы, которые выпали на долю гуманиста, каких не много было во всей истории человечества. Это явилось воскрешением Дюнана из небытия. Люди точно в единый миг прозрели. Они вдруг со всей отчетливостью осознали, сколь необычный, воистину великий человек жил среди них в течение долгих лет в нищете и забвении.

Теперь Дюнан в мгновение ока сделался знаменитым. В его адрес стала поступать денежная помощь из всех тех стран, в которых существовали отделения Общества Красного Креста.

Покровительницей Российского отделения Общества Красного Креста была сама вдова Александра III Мария Фёдоровна (1847-1928), которая до такой степени была поражена всем произошедшим в жизни Анри Дюнана, что по ее ходатайству российское правительство выделило А.Дюнану пожизненную ренту «За величайшие заслуги в гуманитарной деятельности». «Русская рента избавила ум мой от острой, крайней заботы и мучительного беспокойства за будущую старость», - писал Дюнан в своих мемуарах.

Дюнан теперь простодушно радовался гарантированной еде, словно известию о собственном бессмертии. И вовсе не потому, что стал мерить ценности жизни нашими измельчавшими мерками.

Испивший до дна горькую чашу жестоких лишений и человеческих унижений, которые несет с собой нищета, Дюнан в главных, вершинных нравственных своих убеждениях - милосердии, сострадании, способности жертвовать собой ради других - во все времена стоял несокрушимо, как скала.

Описываемые события и были началом его бессмертия! В 1901 г. Анри Дюнану вместе с Фредериком Пасси первому в истории была присуждена Нобелевская премия мира. Из-за болезни Анри Дюнан не смог принять участия в церемонии награждения - судьба еще раз зло усмехнулась Дюнану.

Денежное содержание Премии А.Дюнан передал на благотворительные цели. Он также целиком отдавал и свою ренту, продолжая жить всё в той же богадельне на ничтожную сумму в три франка в день.

После смерти в 1910 г., согласно завещанию, пепел от сожжения его тела был развеян в месте, которое до настоящего времени остается неизвестным. На символическом надгробии, установленном в память Анри Дюнана изображен коленопреклоненный человек, подающий воду раненому солдату.

Игорь ТЕЛИЧКИН, кандидат медицинских наук.
Великобритания.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru