Вы здесь

Виртуальная реальность против боли

Лечить, не причиняя боли... Наверное, каждый врач мечтает об этом, когда видит мучения своего пациента, страх от того, что вот-вот сделает больно. В некоторых областях медицины, и в первую очередь в стоматологии, уже многое делается, чтобы свести к минимуму болезненные ощущения человека, помочь ему успокоиться. Чаще всего врач прибегает к лекарственным препаратам, кто-то старается психологически воздействовать на больного, душевно и мягко разговаривая с ним, по принципу «и слово лечит». Хорошо зарекомендовал себя подход с отвлечением внимания пациента, когда ему предлагают послушать приятную музыку, посмотреть захватывающий фильм. Но это - единичные случаи, они имеют место в основном в коммерческих учреждениях и на Западе.

Не секрет, что некоторые медицинские манипуляции действительно чрезвычайно болезненны для человека и требуют применения сильных обезболивающих препаратов. Врачи признают, что особенно мучительно лечение глубоких ожогов, которое включает в себя перевязки, очистку ран, удаление отмершей ткани. Но без этих процедур не обойтись, так как они препятствуют распространению инфекции и появлению нежелательных для человека рубцов. Кроме того, при тяжелых ожогах крайне важно растягивать кожу больного, чтобы сократилась потребность в ее пересадке и не произошла атрофия мышц.

Что делать, чтобы уменьшить страшную боль? Этим вопросом не раз задавался заведующий лабораторией виртуальной реальности Вашингтонского университета Сиэтла (США) профессор Хантер Хоффман. Он видел, какую боль и страх испытывают пациенты, особенно дети и подростки с ожогами, когда им проводили медицинские процедуры. Молодые люди сжимались от боли и кричали уже тогда, когда врач к ним еще и не прикасался... Как найти нелекарственные средства, облегчающие боль и снижающие ее интенсивность при подобных процедурах?

Ученый вместе со своими коллегами создал сложную систему виртуальной реальности, которая не просто отвлекает человека от боли - она полностью погружает его в мир компьютерной игры, имитирующей пейзажи, в основном северные, снежные, и создающие абсолютно новые ощущения. Для этого голову пациента охватывают созданной специалистами конструкцией с широким дисплеем и наушниками, позволяющей полностью исключить визуальный и звуковой контакт с окружающей средой. И человек погружается в волшебный мир компьютерной игры...

В настоящее время система профессора Хоффмана используется в американских клиниках при многих процедурах, например, при трансуретральной радиочастотной термодеструкции простаты, при проведении послеоперационной физиотерапии, у пациентов с церебральным параличом, в стоматологии, но эффект ее изучался именно при лечении тяжелых ожогов. Оказалось, что применение виртуальной реальности может снизить болезненные ощущения пациента на 30-50%, а это сравнимо разве что с действием сильных обезболивающих средств.

О своих исследованиях американский профессор рассказал на недавно проведенной в Москве научно-практической конференции «Вегетативные и психосоматические расстройства в общей медицинской практике». Сообщение доктора Хоффмана называлось «Виртуальная реальность в лечении боли». Участники конференции увидели слайды, на которых были показаны пациенты с ожогами, страдающие от болезненных ощущений, медицинские сестры, которым так же, как и пациентам, несладко приходилось чувствовать себя на процедурах, доставляющих людям сильную боль, врачи, вздохнувшие свободно в надежде найти панацею от боли. Люди рассказывали о том, что компьютерная игра помогает «уйти» из процедурной, на какое-то время погрузиться в мир развлечений и радоваться жизни, лишний раз вспоминая о том, как она хороша...

Но доктор Хоффман продолжает свои исследования, работая с разными пациентами и не прекращая изучение мозговой активности человека. С помощью позитронной эмиссионной томографии и магнитно-резонансного сканирования ученый определил участки мозга, которые становятся более активными при болезненном тепловом воздействии на кожу и составляют так называемую болевую матрицу мозга. Это передний мозг, центральная доля, таламус, первичная и вторичная сомато-сенсорная кора.

В своей лаборатории профессор провел исследование на здоровых добровольцах, на которых было опробовано воздействие опиоидных анальгетиков, виртуальной реальности, а также совместное применение этих методов. Участники эксперимента подтвердили, что воздействие виртуальной реальности сопоставимо с состоянием, которое обеспечивают опиоидные анальгетики. Но самым лучшим оказался результат, когда обезболивающие средства сочетались с применением виртуальной реальности, которая, кстати, не дала никаких побочных эффектов.

Варианты компьютерных игр подбираются целенаправленно. Пациент с ожогами переносится в заснеженный, северный мир, населенный пингвинами, которые водят хороводы, полярными медведями, снеговиками... Мало того, что человек отвлекается от собственных болевых проблем, увидев такое чудо, - он еще и неосознанно «охлаждает» свои ожоги, и, следовательно, заметно снижает восприятие боли. Интенсивность передачи в мозг болевых сигналов резко сокращается. Люди играют в снежки, видят красивые картинки, слушают приятную музыку... Им - не больно, им хорошо!

Сказка, да и только... Можно было бы немного скептически отнестись ко всему этому, но система доктора Хоффмана делает хорошее дело. С психологической точки зрения ее значение трудно переоценить: применение системы помогло многим американцам избавиться от стрессовых состояний, в которых до сих пор находятся люди, пережившие трагедию 11 сентября. У профессора Хоффмана свой подход: в этом компьютерном видении, в которое погружается пациент, он сталкивается лоб в лоб с пожарами, взрыва ми, слышит крики, стоны... Ему безумно страшно. Но постепенно, раз от разу человек становится спокойнее, он понимает, что это уже было, но оно прошло, ужасы позади, их надо забыть.

Американский ученый рассказал об одном интересном случае, с которым пришлось столкнуться сотрудникам лаборатории. В подтверждение своих слов он показывает слайд, где изображены огромный паук и женщина. Оказывается, пациентка страдала фобией и очень боялась пауков: она постоянно думала о том, что вот-вот эти существа выползут из углов и щелей, и только и делала, что затыкала и замазывала все углы. Но не могло же это продолжаться бесконечно! В лаборатории Хоффмана ей предложили поиграть. В первый день женщина чуть не потеряла сознание от страха, когда увидела близко паука. Потом задачу усложнили: паук стал приближаться к пациентке всё ближе и ближе, и наконец, всё получилось так, как и было задумано учеными: женщина дотронулась до страшного существа! И боязнь пропала!

Исследования по использованию компьютерных игр проводились не только в США, но и в Австралии, Израиле. Они доказали свою эффективность, и особенно - при тяжелейших случаях посттравматического стресса, в преодолении фобий.

Татьяна КУЗИВ, корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru