Вы здесь

Экстренная помощь: какой ей быть?

Новый порядок оказания скорой медицинской помощи вступил в силу с 1 октября. В первую очередь он коснется 100 крупных больниц скорой медицинской помощи, которые имеют более 400 коек. Именно такое количество БСМП насчитывается в нашей стране.

– В каждую из таких больниц, – пояснила на специально созванной пресс-конференции директор Департамента организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России Ольга Кривонос, – по экстренным показаниям поступает не менее 50 больных и пострадавших в день. В структуре этих ЛПУ предложено создать новое подразделение – отделение экстренной помощи. Ни для кого не секрет, что поступившие по «скорой» больные могут ожидать полноценного обследования в приемных отделениях больниц до 11 часов! Ведущие специалисты в этой области предложили перейти на другую модель работы, которая позволит быстро пройти диагностические и лечебные процедуры. Мы надеемся, что это сократит время ожидания медицинской помощи и позволит ее качественно улучшить.

Ольга Кривонос, в противовес своим оппонентам, заявила, что предлагаемые нововведения проводятся с учетом международного опыта. В развитых странах давно существуют отделения экстренной помощи в крупных больницах. В них концентрируются технологии, которые необходимы для постановки диагноза. Сегодня новый порядок носит рекомендательный характер. Но в четырех регионах (Ростовская область, Чувашская Республика, Республика Татарстан и г. С.-Петербург) реализуются пилотные проекты. В октябре в Набережных Челнах пройдет совещание, которое обобщит полученный опыт. Если он окажется положительным, а по-другому, скорее всего, и быть не может, Минздравсоцразвития России издаст приказ, который сделает новый порядок обязательным для исполнения во всех регионах нашей страны. В некоторых крупных БСМП такие отделения уже существуют, доказав свою эффективность. Новая модель позволяет диагностическим службам (в том числе компьютерной и магнитно-резонансной томографии) работать в круглосуточном режиме. При этом врачи «скорой» не оставляют пациента в приемном покое больницы, а продолжают заниматься его лечением в отделении экстренной помощи, где проводят необходимые исследования и определяют диагноз.

– Это неправильно, когда врач «скорой» отвечает за пациента до тех пор, пока бригада доставляет его в больницу, – считает еще один участник пресс-конференции главный специалист Минздравсоцразвития России по скорой медицинской помощи, директор НИИ скорой помощи им. И.И.Джанелидзе (С.-Петербург) Сергей Багненко. – В этом случае никто не оценивает, в каком состоянии доставлен пациент, что с ним, какая медицинская помощь оказывалась ему при транспортировке. Соответственно, всё это на совести бригады, которая выехала на вызов. Есть и плохие примеры, когда медики «скорой» стремятся быстрее передать больных в руки врачей ближайшей больницы. Теперь врачи скорой помощи органично вольются в коллектив БСМП. Это поднимет их статус. Пока они будут помогать разобраться с диагнозом, на новый вызов поедут врачи, которые в этот момент будут свободны. Это должно значительно сократить время пребывания пациента в приемном отделении.

Конечно, в сельской местности и маленьких городах останутся отделения и станции скорой помощи.

– Сразу поднять до одинакового уровня все ЛПУ – очень сложная задача, – продолжил Сергей Багненко, – нужно выбрать приоритеты. Добиться результатов лучше там, где наибольшее число больных. Для наглядности приведу такой пример, пусть и немедицинский. Для того чтобы собрать один автомобиль, можно воспользоваться любой площадкой. Главное, чтобы были специалисты. Они смогут привезти из другого корпуса какие-то запчасти, комплектующие. Если же потребуется собрать тысячу машин, то не обойтись без конвейера. Нечто подобное можно сказать и о крупных больницах. Когда в БСМП проходит 100 больных, не обойтись без отделения экстренной помощи. Если их поступает 5-7, то нельзя допустить, чтобы рентгенкабинет находился на третьем этаже, а лаборатория в другом конце больницы. Если потребуется, одного–двух больных медперсонал отвезет на обследование, ничего страшного. Другое дело, когда такие пациенты поступают один за другим. При большом поступлении ургентных больных, всё должно быть рядом, чтобы диагностические задачи решались оперативно.

Кроме того, Минздравсоцразвития России недавно провело анализ деятельности БСМП, который установил, что часть этих больниц начали работать как обычные плановые ЛПУ. Средняя продолжительность лечения в стационарных отделениях названных БСМП составляет не 10 дней, а затягивается до 30.

Корреспондент «МГ» поинтересовался: будут ли запрещены по новому порядку оказания скорой медицинской помощи положения, введенные органами управления здравоохранением некоторых регионов? Так, они разрешают выезд бригады скорой помощи к больным в сельской местности – после осмотра и звонка от местного фельдшера.

– Ничего подобного действующее законодательство не предусматривает, – заявила Ольга Кривонос. – В силу разграничения полномочий ряд регионов на местном уровне приняли противозаконные решения. Сейчас Минздравсоцразвития России работает над новой редакцией Основ законодательства об охране здоровья граждан, где отдельной строкой будет прописана деятельность службы скорой медицинской помощи. В этом законодательном акте мы надеемся более детально прописать и ужесточить порядок работы «скорой». Хочу подчеркнуть, Минздравсоцразвития России не издавал никаких приказов, запрещающих сельчанам самостоятельно вызвать экстренную службу.

Алексей ПАПЫРИН, корр. «МГ

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru