Вы здесь

Не бояться жизни!..

Бороться со стрессом и депрессией, найти ключ к их преодолению наряду с медиками помогут отныне в России и православные священники. Вслед за совместным приказом Минздравсоцразвития, МЧС, Минобрнауки и Минкомсвязи России «Об утверждении Концепции создания интернет-службы психологической помощи населению и комплексного плана мероприятий по ее реализации» (см. «МГ» № 81 от 21.10.2011) 36 священнослужителей Русской православной церкви начали в октябре дежурить на телефоне справочной службы «Милосердие» 8 (495) 542-00-00.

Как сообщила «МГ» куратор проекта, руководитель направления синодального отдела РПЦ по церковной благотворительности и социальному служению Полина Юферева, сначала телефон планировалось сделать общероссийским, но потом было решено опробовать проект на столичном уровне. Теперь любой москвич сможет, по ее словам, позвонить священнику, чтобы получить духовную помощь -добрый совет в сложной ситуации, слова утешения и поддержки.

- Мы разместили информацию о телефоне в центрах социальной адаптации, больницах, онко-диспансерах - всех тех местах, где люди страдают и остаются одни, - сказала П.Юферова. - Затем мы изучим входящие звонки и определим, в каком направлении развивать проект, кому мы больше всего нужны.

Объявления о новом телефоне будут размещены также в вузах - проект является не только социальным, но и миссионерским. «Молодые и хорошо образованные священники (некоторые из них имеют по два-три высших образования) постараются ответить на вопросы о духовной жизни, - пояснила руководитель направления. - Все занятые в справочной службе «Милосердие» клирики прошли собеседование с председателем синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископом Смоленским и Вяземским Пантелеимоном или ответственным за окормление больниц в Комиссии по церковной социальной деятельности протоиереем Иоанном Емельяновым. Большинство из них прослушали также в рамках курсов МЧС лекции о психологии экстренных ситуаций. Кроме того, священнослужители приняли участие в семинаре «Терапия выслушивания в острых ситуациях», который провели специально для них онкопсихологи проекта «СО-действие» (Социально Ответственное действие).

– У многих не воцерковленных людей есть некий барьер в общении со священником, и они откладывают свой первый разговор или исповедь на годы, – добавил участник проекта протоиерей Андрей Близнюк. – Общение со священнослужителями по телефону – шаг навстречу таким людям. По телефону легче быть откровенным. Кроме того, на исповеди обычно нет времени поговорить, как и полагается в таком случае, по душам, а многие в начале своей духовной жизни нуждаются именно в доверительной беседе.

С марта этого года отец Андрей вместе с группой священников-добровольцев дежурит на телефоне доверия для онкобольных.

– За это время мы поняли две вещи: первое – наша помощь востребована; второе – мы можем помочь и большему числу людей. Так родилась идея организовать специальную православную горячую линию, позвонить по которой сможет любой москвич, подверженный стрессу или депрессии.

А вот мнение специалистов Московской службы психологической помощи населению:


– Мы, психологи, разделяем душевную и духовную помощь, – от метил, комментируя по просьбе «МГ» решение Синодального отдела РПЦ заместитель начальника отдела «Телефон неотложной психологической помощи 051» Иннокентий Постников. – Мы не являемся специалистами в духовной помощи, и лично у меня, безусловно, иногда возникает такое чувство, что обсуждаемый предмет выходит за рамки моей компетенции.

По мнению психологов службы, вера в Бога является «внутренним ресурсом», на который можно опереться при решении личностных проблем.

– Если у верующего человека возникнут мысли о том, чтобы причинить себе вред, его оказывается легче развернуть в другую сторону, чем убежденного атеиста, – подчеркнул И.Постников. Поэтому, по его словам, если психологи-консультанты чувствуют, что человека можно направить на беседу к священнику, то они стараются этот ресурс ис пользовать и предлагают человеку зайти в ближайший храм. Таких звонков у них – каждый десятый. Но найдет ли человек дорогу к храму, будет ли именно в этот день у священника время пообщаться с ним, неизвестно. Поэтому, считает психотерапевт, телефон, по которому священник ответит «здесь и сейчас», будет в России более чем вос требован.

Телефон справочной службы «Милосердие» не выполняет функции телефона доверия в полном смысле этих слов, потому что звонящий по нему попадает к священнику не сразу. Сначала трубку берет оператор службы, который осуществляет предварительную фильтрацию вопросов. На просьбы о материальной помощи и совершении треб, вопросы справочного характера он отвечает самостоятельно или же переключает звонящего на соответствующее подразделение службы «Милосердие». Все звонки тарифицируются так же, как и звонки на обычный московский номер. Время работы телефона с 12.00 до 22.00 без выходных (с перерывом на вечер субботы).

– Не существует такого понятия, как «абсолютно душевно здоровый человек», – подчеркнул главный специалист нарколог Минздравсоцразвития России, директор Московского научно-практического центра наркологии Евгений Брюн. – Мы все в той или иной степени душевно больны. У нас у всех есть свои комплексы...

– Душевное здоровье – это равновесное, адекватное взаимоотношение человека с окружающим миром, – отметил главный специалист Минздравсоцразвития России по профилактической медицине, директор Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины Сергей Бойцов. – Каждый человек проходит период вхождения в мир через период дисбаланса с окружающим миром. У некоторых в этот момент в силу специфики личности развиваются невротические реакции или невроз.

Как показали социологические исследования, большинство россиян страдают осенней депрессией. С ней столкнулись, по крайней мере, более половины работников коммерческих компаний (55%). Серьезнее всего осенняя пора сказалась на психологическом комфорте женщин: 59% представительниц прекрасного пола сообщили в ходе опроса, что находятся в состоянии тоски и уныния, в то время как мужчин, страдающих от депрессии, – только 49%.Со-гласно опросу, чаще депрессией страдают предприниматели и руководители (61-63%), административные служащие и инженеры (50-57%), а менее всего ей подвержены госслужащие (45%). В большинстве случаев (59%) осенняя депрессия вызвана личными неприятностями. У каждого третьего (34%) депрессивные на строения связаны с приходом осени, а у 28% – неприятностями на работе или самой работой. При этом 57% из всех страдающих от депрессии отметили, что из-за осенней хандры они не могут заставить себя работать, 29% во все засыпают на рабочем месте, а 14% не могут справиться с возложенными на них обязанностями.

Чтобы победить депрессию, большинство россиян стараются чем-то себя порадовать (шопингом, приятными мелочами, вкус ной едой, баней, спортом, общением с друзьями, салонами красоты, музыкой и пр. – в целом 53%) или берут на себя меньше трудовых за дач (16%). При этом 28% из почти 4 тыс. респондентов признались, что не хотят бороться с осенней депрессией.

Исполняющий обязанности директора Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского Зураб Кекелидзе советует в случае возникновения первых симптомов депрессии не стесняться просить помощи у специалистов.

– Никто не сомневается в необходимости обращения к хирургу, если у него аппендицит, а если с головой плохо, то к врачу – в последнюю очередь. Сам больной никак не справится с депрессией, только с помощью психиатра. Мысль о том, что при психических расстройствах врач будет лучшим советником, должна стать реальностью, – сказал ученый.

Константин ЩЕГЛОВ, обозреватель «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru