Вы здесь

Человек - это биокристаллоид?

Александр ЕРМОЛЕНКО - заведующий лабораторией радиоизотопной диагностики НИИ трансплантологии и искусственных органов, кандидат медицинских наук. Научные интересы Александра Евгеньевича простираются далеко за пределы основной деятельности. Многие годы он занимается изучением вопросов структурной организации животных, теорией человека, написал несколько работ, опубликованных в российских изданиях и ведущих зарубежных журналах. Гипотезы, выдвинутые российским исследователем, меняют многие устоявшиеся представления в биологии и медицине.

- Вопросы структурной организации и биологической симметрии организмов находили отражение в разных учениях и концепциях, причем давно, - говорит А.Ермоленко. - Большинство авторов, работающих в этой области, объясняли симметрию воздействием окружающей среды, подвижностью или неподвижностью в ней организмов и тем, каким образом они движутся. Некоторые исследователи объясняют симметрию неясными процессами, связанными с гармоничным развитием живого по правилу золотого сечения. Но с этим трудно согласиться. Например, медуза активно движется только вперед, хотя ее строение характеризуется радиальной симметрией. Человек как представитель позвоночных должен обладать двухсторонней симметрией, однако при детальном подходе вырисовывается более сложная картина.

Согласно гипотезе ученого, человек сегментирован очень четко. В процессе эволюции при образовании пищеварительной полости организм обладал радиально-билатеральной симметрией. Организм современного человека надо рассматривать с учетом развития симметрии и с определенными допусками, как структуру, обладающую четырехсторонней симметрией. Биологический организм строился в двух плоскостях - сагиттальной и горизонтальной, при этом сагиттальная симметрия является ведущей. Кроме того, на взгляд Ермоленко, в развитии органов существуют и элементы радиальной симметрии, которая оказывается подчиненной симметрии плоскостной, и вся сложная радиально-двухплоскостная симметрия проявляется на разных уровнях.

Ученый составил свою классификацию, описал происхождение симметрии и проявление ее как в целостном организме, так и в отдельных его частях. Он начал с симметрии хромосомы, затем показал симметрию в развитии зародыша, симметрию скелета, желез, нервной системы, симметрию в развитии сердечно-сосудистой системы и т.д. Безусловно, тому предшествовало изучение массы литературы, трудов зарубежных авторов в самых разных научных областях - медицине, биологии, химии, геологии, кристаллографии и других. Он штудировал книги и атласы по анатомии, гистологии, эмбриологии и проверял свои идеи, проводя эксперименты. В результате анализа всей информации он убедился, что человек действительно имеет четырехстороннюю симметрию: органы, которые есть вверху, есть и внизу. Из внутренних органов, например, печень симметрична почкам, легкие - гонадам, и обоснованная ученым гипотеза помогла объяснить многие явления. Прежде всего - в области медицины.

- Существует так называемая опухоль Крукенберга, когда рак яичников дает метастазы в легкие, - рассказывает Александр Евгеньевич. - Я давно работаю в хирургии, и знаю, что через легкие могут проходить всевозможные крупные частицы, например сгустки крови, поэтому мелкой клетке проникнуть через органы дыхания не составляет никакого труда. Гонады являются симметричным, родственным органом легких. Представим себе раковую клетку. Она уже не яичник, но еще имеет какие-то структурные свойства, схожие со свойствами родной ткани, и начинает расти в родных тканях. В первую очередь в легких, из-за родственности структур. Есть тератомы, которые находятся в легких. Что это означает? Половые клетки, зарождаясь, раздвигая ткани, двигаются по крови. Они знают, куда идти - в гонады. Но иногда поселяются в легких, именно потому, что легкое является родственной тканью гонад.

Ученый приводит пример пациентов, у которых из-за глубокого цирроза практически не работает печень. При радионуклидных исследованиях радиофармпрепараты, которые используются для оценки функции печени, должны захватываться печенью, но идут в почку, которая частично берет на себя функцию печени, из-за сродства. А вещества, вводимые для исследования почек, более активно накапливаются в печени, опять-таки по принципу сродства.

Для печени, органа непарного, антимером относительно горизонтальной плоскости являются парные почки, а для непарных легких - парные гонады. (Ермоленко считает легкие непарным органом на основании их происхождения и общего устройства.) Организм, стремясь сохранить симметрию относительно сагиттальной плоскости, распределяет непарные органы по разные стороны относительно этой плоскости (правое и левое легкое, правая и левая доли печени).

- В результате многолетней работы, анализа я пришел еще к одному выводу: биокристаллоидной организации человека, - говорит Александр Евгеньевич. - Поиск новых технологий в диагностике, профилактике и лечении больных различной нозологии ведется в основном спонтанно, медленно накапливается эмпирический опыт. Причиной такого положения, на мой взгляд, является отсутствие истинных теоретических посылок для целенаправленного поиска новых технологий. Действительно, индивидуум рассматривается на основе положений клеточной теории. Сущность ее заключается в том, что человек состоит из клеток, клетки организуются в ткани, ткани -в органы. Суть современной медицины и составляет изучение клеток и корректировка процессов, происходящих в них. Безусловно, клеточная теория явилась плодотворной идеей и позволила медицине длительное время активно развиваться. Несмотря на то, что дальнейшее изучение клетки может внести свой положительный вклад в медицину, тем не менее наука, основанная только на клеточной теории, не полностью отражает строение человека.

Известно, что организм человека состоит не только из клеток, но также из неклеточных материалов, находящихся в структуре тканей и поступающих из клеток и из внешней среды. Жизнь - это взаимодействие клетки и неклеточных материалов, причем неклеточные материалы играют более важную роль, чем им отводится. И клетка произошла именно из них, скорее всего, путем полимеризации и кристаллизации.

- Если наука пересмотрит свое отношение к клеточной теории и примет мои гипотезы, то можно будет находить новые лекарства, новые подходы в лечении, - считает А.Ермоленко.

Наибольший процент смертности дают, как известно, кардиологические и онкологические заболевания. А отсюда и вполне объяснимо пристальное внимание медиков и ученых к лечению этих болезней. На взгляд ученого, нужно более серьезно относиться к простуде, потому что крайне актуальная задача на сегодня - это наши отношения с микроорганизмами. В течение года человек несколько раз болеет простудными заболеваниями, и часто переносит их на ногах. Если бы не имелось таких болезней, не было бы от них и осложнений. В значительной степени сократилось бы количество операций, связанных с трансплантологией сердца, почек.

- Я общаюсь с пациентами и знаю, что многие из них поступили к нам в институт после перенесенной простуды, - рассказывает Александр Евгеньевич. - У людей, перенесших простуду, начинаются миокардиты, эндокардиты, нефриты, а в результате больным меняют клапаны, пересаживают органы, поэтому очень важны отношения макроорганизма и микроорганизма. В основном воспалительные болезни объясняются микробным фактором, как и многие другие процессы, поэтому взаимодействие микро- и макроорганизмов является одним из главных вопросом медицины.

Микрокомплекс, по его мнению, нельзя рассматривать как скопление множества частиц, разбросанных и живущих сами по себе. В микроорганизме существует строгая иерархическая, самоуправляющая система. По отношению к микробу нужно применять особую теорию. Ермоленко - принципиальный противник антибиотиков, хотя на данном этапе, пока не выработаны новые подходы в лечении, прекращать их применение, на его взгляд, нецелесообразно. Но необходимо искать другие средства. Нужны вещества, регулирующие взаимоотношения микро- и макрокомплексов (регубиотики).

По утверждению ученого, должны быть такие подходы, которые не дали бы микроорганизму развиться в патологическую форму. Образно выражаясь, нужно заявить микробу: не вреди, и при этом воздействовать как непосредственно на микроорганизм, так и на ту среду, в которой он живет, то есть на весь микрокомплекс. Следует помнить, что выделения при инфекциях (насморк, слизь) - это не проявление защитных сил организма, а матрикс, управляющий жизнью микроба.

Сам лично Ермоленко употребляет при простуде белладонну в фармакопейных дозах, которая уменьшает секрецию желез, капли со слабой концентрацией гепарина на физрастворе, бруснику - как мочегонное, и если нужно, жаропонижающие. По его убеждению, одним из механизмов действия жаропонижающих при простуде является их способность снижать свертываемость крови, то есть дезагрегантная активность. Нужны небольшие научные исследования по выработке конкретных веществ и их доз. Необходимо изучение температурного, электромагнитного, биорезонансного влияния на микрокомплекс и знания о pH крови в месте обитания микробов в момент заболевания. Такие несложные исследования позволят снизить общую заболеваемость.

Наша кость обладает пьезоэффектом, иначе говоря, может давать токи, работать, как зажигалка. Эмпирически в медицине применяются электромагнитные воздействия на организм, но пока не существует целенаправленного изучения электромагнитных свойств организма, не описана структура взаимодействия клеточных и внеклеточных энергетических влияний. Нет обобщенных представлений о свойствах и явлениях организма как полевой силовой системы. А пьезоэлектрический эффект кости свидетельствует о сходстве биологических и минеральных кристаллов.

- В организме человека основную часть массы тела составляет соединительная ткань, имеющая наибольшее количество структурированных образований, - поясняет Александр Евгеньевич. - В настоящее время наука, пытаясь отодвинуть процесс старения, направляет свои усилия на то, чтобы омолодить клетку. Это неверно. Надо омолаживать не только клетку, но и соединительную ткань. Она выполняет опорную, трофическую, защитную, пластическую и мор-фогенетическую функции. Соединительная ткань является основой биокристаллоида с главной образующей организм функцией. Важный компонент ткани - волокнистые структуры, основное аморфное вещество, играющее роль интегративно-буферной метаболической среды. Традиционная эмбриология при описании развития зародыша обращает основное внимание на развитие и движение клеток. Согласно моей гипотезе, компоненты соединительной ткани, не имеющие клеточного строения, не являются пассивными вспомогательными элементами, а находятся с клетками соединительной и других тканей в непрерывном взаимодействии. Они оказывают кристаллохимическое влияние, регулируют пролиферацию и дифференцировку клеток различных тканей. В процессе эмбриогенеза мезенхима приобретает тканевое строение раньше закладки других органов. Она является организатором и индуктором в органах для развития других клеток.

По теории Ермоленко, важную роль в предбиологическом развитии и организации первичных клеток играли минералы и полипептиды, способные к агрегации, самоорганизации и катализу. Ученый обращает особое внимание на то, что не клетки, а некоторые структуры минерала, минеральные полипептиды способствовали организации клеток, а в соответствии с принципом консерватизма биологических систем эти структуры и в современных биологических организмах имеют аналогичное значение. В медицине и биологии зреет мысль о наличии общих правил развития биологических тел, и что эти правила сходны с законами кристаллографии. Ученым высказано предположение о том, что симметрия обусловливается как раз кристаллоидным строением человека, а сегментация - агрегацией первичных организмов, возможно в предбиологический период.

Итак, выдвинутая автором гипотеза сводится к тому, что организм человека, являясь биокристаллоидом, имеет в своей основе неклеточные компоненты соединительной ткани - организмообразующий материал. Эти компоненты - первооснова организма, а клетки появляются вторично и играют вспомогательную роль. Всё вместе находится в динамическом равновесии взаимовлияния. Биокристаллоид следует понимать как композицию кристалла и околокристаллической среды - на уровне целостного организма и на уровне клеток.

Согласно высказанной автором концепции, биоактивные точки, используемые в рефлексотерапии, являются рецепторами морфогенетических полей биокристаллоида. Поиски новых точек и зон организма человека, а также обоснованное применение принципов рефлексотерапии возможны только на научной основе.

Подобные взгляды, считает ученый, позволят возродить некоторые положения теории Ж.Б.Ламарка и учение Л.С.Берга, которые рассматривали биологическую эволюцию как номогенез, где внутренняя целеустремленность, в нашей интепретации, является способностью биокристаллоида к самоорганизации. Дальнейшее изучение физических свойств морфогенетического поля, создание соответствующих регистрирующих приборов, использование веществ, способных регулировать напряжение этого поля, безусловно поможет вывести научную медицину на качественно новый уровень.

- Резюмируя вышесказанное, хотел бы подчеркнуть, что медицинская наука, основанная только на положениях клеточной теории, не полностью отражает строение и функционирование биоорганизмов и не отвечает требованиям современной медицины, - говорит Александр Ермоленко. - На мой взгляд, изучение силовых полей биокристаллоида, в том числе человека, даст возможность разрабатывать новые методы диагностики и лечения.

Татьяна КУЗИВ, корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru