Вы здесь

Отступать дальше некуда

Как мы уже сообщали (см. «МГ» № 77 от 11.10.06), в Колонном зале Дома союзов состоялась совместная научная сессия академий наук, имеющих государственный статус. Ее тема: «Здоровье и образование детей - основа устойчивого развития российского общества и государства».

Что можно и нужно предпринять для улучшения состояния здоровья подрастающего поколения? Какой должна стать школа, чтобы соответствовать требованиям времени? Как уберечь учеников от негативных факторов окружающей среды? Эти и многие другие вопросы широко и всесторонне обсуждались научным сообществом в течение двух дней.

Решение проблем, накопившихся в сфере образования, здравоохранения, градостроительства, обеспечения здоровым питанием требует скоординированной и системной работы коллективов образовательных и медицинских учреждений, органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций, считают ученые. Вот поэтому и собрались в Колонном зале вместе сразу шесть академий, каждая из которых имеет свои достижения. Например, Российская академия наук многие годы разрабатывает фундаментальные проблемы, уделяет серьезное внимание вопросам психологии. Российская академия сельскохозяйственных наук трудится над созданием новых продуктов питания для детей. Российская академия образования работает над изменением системы школьного воспитания. Академия архитектуры и строительных наук решает вопросы по созданию современных комплексов жилых зданий, детских садов и школ, которые являлись бы наиболее комфортными и удобными для детей, сохраняли их здоровье. Российская академия художеств многие годы занимается разработкой программ, связанных с развитием творческих способностей у детей и молодежи. Словом, каждая из шести академий готова внести свой вклад в воспитание, образование и улучшение состояния здоровья юных граждан нашей страны.

Портрет современного ребенка

- Мы не будем вспоминать прошлое России или разбирать ее настоящее, заметил академик РАН и РАМН Михаил Пальцев накануне научной сессии академий. Мы хотим думать о будущем. Каким же оно видится с позиций сегодняшнего дня? Весьма тревожным, поскольку человеческий ресурс страны находится на грани исчерпания. Высокая детская смертность, широкое распространение инфекционных, сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, психических расстройств, угроза разрушения духовного здоровья нации, деградация среды обитания все это не оставляет надежд на радужные перспективы.

Как отмечалось на сессии, негативные тенденции в состоянии здоровья детей за последнее десятилетие приобрели устойчивый характер и стали еще более очевидными, поскольку не преодолен демографический кризис. По словам академика РАМН Александра Баранова, число родившихся сокращается, и их качество ухудшается. 60% новорожденных имеют те или иные отклонения.

- Состояние здоровья детей, к сожалению, остается неутешительным, с грустью констатировал президент РАМН Михаил Давыдов. - Отмечается неуклонная тенденция роста заболеваемости, причем в абсолютных цифрах один и тот же ребенок имеет несколько заболеваний.

Значительная доля болезней формируется в школьном возрасте. К окончанию школы более половины детей имеют ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья.

Российские ученые, проводя анализ функциональных нарушений среди нынешних подростков и их сверстников 90-х годов, отмечают весьма существенные изменения в здоровье, которые произошли за 10 лет. За последнее десятилетие распространенность расстройств сердечно-сосудистой системы у школьников возросла в 3 раза и выявляется у каждого второго (!) подростка. Уровень смертности детей различных возрастных групп в России в 2-4 раза выше, чем в экономически развитых странах. Если бы удалось ее снизить до уровня европейских стран, продолжительность жизни выросла бы на 2 года.

Неблагополучна ситуация с физическим развитием детей, снижается число имеющих нормальную массу тела и увеличивается количество низкорослых ребят. У 30% юношей и девушек выявляется задержка полового развития, а 40% юношей и девушек имеют болезни, которые могут ограничить возможность реализации репродуктивной функции.

Показатели психической болезненности детского населения и подростков в 2 раза выше, чем взрослых, и имеют неуклонную тенденцию к росту. Очень высока смертность от самоубийств по сравнению с другими странами, суициды наблюдаются даже у детей 5-10 лет. По данным Психологического института РАО, в школу в настоящее время приходят 20% детей с различными нарушениями психического здоровья. К концу их обучения в начальной школе эта цифра увеличивается до 60%.

Медицинская наука располагает убедительными доказательствами того, что большая учебная нагрузка создает серьезные препятствия для реализации возрастных биологических потребностей детского организма. Напряженный характер учебы, значительный объем учебной нагрузки, дефицит времени для усвоения информации все это вместе взятое  является психотравмирующими факторами для ребенка. Они оказывают стрессорное воздействие на развивающийся детский организм, формируют невротические расстройства с последующими нарушениями работы сердца, желудочно-кишечного тракта, других органов и систем.

Степень утомления учащихся, уровень их невротизации, эмоциональный комфорт и в конечном итоге состояние здоровья детей зависят не только от объема учебной нагрузки и ее содержания, но также и от методов, режимов и технологий обучения, от качества школьных помещений.

Материально-техническая база многих образовательных учреждений, и прежде всего дошкольных, особенно в сельской местности, требует коренного улучшения.

Недоедал в детстве - проживешь на 3-5 лет меньше

Словом, ребенок, не обладая завидным здоровьем от рождения (а здоровыми появляются на свет, по некоторым данным, лишь треть детей), идет в школу. Там на него наваливается множество проблем. Учебная перегрузка, эмоциональное напряжение, вынужденная многочасовая поза все это атрибуты современной школы. Хорошо еще, если здание образовательного учреждения современное (в стране только 22% школ обладает здоровьесберегающей средой), а если нет... Ребенок попадает под огромное количество факторов, усугубляющих его состояние. Какое уж тут здоровье...

Нерациональное питание, недостаточный охват им детей в школьном возрасте усугубляют негативное влияние. Кстати, нарушения питания в раннем возрасте приводят к нарушениям физического и умственного развития, расстройству иммунитета, частым респираторным заболеваниям, заболеваниям желудочно-кишечного тракта и в конце концов к снижению ожидаемой продолжительности жизни на 3-5 лет. Между тем, по словам Геннадия Онищенко, руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, гипотрофия отмечается у 5% детей, что говорит об алиментарном голоде среди детей младших возрастных групп.

Как отметил президент РАСХН Геннадий Романенко, на питание детей в школах выделяется из местного бюджета от 1,5 до 10 руб. на одного человека. Как можно позавтракать на 1,5 руб. при современных ценах? Для сравнения отметим, что на американского школьника выделяется в десятки раз больше. А питанием по льготным ценам в США обеспечивается около 32 млн детей школьного и старшего дошкольного возраста. В ряде европейских стран вводится или введено бесплатное школьное питание. В Америке разрабатывается программа второго завтрака для школьников. Мы же, как отметил Г.Романенко, об этом боимся даже говорить.

Президент РАСХН призвал обратить особое внимание на детей, которые проживают не в крупных городах, а в небольших населенных пунктах, заброшенных поселках. Есть деревни, где живет 2-3 ученика, и они за много километров вынуждены добираться в школу, - сказал Геннадий Алексеевич. -Стыдно смотреть на детвору, которая, добираясь в дождь, непогоду, несет с собой сумочку с бутербродами. Государство должно взять заботу на себя за этих будущих селян, их обязательно надо кормить.


Безусловно, тревожен тот факт, что происходит снижение объемов производства детских продуктов отечественными производителями, российский рынок испытывает дефицит продуктов лечебно-профилактической направленности.

В настоящее время производство детских продуктов не покрывает самую минимальную потребность. Недостающие объемы восполняются импортом. А импортные продукты, как правило, не сориентированы на метаболическую специфику России, связанную с условиями проживания наших детей и предопределяемую социальными, климатическими, экологическими факторами, да и традициями местного населения. Та же морковь, выращенная в Подмосковье, содержит каротина в два раза больше, чем зарубежная.

По словам Г.Романенко, продукты российского производства получают высокую оценку практически во всех уголках земного шара. Г.Романенко привел пример, когда во время сессии принесли телеграмму «SOS» из космоса, что закончились продукты питания российского производства, срочно просили добавку, так как продукцию других стран космонавты не особо охотно используют.

За 10 лет разработано 375 наименований продуктов для детей, создано большое количество новых сортов и гибридов специально для детского питания, в частности выведены диетические сорта риса, способные осаждать на себе токсины, однако многие разработки плохо осваиваются производством. По словам президента РАСХН, без дотации детское питание производить в условиях сегодняшнего рынка не многим фирмам выгодно. Все подстраиваются под массового потребителя, а не под отдельные группы, имеющие заболевания, проживающие в особых условиях и т.д.

Красна школа и углами и дворами

Создание условий для здоровья, образования, воспитания детей должно начинаться с создания материальной базы: родильных домов, детских садов, школ, интернатов, баз спорта и отдыха, домов творчества, больниц, санаториев, трудовых лагерей, словом, всех составляющих среды, в которой живет ребенок, считает президент РААСН Алексей Кудрявцев.

У детей свои потребности, своя психология, свои взаимоотношения, свои особенности организма. Отсюда необходимость внимательнейшим образом выявлять эту специфику и воплощать ее в проектах и постройках для детей. Оттого, насколько правильно и грамотно построены школы, сформированы рекреационные зоны, спланированы столовые и физкультурно-оздоровительные залы, зависит развитие наших детей, уровень заболеваемости, их ежедневное самочувствие. Архитектура школьных зданий одна из сложнейших тем, которая часто выпадет из практики проектирования и строительства.

- Сегодня нужны новые принципы пространственной организации «мира детей», отметил А.Кудрявцев, важно помнить о детях-инвалидах, чье будущее во многом зависит от среды обитания, ее доступности и комфортности. Нужно, к примеру, проектировать много функциональные школьные комплексы, имеющие перекрытые внутренние дворы, что представляет отличные возможности для общения, игровых и спортивных мероприятий для школьников и позволяет взять на себя функции прежних дворовых пространств. Некоторые примеры уже можно назвать, в частности  новые школьные комплексы в Иркутске, общеобразовательная школа на ул. Щепкина и школа искусств в Выхино в Москве, но пока это еще частные примеры. Необходимы новые стандарты детских учреждений, обеспечивающие оптимальное духовное и физическое развитие детей. Нужна новая современная типология зданий и сооружений для детей.

Говорят, стены учат, стены лечат. Мир детства проходит в материальной среде. Совершенно очевидно, что аспекты градостроительной координации должны быть объединены под общим профессиональным руководством, с тем чтобы, например, национальный проект доступного и комфортного жилья не стал бы только строительством жилищ.

- У нас есть замечательные достижения в области школьного строительства, строительства детских садов, физкультурных сооружений в  Москве,    сказал  президент РААСН. И вместе с тем мы видим, как   угасает   интеллектуальная жизнь на селе. Особенно я хотел бы обратить внимание на так называемые закрытые сферы пребывания трудных подростков. Мы практически не знаем, в какой среде находятся малолетние преступники.

По мнению Алексея Кудрявцева, следовало бы создать координационный совет научного сопровождения национальных проектов при Правительстве РФ.

Вернуть школе воспитательную функцию

- Нам надо действовать вместе для того, чтобы четко выявить систему рисков, которые есть в нашей действительности, и в материальной, и в духовной. И посмотреть, что мы можем сделать, чтобы эти риски предотвратить, сказал президент РАО Николай Никандров.

По его словам, в обществе могут возрастать такие характеристики, как антипатриотизм и утрата чувства Родины, неуважение к власти, армии и силовым структурам, национализм в различных формах, жестокость, равнодушие к людям, обострение проблемы отцов и детей, неуважение к старшим поколениям, к отечественной истории, равнодушие к созданию семьи, пробные браки и т.д. Это все риски для физического, нравственного и психического здоровья человека, для безопасности страны. Следует признать реальность этих рисков и принять контрмеры. Необходимо усилить гуманитарную составляющую содержания образования, проявить политическую волю и принять ряд ограничительных мер, что в ряде стран именуется как цензура по мотивам нравственности. С другой стороны, нужно всемерно воспитывать разумную систему ценностей, в том числе и через искусство.

- Российская живопись и скульптура, считает президент PAX Зураб Церетели, опирается на традиции высоких нравственных идеалов. Произведения искусства могут и должны помогать подрастающему поколению в обретении истинных жизненных ориентиров, призывать его к добру, к чистоте. Если у молодого человека нет гармонии в душе, он не сможет создать полноценную семью и воспитать достойных детей.
 
Консолидация необходима

Совершенно очевидно, что для коренного улучшения ситуации с состоянием здоровья детей необходимо комплексное решение наиболее актуальных проблем детства. Мы теряем многие ценнейшие интеллектуальные силы, физический ресурс, при этом страдает экономика страны, оборонный потенциал, национальная независимость государства, заметил вице-президент Российской академии наук Николай Платэ. Надо консолидироваться, попытаться собрать все воедино и предложить комплекс мер. Национальные проекты хорошая инициатива президента В.Путина, но их явно нужно дорабатывать с заботой о подрастающем поколении.

По словам президента РАМН Михаила Давыдова, эффект от государственных мероприятий, связанных с повышением рождаемости, будет не ранее чем через 15-20 лет. Сегодня состояние детей находится в таком статусе, что рассчитывать на воспроизводство нации с помощью нынешней генерации не представляется возможным. Только 6% девочек от 0 до 14 лет здоровы, остальные имеют ту или иную патологию.

Медики и ученые готовы предложить самые высокие технологии и купировать многие заболевания, снизить смертность в 2 раза в ближайшие 2-3 года при определенном консолидированном подходе РАМН и Минздравсоцразвития России. Однако существуют социальные факторы и чиновничья ригидность, которые мешают реализовать эти технологии и сегодня же внедрить в жизнь, сказал М.Давыдов.

Науке есть что предложить

Что же может предложить наука для изменения ситуации?

Как отметил Николай Платэ, сегодня в РАН, в ее институтах, занятых фундаментальными исследованиями, разработаны очень хорошие методы диагностики, аналитические приборы и всякого рода измерительные комплексы. Например, в Институте молекулярной биологии им. В.А.Энгельгардта РАМН созданы диагностикумы, позволяющие быстро, в течение 45-60 минут провести скрининг, какие вирусы и бактерии содержатся в биологической жидкости человека.

В стране принято решение об открытии программы нанотехнологий и наноструктур. Это качественно новый прорыв в области не только фундаментального знания, но и молекулярной медицины. Сегодня техника, физические приборы позволяют видеть молекулу и определять, где происходит нарушение. А раз мы это видим, то можем диагностировать, вмешиваться, и можем лечить десятки заболеваний, с которыми до сих пор не могли справиться.

Однако проблема не только в том, чтобы сделать что-то новое, но и в том, чтобы это новое дошло до областной и, хорошо бы, районной больницы.

Учеными разработаны научные основы массовых программ профилактики детского травматизма, нарушений репродуктивного здоровья девочек, табакокурения, наркозависимости и психогигиены. Научное сообщество в состоянии обеспечить научные основы разработки, внедрения, оценки эффективности массовых профилактических программ в современных условиях.

РАН может и должна, подчеркивалось на сессии, усилить исследования в гуманитарно-социологической сфере вместе с РАО и другими государственными и общественными институтами, чтобы понять, почему у нас цифры по заболеваемости и смертности в разы отличаются в зависимости от регионов.

Институтами РАМН, дополнил М.Давыдов, накоплено очень много ценных идей, разработок, современных технологий, и диагностических, и лечебных, и профилактических. Загвоздка в том, как эти достижения, которые не уступают мировому уровню, довести до регионов.

По мнению М.Давыдова, нужно создавать эффективные структуры, отвечающие за эту функцию, поскольку то образование, которые сегодня существует в виде Министерства здравоохранения и социального развития РФ, не способно это делать. Нужно вычленить Министерство здравоохранения, медицинской и фармацевтической промышленности. Надо создать 7-8 национальных центров по основным разделам медицины. В качестве примера М.Давыдов назвал организацию онкологической службы Японии. Там имеется один противораковый центр и 70 госпиталей, работающих по единой технологии. Так же можно сделать по педиатрии, травматологии, нейрохирургии. Все в стране для этого есть, утверждает М.Давыдов. Вопрос в создании эффективно действующей и ответственной структуры.

Я считаю, сказал президент РАМН, что отвечать должен не чиновник, который в этом мало смыслит, а руководитель конкретного национального центра, ответственного за эту проблему. Нужно все-таки опираться на профессионалов. В РАМН большинство ученых имеют непререкаемый международный авторитет. И строить надо взаимоотношения от науки к практике, потому что здравоохранение сегодня это в первую очередь наука, которая постоянно развивается, рождает новые технологии. Вопросы взаимодействия имеют стратегическое значение. Попытки реформировать отраслевые академии, в частности РАМН, большую академию, носят разрушительный, деструктивный характер. Потому что академия это иммунная система страны. Это институт экспертов государственной значимости, который должен вовремя подсказать направления деятельности здравоохранения, необходимость их смены, уровня оснащения, давать независимую оценку ситуации. Тогда это принесет ощутимые результаты.

- Вопрос в консолидированных действиях правительства и академических сил, которые не востребованы сегодня, заявил М.Давыдов. Если такая востребованность будет, то совместными усилиями мы можем решить любой вопрос, причем в минимальные сроки. Например, за З-4 года снизить смертность до мирового уровня.

- Драма нынешнего времени состоит   в том, полагает Николай Платэ, что  и здравоохранение, и наука, и образование в глазах управляющих структур выглядят иждивенцами. Считается, что это затратные области. А ведь система здравоохранения возвращает людей в строй. Если мы хотя бы на 2 года за счет хорошего лечения увеличим продолжительность жизни мужчин, уже какой выигрыш будет для страны. И вложение средств в детей вовсе не затратное дело, а просто отложенная прибыль. Здравоохранение категория экономическая. Просто не надо требовать от него 100-процентной прибыли к 10 часам завтрашнего дня.

Плюс организационные меры

Сегодня уровень состояния здоровья детей в большей мере зависит от организационных недостатков, а не от состояния научных исследований, считает академик РАМН А.Баранов. Только организационными мерами можно на 80% снизить смертность. Потому что в структуре смертности 80% составляют причины предотвратимые или условно предотвратимые. То есть те, которых (при соблюдении всех норм и правил профилактики, диагностики и лечения) можно избежать. Это колоссальный резерв.

В числе организационных мероприятий А.Баранов назвал внедрение современных форм работы в деятельность детских амбулаторно-поликлинических учреждений, направленных на снижение смертности от острых заболеваний, внедрение современных технологий реанимации и интенсивной терапии в деятельность скорой медицинской помощи (сегодня до 10% умерших погибают при перевозке), снижение инвалидности и смертности от дорожно-транспортных и бытовых травм, острых и неотложных состояний, совершенствование системы иммунопрофилактики.

По мнению А.Баранова, очень важно внедрение в деятельность детских поликлиник современных медико-социальных профилактических технологий, прежде всего формирование стереотипов здорового образа жизни в семье, в школе.

- Необходимо комплексное решение наиболее актуальных вопросов детского здравоохранения, использование новых технологий в медицине, при этом следует понять, что система и организация образовательного процесса должны способствовать сохранению и укреплению здоровья, подчеркнул президент РАМН М.Давыдов.

На сессии ученые не только проанализировали ситуацию, но и наметили шаги к ее исправлению. Научный потенциал академий, имеющих государственный статус, позволяет обеспечить как фундаментальные основы, так и научное сопровождение национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, сельского хозяйства и обеспечения доступного жилья с целью формирования здорового поколения россиян, а также выход России из демографического кризиса.

Ученые считают важными комплексные исследования возрастно-половых закономерностей роста, развития и формирования здоровья человека от рождения до зрелого возраста; совершенствование критериев и подходов к оценке состояния здоровья на индивидуальном и популяционном уровнях; разработку новых возрастных нормативов развития детей и подростков, критериев оценки адаптационных возможностей детей к учебным нагрузкам и воздействию факторов среды; новых технологий сохранения здоровья, основанных на прогнозе адаптации, повышении функциональных резервов организма и воздействии на факторы риска; медико-педагогических критериев, нормативов и показателей адекватности учебных нагрузок, программ и технологий обучения функциональным возможностям детей.

Решено было обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой при планировании национальных проектов в сфере здравоохранения, образования и сельского хозяйства в 2007 и последующих годах включить в них программы медицинского обеспечения детей и подростков в образовательных учреждениях («школьное здравоохранение»), обеспечения детей и подростков здоровым питанием в образовательных учреждениях («школьное здоровое питание»), развития физической культуры и спорта на базе образовательных учреждений, увеличить финансирование Федеральной целевой программы «Дети России» и подпрограммы «Здоровый ребенок» в части медицинского обеспечения детей и подростков в образовательных учреждениях. По мнению ученых, в рамках программы «Дети России» необходима подпрограмма «Формирование здорового образа жизни детей и подростков».

- Концентрация усилий академий, имеющих государственный статус, отметил М.Пальцев, может оказать серьезное влияние на те процессы, которые происходят в России, и тем самым оказать поддержку государству, Правительству и Президенту страны в решении назревших проблем нашего общества.

Проводимая сессия явилась очередной попыткой научного сообщества наладить диалог с Правительством РФ, предложить свою помощь в улучшении ситуации, связанной с реализацией национальных проектов.

...К сожалению, ни одного министра, которые и должны реализовывать многие предложения ученых, на сессии не было, хотя, говорят, всех их приглашали.

Валентина ЕВЛАНОВА,
корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru