Вы здесь

Больной предъявляет счет

Немецкая система здравоохранения по праву считается одной из лучших в мире. Хотя в Европе более эффективным и удобным для пациентов эксперты называют медицинское обслуживание в Нидерландах, Дании, Австрии, Люксембурге и Швеции. К числу недостатков немецкой медицины авторы ежегодного регистра, составленного организацией Health Consumer Powerhouse, относят не вполне реализуемые, с их точки зрения, права пациентов. Всё, однако, познается в сравнении.

Права пациентов

Самое главное из прав, которыми обладают немецкие пациенты, - право на самоопределение. Это значит, что врач обязан подробно проинформировать заболевшего о недуге, его тяжести, вариантах лечения, возможных рисках, а также о последствиях на тот случай, если пациент откажется от терапии. Такое право у него тоже есть. Никого в Германии нельзя лечить против воли, за исключением психически больных, представляющих угрозу для окружающих или себя самих. Важная отличительная черта немецкой системы здравоохранения - свободный выбор врача. Обратиться можно к любому - хоть по соседству, хоть в другом городе. Каждый пациент имеет также право посмотреть свою историю болезни и, если пожелает, сделать копии. При этом он - единственный, если не считать врача, кто имеет доступ к такой информации. Разглашение личных данных пациентов, их передача третьим лицам, например работодателю, не допускается.

Немецкий пациент имеет право на уважительное к себе отношение со стороны медицинского персонала: врач и медсестры обязаны учитывать его религиозные потребности и не чинить без надобности препятствий общению с родными и близкими. Навестить больного в немецкой больнице можно практически в любое время суток, если он, конечно, не в реанимации.

Ответственность врачей

Немецкий врач обязан со всей тщательностью подходить к лечению больного и по закону несет ответственность за ущерб здоровью, допущенный по его вине. Пациент, в свою очередь, имеет право требовать сатисфакции от врача за допущенную халатность, неверный диагноз или ошибочную терапию. При этом сумма компенсации бывает довольно значительная: суммируются расходы на дополнительное лечение, моральная компенсация, упущенные возможности.

20 тыс. евро получила, например, женщина, которая в возрасте 15 лет оказалась в психиатрической лечебнице с диагнозом «юношеская шизофрения». Диагноз оказался ошибочным, девушке прописали чрезмерные дозы психотропных препаратов.

Ошибки допускают и немецкие дантисты. Удаляя пациенту зуб мудрости, врач задел губной нерв. Экспертная комиссия пришла к выводу, что врач допустил профессиональную ошибку, поскольку решил обойтись без надлежащего рентгеновского снимка. Размер выплаченной компенсации - 6 тыс. евро.

В 200 тыс. евро судьи оценили ущерб, нанесенный одному потенциальному профессиональному футболисту. Незадолго до подписания контракта с командой Бундеслиги 18-летний спортсмен повредил мениск в игре за молодежную команду «Арминия». Операцию на колене ему сделали плохо, нарушили гибкость коленного сустава, и на профессиональной карьере пришлось поставить крест. Получивший инвалидность футболист требовал значительно больше - 3,8 млн. В такую сумму он оценил свои будущие, но так и не состоявшиеся доходы в качестве игрока Бундеслиги.

Далеко не всегда судьи встают на сторону потерпевшего. Так было, например, в случае удаления миндалин у 6-летнего мальчика. В результате операции у него оказалась нарушенной деятельность головного мозга. Родители считали, что врач не проинформировал их о возможности консервативного медикаментозного варианта лечения. По оценке судей, однако, врач действовал верно, поскольку картина болезни ребенка не допускала никакого другого способа, кроме хирургического вмешательства.

Оборонительная медицина

Количество судебных разбирательств, в ходе которых в роли ответчика выступают врачи, в Германии растет. Это свидетельствует о росте самосознания и требовательности немецких пациентов. Но есть у такой тенденции и оборотная сторона.

Некоторые эксперты указывают на риск перехода к так называемой оборонительной медицине, когда врач в своих действиях начинает руководствоваться не собственными убеждениями и интересами пациента, а советами своего адвоката. Лишь бы терапия была безупречной с юридической точки зрения, а насколько она эффективна - вопрос второстепенный.

Недовольный пациент может обратиться в одно из обществ по защите прав потребителей или к специальному уполномоченному, который есть у каждой больничной кассы. От них жалобу передают врачу. Как пояснил медицинский эксперт Петер Канцлер, как правило, врач или медсестра должны дать ответ, причем в письменной форме.

Если объяснение врача пациента не устраивает, у него есть дополнительные возможности. «Если пациент считает, что врач допустил серьезную ошибку, - разъяснил Петер Канцлер, - то он может возбудить арбитражное разбирательство при земельной врачебной палате. В таком случае делом займутся медики и юристы».

Арбитражные комиссии при земельных врачебных палатах существуют в Германии с 1975 г. Комиссии рассматривают жалобы пациентов бесплатно, расходы на медицинскую экспертизу несет страховая компания врача-ответчика. Самому пациенту в таких случаях приходиться оплатить лишь поездку на медкомиссию и расходы на адвоката, если он решил прибегнуть к услугам юриста.

Каждый год в арбитражные комиссии поступает порядка 10 тыс. жалоб. По статистике, более чем в половине случаев выясняется, что врач и в самом деле допустил ошибку. Чаще всего при этом речь идет о хирургическом вмешательстве (25% случаев), постоперационном лечении и диагностике (10%). В общей сложности, однако, доля ошибок в немецком здравоохранении ничтожно мала - она составляет всего 0,35% от числа обращений к врачу (400 млн в год при 80 млн жителей Германии).

Жаловаться станет проще

Менее благополучно положение во многих других странах Евросоюза. По данным комиссара ЕС Андруллы Василиу, отвечающей за европейское здравоохранение, в среднем каждый десятый случай лечения в ЕС наносит ущерб пациентам. По статистике, чаще всего больные подают в суд на хирургов.

Принимая во внимание этот факт, Еврокомиссия собирается упростить процедуру подачи жалоб на некомпетентных медицинских специалистов. По мнению Еврокомиссии, очень часто при оказании помощи европейские врачи проявляют некомпетентность.
 
Вскоре именно врачам придется доказывать, что их ошибки не навредили здоровью пациента. Защитники прав потребителей бьют тревогу и требуют принять закон, который помог бы пострадавшим пациентам легче получить компенсацию за причиненный здоровью вред. «Мы ожидаем, что страны - члены ЕС примут ряд рекомендаций, помогающих защитить пациентов от последствий плохого медицинского обслуживания, - говорит Андрулла Василиу. - В частности, пациентам, пострадавшим от врачебной ошибки, будет проще обратиться с жалобой в соответствующие инстанции и получить компенсацию за причиненный здоровью вред». 26 ноября, Василиу собирается представить Еврокомиссии конкретные предложения по этому вопросу.

Председатель союза по защите прав потребителей Герд Биллен выступил с требованием, чтобы правительство Германии приняло закон по защите прав потребителей, который бы четко регулировал права и обязанности врача и пациента. По его мнению, сейчас в большинстве случаев пациент вынужден доказывать, что его здоровью причинен вред, а это подчас бывает не так просто.

Новый закон должен изменить ситуацию. Если эксперты подтвердят, что при лечении была допущена ошибка, то доказывать, что она не навредила здоровью пациента, должен будет именно врач. Чаще всего, по данным Федеральной врачебной палаты Германии, после хирургов в списке самых популярных «ответчиков» следуют ортопеды, терапевты и гинекологи.

Юрий БЛИЕВ, обозреватель «МГ».
По материалам Die Welt.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru