Вы здесь

Новые горизонты университета

10 ноября Новосибирский государственный медицинский университет отмечает первый юбилей в данном статусе: 3 года назад одному из старейших профильных вузов Сибири присвоено звание университета. Как считают в НГМУ, это не столько является признанием соответствия вуза заданным критериям, сколько выдвигает новые требования к качеству обучения. Есть планка, опускаться ниже которой вузу нельзя.

О том, какие задачи ставит и решает новое руководство Новосибирского медицинского университета, в интервью «Медицинской газете» рассказал недавно избранный ректором доктор медицинских наук, профессор Игорь МАРИНКИН.

В оценках - ничего личного

- Игорь Олегович, намерены ли вы провести какие-то радикальные изменения в организации учебного процесса?

- Изменения начались с самой процедуры приемных экзаменов. В этом году прием на дневную форму обучения был только по результатам ЕГЭ. На мой взгляд, такая форма приема позволяет свести к минимуму вероятность поступления в медицинский вуз «случайных» людей, так как эмоциональный фон подобных экзаменов более спокойный, и хорошо подготовленный абитуриент не допустит досадных ошибок из-за чрезмерного волнения. Второе, ЕГЭ сводит на «нет» возможность субъективизма при оценке абитуриента и, как следствие, использование неких «обходных» путей для зачисления.

В прошлом году в НГМУ впервые попробовали и, убедившись в положительных результатах, намерены продолжать проведение интернет-экзаменов в компьютерном классе университета. В подобной форме будут проводиться экзамены по основным предметам, таким как химия и биология, а также по профильным специальностям - терапия, хирургия, акушерство-гинекология. Преимущества те же: объективная оценка уровня знаний студента, отсутствие возможности повлиять извне на результаты тестирования и использовать некие коррупционные схемы.

Мы откорректировали систему отработок пропущенных занятий. Теперь это находится под контролем деканатов, и студенты, которые пропустили четырехчасовое занятие, уже не могут отработать его в течение 15 минут. Они должны написать от руки реферат по каждой пропущенной теме и пройти собеседование.

Кроме того, изменены правила поступления в бюджетную интернатуру и ординатуру. Если раньше вопрос, кому из выпускников посчастливится там учиться, решался на уровне руководства вуза, то сегодня кандидаты на зачисление в бюджетную клиническую интернатуру и ординатуру направляются по ходатайству кафедр, по согласованию с деканатом и после обсуждения в студенческих коллективах. Основной критерий отбора - отличные оценки претендента. Мы считаем, такой подход будет стимулом для студентов с 1-го курса стараться учиться так, чтобы к 6-му курсу подойти с хорошими показателями и попасть в интернатуру или ординатуру именно на бюджетной, а не на хозрасчетной основе.

- Болевое место в российской высшей школе - стареющий профессорско-преподавательский состав. Между тем подготовка врача ХХI века требует от преподавателя не только академических знаний, но и знаний о современных научных достижениях, медицинских и педагогических технологиях.

- Я сам уже 24 года преподаю в нашем вузе и не могу сказать, что 20 лет назад был другой средний возраст преподавательского состава. Правда, за последние 5 лет в НГМУ активно выдвигаются на должности руководителей кафедр молодые доктора наук.

В то же время присутствие в коллективе преподавателей пенсионного возраста я считаю обязательным, это позволяет поддерживать связь поколений. В медицинском вузе, как ни в одном другом, важно, чтобы в угоду конъюнктуре не был утрачен академизм, традиции русской медицинской школы в подготовке будущих врачей. Старшее поколение преподавателей - это носители не только академических знаний, но и культуры, интеллигентности, которые всегда были присущи русской профессуре.

Если говорить об уровне преподавания, нам в большей степени кажется актуальной другая проблема: отличие преподавателей клинических кафедр от преподавателей любой общетеоретической кафедры в том, что это должны быть люди с хорошим опытом работы по специальности. Не может преподавать терапию человек, который сам проработал терапевтом всего 2-3 года.

К сожалению, прежде больше обращалось внимания на формальные признаки преподавателя, в частности, на наличие ученой степени. Все преподаватели раз в 5 лет обязательно повышали квалификацию на кафедре педагогики, но перед ними не ставили задачу повышать квалификацию по специальности. Причем повышать ее в ведущих клиниках России и мира, а не на своих же циклах усовершенствования. Если уровень профессионализма преподавателя университета не отличается от уровня практикующих врачей, он вряд ли будет иметь авторитет на клинической базе кафедры, а это, между прочим, является одной из главных составляющих взаимоотношений между лечебным учреждением и высшим учебным заведением. И это же определяет уровень подготовки будущих молодых специалистов в данном вузе.

Хирургом за год не станешь

- Обязательное распределение выпускников: на ваш взгляд, есть ли необходимость к нему вернуться?

- Если мы попробуем вернуть прежнюю систему распределения, думаю, получим больше негатива, чем позитива. Я понимаю смысл вашего вопроса: как закрыть вакансии в сельском здравоохранении? Мне кажется, проблема отчасти в том, что многие студенты никогда не были в сельской местности и вообще плохо себе представляют, что такое центральная районная больница, каков уровень благоустройства в селе сегодня.

Руководство НГМУ договорилось с руководством Департамента здравоохранения администрации Новосибирской области и главными врачами ЦРБ о том, что с нынешнего учебного года как можно большее число студентов 5-го курса будут проходить практику в районных больницах. Уверен, после такой практики представление многих ребят о сельской медицине изменится к лучшему. Во время практики студент сможет обсудить с главным врачом условия его будущей работы, варианты решения квартирного вопроса, получить направление на специализацию в зависимости от того, какой именно врач нужен этой больнице - хирург, анестезиолог, акушер и так далее.

В целом же, шансов поехать после университета в село больше у того выпускника, который в этой деревне вырос. Поэтому мы будем работать на привлечение абитуриентов из села. Многие деревенские ребята с хорошим уровнем знаний просто-напросто боятся того, что в медицинский без блата они не поступят, и идут в другие вузы. Нужно рассказывать старшеклассникам об условиях приема в университет, о правилах учебы, избавлять их от необоснованных страхов. Причем работу по профориентации среди сельских школьников будут вести наши студенты во время каникул.

Конечно, чтобы ребята из районов области приехали к нам учиться, мы должны обеспечить им достойные условия жизни в общежитии. Сейчас мест в общежитиях НГМУ значительно меньше, чем требуется, потому что там много «непрофильных» жильцов. Подобную практику заселения мы намерены прекратить и в течение года распрощаемся со всеми посторонними квартирантами. Кроме того, начинается долгожданный капитальный ремонт общежитий.

- Коммерциализация высшего образования - явление свершившееся, но до сих пор вызывающее дискуссии. Должны ли студенты, поступившие учиться на коммерческой основе, быть этакой «кастой неприкасаемых»?

- Действительно, во многих вузах практикуется разделение студентов на бюджетные и внебюджетные группы. Я категорически против этого. И до меня, и при мне в НГМУ ничего подобного не было и не будет, требования ко всем студентам одинаковы: каждый из них должен освоить образовательный стандарт. И преподаватели на экзаменах не знают, из какой когорты этот студент. Неуспевающего студента-«внебюджетника» мы отчисляем из университета так же, как неуспевающего «бюджетника».

Вообще, я не считаю, что коммерциализация высшего образования серьезно повлияла на качество подготовки специалистов. Определенное число слабых студентов было в вузах и в советские времена всеобщего бесплатного образования.

Хотелось бы сделать акцент на другой проблеме. Она не связана с коммерциализацией образования, но относится к числу приоритетных в плане повышения качества подготовки будущих врачей. Я имею в виду специализацию выпускника медицинского университета. Считаю, этот этап необходимо вернуть в стены медицинского вуза.

После того как была отменена субординатура, интернатура, которая теперь является формой получения специализации, разделилась на больничную и клиническую. Поставить знак равенства между ними невозможно. Клиническая - это семинары, которые проводят сотрудники кафедры, сдача экзаменов и зачетов под контролем медицинского вуза. Больничная же интернатура - это работа вчерашнего студента под контролем врача, далеко не всегда имеющего высокий профессиональный уровень, а тем более не владеющего навыками педагогической деятельности. В результате обе группы интернов при разном уровне подготовки получают один и тот же диплом об окончании интернатуры и сертификат специалиста.

Необходимо поставить более жесткие требования к проведению первичной специализации в интернатуре. Эта тема уже неоднократно обсуждалась на медицинских форумах различного уровня и на заседаниях совета ректоров вузов.

Параллельно ставится вопрос о введении практики двухступенчатой специализации по ряду специальностей. Например, предлагается выдавать сертификат по специальностям акушерство-гинекология и хирургия только по прохождении интернатуры и клинической ординатуры последовательно, то есть через 3 года. Полностью разделяю эту точку зрения, считая, что данная мера направлена на повышение уровня подготовки врачей. Невозможно вчерашнему студенту всего за 1 год стать специалистом в хирургии.

Нужны врачи-мыслители

- Игорь Олегович, Новосибирский медуниверситет никогда со времен своего основания не имел собственных клиник. Вы - сторонник идеи создания университетских клиник. Почему?

- Сразу хочу оговориться, что наличие вузовских клиник не решает проблемы взаимодействия вуза с лечебными учреждениями, на базе которых сегодня располагаются наши кафедры. Даже те университеты, которые имеют солидные клиники, закрывают этим всего часть потребности в клинических базах.

Цель у нас иная. Сегодня большинство специалистов высокого уровня из числа профессоров НГМУ помимо преподавательской деятельности занимаются клинической практикой. Но в основном не в областных или муниципальных лечебных учреждениях, а в частных. То есть своим авторитетом они поднимают престиж частного здравоохранения, а не государственного. Теперь у них появится возможность практиковать в университетских клиниках, параллельно обучая студентов.

Университетские клиники должны стать площадкой для апробации новых лечебно-диагностических методов с дальнейшим внедрением их в практику здравоохранения. Мы постараемся оснастить клиники самым современным оборудованием и технологиями, чтобы обучать студентов старших курсов, интернов и ординаторов всему тому, что сегодня применяется в мировой практике. Тогда они будут приходить на работу с высоким уровнем знаний о медицине сегодняшнего и завтрашнего дня, а не вчерашнего. Здравоохранению нужны не просто ремесленники, а врачи, имеющие широчайший кругозор и способные клинически мыслить.

- А что касается собственно научных исследований, планирует ли НГМУ развивать эту сферу деятельности?

- Конечно, причем во взаимодействии с академическими институтами РАН и РАМН. Научная работа в университете будет активизироваться преимущественно по прикладным направлениям, которые решают важнейшие задачи в разных областях практического здравоохранения.

У нас большие планы совместных исследований с НИИ биологической химии и фундаментальной медицины СО РАН, Центром клинической и экспериментальной медицины, НИИ клинической и экспериментальной лимфологии и НИИ региональной патологии и патоморфологии СО РАМН.

Наука заинтересована в получении грантовой поддержки, а условием для этого является хорошая материально-техническая база. Создать ее в отдельно взятом вузе невозможно, да это и невыгодно, поэтому мы заинтересованы в интеграции с институтами медицинской и большой академий. В частности, рассчитываем на то, что университету будет предоставлена возможность пользоваться услугами нового вивария в новосибирском Академгородке, что позволит нам выйти на более высокое качество клинических испытаний и вывести научные исследования из категории рутинных на серьезный международный уровень.

- Несколько лет назад университет получил международный сертификат менеджмента качества. Считаете ли вы, что получение такого документа на самом деле предопределяет изменения в качестве образовательного процесса?

- Я в этом уверен. В чем смысл сертификации по ИСО? Любое предприятие, будь то завод, банк или вуз, должно работать по строгим правилам управления всеми процессами. Процессное управление позволяет вести работу, направленную на повышение качества своих услуг, и одновременно постоянно оценивать ее, чтобы оперативно подстраиваться под изменившиеся обстоятельства внутри вуза или вне его. Например, медицинский университет должен реагировать на перемены демографической ситуации в стране, на изменения требований заказчика наших услуг, то есть студентов и здравоохранения. Ежегодное подтверждение сертификата менеджмента качества я считаю одной из основных задач, которые стоят перед руководством НГМУ.

Чтобы проанализировать, как меняется уровень подготовки молодых специалистов в результате работы по сертификату ИСО, должно пройти 6 лет, то есть цикл обучения одного набора студентов. Сегодня этот набор учится только на 3-м курсе. Правила игры, которые вводятся в результате внедрения системы менеджмент качества, позволяют надеяться на то, что через 3 года мы получим значительный эффект в виде повышения образовательного уровня выпускников.

Сертификация дает возможность унифицировать процесс обучения. Диплом о высшем медицинском образовании, выданный в Новосибирске, должен соответствовать такому же диплому, полученному выпускником медицинского вуза в Москве или, например, в Германии. Наконец, система менеджмента качества позволяет стандартизировать подходы к обучению на каждой кафедре, то есть выпускник должен получать диплом не специалиста по отдельно взятой патологии, а диплом врача.

Беседу вела
Елена БУШ,
соб. корр. «МГ».
Новосибирск.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru