Вы здесь

Владимир Демихов - русский самородок

Владимир Петрович Демихов - человек, прославившийся оригинальными, проделанными впервые в мире экспериментами по пересадке жизненно важных органов. Сын крестьянина, он накануне войны, в 1940 г., окончил биологический факультет Московского государственного университета и все военные годы находился в рядах военно-медицинской службы действующей армии, был врачом-патологоанатомом. А после окончания войны посвятил себя научно-исследовательской деятельности - в течение 40 лет, с 1946 до 1986 г., работал в экспериментально-физиологических лабораториях Института хирургии им. А.В.Вишневского, кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии 1-го Московского медицинского института, НИИ скорой помощи им. Н.В.Склифосовского.

                                        10

Мировые приоритеты

Талантливый хирург-экспериментатор, подлинный самородок, Демихов сумел добиться многих приоритетных достижений. В 40-50-е годы, работая в отнюдь не комфортных условиях, он разработал и осуществил смелые, порой фантастические операции: все они были сложнейшими по хирургической технике и дали отличные результаты, хотя Демихов проводил их без искусственного кровообращения, без гипотермии, без какой бы то ни было иммуносупрессии.

Впервые в мире Демихов успешно осуществил (1946) оригинальные операции гомопластической пересадки сердца и легких у собак. На проходившей в 1947 г. 1 -й Всесоюзной конференции по грудной хирургии он сообщил о разрабатываемых с 1940 г. способах гомотрансплантации сердца и легких в грудную клетку собаки (хотя первоначально, в 1940 г., как он писал впоследствии, он начал пересаживать сердце в паховую область). В его экспериментах производилась пересадка в грудную полость второго сердца вместе с одним легким или долей легкого и пересадка сердца без легких, а также полная замена сердца и легких, взятых у другой собаки, и замена одних только легких. Реципиентами были взрослые собаки, а донорами -3-4-месячные щенки крупной породы. Из 94 собак с пересаженными сердцем и легкими 7 собак прожили от 2 до 8 суток. Технику операций участники конференции наблюдали в специальном кинофильме. Доклад Демихова получил высокую оценку председательствовавшего на конференции известного хирурга А.Н.Бакулева, который оценил его опыты как «большое достижение нашей советской медицины и хирургии».

Дальнейшие исследования по пересадке сердца и легких в эксперименте Демихов продемонстрировал на научной сессии Института хирургии им. А.В.Вишневского АМН СССР (1949). Он делал операции по трем типам: пересадка второго сердца с параллельным включением в систему кровообращения; пересадка второго сердца вместе с одним легким; пересадка второго сердца с желудочно-предсердным анастомозом. Кроме того, были окончательно разработаны методика полной одновременной замены сердца и легких вместе взятых. По его данным, пересаженное сердце сохраняло свою работоспособность и при отсутствии инфекции быстро приживалось у реципиента. Хотя две собаки после гомотрансплантации сердца жили 1,5-2,5 месяца (большинство из них жило от 5 до 10 дней), тем не менее Демихов подчеркивал, что каких-либо видимых специфических реакций на трансплантат не наблюдалось. Позднее (1962) Демихову удалось добиться еще более впечатляющих результатов: собака с вторым пересаженным сердцем, то есть с двумя сердцами, прожила 141 день, причем никакой иммуносупрессии не применялось.

Внимание научной общественности привлекли эксперименты Демихова (1950) по гомопластической замене сердца и легких. Они выполнялись в четыре этапа - подготовка донорского сердца и легких к трансплантации; подготовка грудной клетки и сосудов реципиента; извлечение сердца и легких у донора и перенесение их в грудную клетку реципиента (с поддержанием искусственного дыхания в трансплантате); соединение сосудов трансплантата, выключение и удаление собственного сердца. Продолжительность жизни собак после трансплантации достигала 16 часов.

Подчеркну, что талантливому отечественному исследователю принадлежит бесспорный приоритет в пересадке легких: эту операцию Демихов осуществил впервые в мире. Еще в 1947 г. на 1 -й Всесоюзной конференции по грудной хирургии Демихов рассказал об успешной гомотрансплантации у собак нижней доли правого легкого: животные жили после операции около 7 дней. Он выполнил 6 таких операций. В последующем Демихов при участии своего неизменного и преданного помощника В.Горяйнова в журнале «Бюллетень экспериментальной биологии и медицины» (1950) подробно описал методику пересадки легкого в эксперименте на собаках. Следует отметить, что зарубежные ученые начали изучать проблему ауто- и гомотрансплантации легких и производить в эксперименте соответствующие операции значительно позднее - только в 50-е годы.

Немалый интерес вызвала пересадка головы собаки, которую осуществил Демихов вместе с Горяйновым (1954): об этом он сообщил (с демонстрацией собаки) на заседании Хирургического общества Москвы и Московской области. Пытаясь произвести трансплантацию органов и тканей с сохранением нервной регуляции, Демихов разработал способ пересадки головы вместе с передними конечностями от щенка на шею взрослой собаки. При этом дуга аорты щенка соединялась с сонной артерией собаки, а его верхняя полая вена - с яремной веной собаки. В результате в пересаженной голове полностью восстанавливалось кровообращение, она сохраняла свои функции и все присущие рефлексы. К моменту демонстрации в хирургическом обществе собака с пересаженной головой щенка жила после операции 3-й день (в дальнейшем она жила в течение 6 суток). Это был оригинальный, чрезвычайно тонкий и интересный эксперимент, хотя и носил все-таки сенсационный характер и в то время не имел, пожалуй, той чрезвычайно большой научной ценности, которую ему порой приписывали.

Пересадка почек

Демихов был среди тех отечественных ученых, кто еще в 40-е годы проводил многочисленные эксперименты по трансплантации почек. Как свидетельствуют найденные мной архивные документы, в 1948 г. по предложению А.А.Вишневского в Институте хирургии, где тогда работал Демихов, в эксперименте была осуществлена пересадка почки на заднебрыжеечную артерию: трансплантацию произвели Вишневский и Демихов. «Во время операции,- писал Демихов в Министерство здравоохранения СССР,- стало ясно, что калибр заднебрыжеечной артерии в несколько раз меньше калибра почечной артерии, и поэтому восстановить кровообращение в пересаженной почке не удастся. При наложении сосудистого шва образовалось сужение и непроходимость. Кровообращение в почке после снятия зажимов не восстановилось, и эта неудачно пересаженная почка не была удалена, а оставлена для наблюдения».

Разрабатывая проблемы пересадки жизненно важных органов, Демихов при участии своих помощников А.Фатина и В.Горяйнова предложил (1951) оригинальный метод сохранения изолированных органов. Для этой цели использовался весь комплекс внутренних органов (сердце, легкие, печень, почки, желудочно-кишечный тракт) вместе с кровеносной и лимфатической системами. Для поддержания жизнедеятельности такого комплекса органов требовались только искусственная вентиляция легких и постоянная температура окружающей среды (38-39°С). К свободным концам такого функционирующего препарата можно было присоединить дополнительный трупный орган, необходимый для сохранения и дальнейшей пересадки. В экспериментах сердечно-легочно-брюшноорганный препарат функционировал в течение многих часов.

В последующем, в 1963-1965 гг., Демихов разработал физиологический метод выделения и сохранения жизненно важных органов (сердца, сердечно-легочного комплекса, комплекса органов и т.д.) в функционирующем состоянии путем подключения в прозрачных футлярах-термостатах к кровеносной системе живого или оживленного (бескоркового) организма. Ему удавалось подключить к одному животному до 4 сердечно-легочных комплексов и сохранять их в функционирующем состоянии до 7 суток. В эти же годы он производил тотальную замену крови у собак, овец и свиней на человеческую (трупную) - с целью, как он считал, антигенного сближения этих животных с человеком, а затем подключал к их кровеносной системе трупные сердца человека. По этой методике Демихову удалось оживить трупные сердца человека через 2,5 -6 часов после смерти и поддерживать их в функционирующем состоянии. Наилучшие результаты были получены при использовании свиньи в качестве промежуточного хозяина. Таким образом, Демиховым был впервые создан банк живых органов.

Для исследователей, изучавших различные вопросы трансплантации сердца, а также другие научные проблемы, немалый интерес представляла новая модификация сердечно-легочного препарата, разработанная Демиховьм в 1950 г. Необычным было и его предложение (1951 г.; по данным автора - 1938 г.) заменить в остром опыте сердце (вернее, его желудочки) механическим прибором.

Правда, впечатление от всех этих блестящих экспериментов портило отрицание Демиховым проблемы биологической несовместимости при гомопластических пересадках. Так, участвуя в научной дискуссии в Институте хирургии им. А.В.Вишневского (1949), он на основании полученных им результатов заявил: «Доказательств того, что тканевая специфичность является препятствием для пересадки органов, пока нет никаких». Подобная позиция экспериментатора уже тогда вызвала справедливые возражения таких известных ученых, как А.А.Вишневский, Б.Огнев, П.Здродовский, А.Лапчинский. Однако в работе об осуществленной им в эксперименте на собаках сложнейшей гомопластической пересадке второго дополнительного сердца Демихов вновь утверждал (1950), что для успеха гомопластической пересадки органов необходимо лишь полное восстановление обмена веществ в трансплантате; индивидуальная внутритканевая специфичность не должна оказывать отрицательного влияния на приживление трансплантата.

Хирургия и иммунология

Все-таки под влиянием критических замечаний своих оппонентов Демихов начал пересматривать свои «антииммунологические» взгляды. Об этом свидетельствовал его доклад о пересадке сердца и легких в эксперименте, который Демихов сделал на 26-м Всесоюзном съезде хирургов (1955). Рассказав о способах предупреждения смерти во время производимых им операций на органах грудной клетки и подчеркнув значение полного обезболивания, управляемого и регулируемого искусственного дыхания и управления артериальным давлением, он упомянул о том, что в процессе экспериментов по пересадке сердца, легких и других органов проводятся комплексные исследования совместно с иммунологами, биохимиками, гистологами и другими специалистами.

В последующем, однако, Демихов недооценивал значение иммунологического подхода к пересадке органов и тканей, продолжая утверждать (например, на проходившем в 1964 г. симпозиуме по вопросу о роли крови и лимфоидных элементов донора в создании толерантности), что решающим фактором гибели гомотранс-плантата является не тканевая несовместимость, а причины патофизиологического порядка (тромбоз сосудов и т. п.).

Оценивая эксперименты В.П.Демихова по пересадке жизненно важных органов - сердца, легких, почек, проделанные в 40-50-е годы, следует сказать, что он провел большую исследовательскую работу и разработал оригинальные и интересные методы трансплантации. Результаты, которых он достиг в технике пересадки, на фоне состояния медицинской науки в те годы были важными и нужными. Качество его экспериментов, однако, снижало отсутствие иммунологического подхода, который, как задолго до того установили ученые, являлся основным в решении проблем трансплантологии.

Одним из несомненных показателей повысившегося в те годы интереса к набиравшей силу трансплантологии было, в частности, издание монографии Демихова «Пересадка жизненно важных органов в эксперименте» (1960), вскоре ее перевели и издали за рубежом. Обсуждение этой монографии дало толчок дискуссиям по актуальным вопросам и тем самым способствовало дальнейшему развитию проблемы пересадки органов и тканей.

Трансплантология занимала главное место в научной деятельности Демихова. Занимался он, однако, и другими проблемами, решать которые помогала экспериментальная хирургия. Например, первым в мире он экспериментально разработал (1953) метод хирургического лечения недостаточности коронарного кровообращения путем вшивания a.mammaria в коронарную артерию ниже места ее поражения, то есть применил маммарно-коронарный анастомоз внутренней грудной артерии с передней левой нисходящей ветвью коронарной артерии.

Первый успешный опыт этой операции датируется июлем 1953 г. Оперированные Демиховым три собаки прожили более 2 лет (проходимость анастомозов была доказана в каждом случае), а одна собака, оперированная 1 сентября того же года, с функционирующим анастомозом была жива даже в 1960 г., когда публиковалась его монография. Возможность клинического применения методики была проверена на трупном материале. Таким образом, Демихов был первым, кто в эксперименте успешно применил внутреннюю грудную артерию для коронарного шунтирования. Эта операция, по мнению специалистов, и сейчас считается предпочтительной в кардиохирургии.

Для соединения артерий при маммарно-коронарном шунтировании Демихов применял пластмассовые канюли и скрепки из тантала. Итоги эксперимента были подведены позднее: из 15 собак, перенесших эту операцию, 3 жили более 2 лет и 1 - более 3 лет (с сохранением проходимости анастомоза), что говорило о целесообразности такого вмешательства. Вслед за Демиховым и почти одновременно с ним такие эксперименты проводил американец Мюррей (Murray, 1953), который подтвердил чрезвычайно важный вывод Демихова о принципиальной возможности восстановления коронарного кровообращения хирургическим путем.

Известны также исследования Демихова, выполненные в 1-м Московском медицинском институте и посвященные обоснованию рентгенодиагностики коронаросклероза, которая считалась тогда «единственным средством прямого и объективного прижизненного распознавания коронаросклероза».

К сожалению, жизнь не баловала русского самородка Демихова чинами, званиями, наградами, хотя он и был почетным доктором Лейпцигского университета, почетным членом Королевского научного общества в Уппсале (Швеция), почетным доктором медицинской клиники братьев Мейо (США), но в нашей стране - лишь лауреатом «ведомственной» премии имени Н.Н.Бурденко, присуждавшейся Академией медицинских наук СССР (1950). И только на закате жизни в родной стране был в какой-то мере оценен выдающийся научный вклад талантливого хирурга-экспериментатора и пытливого исследователя - он был удостоен (в числе других) Государственной премии и награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени...

Марк  МИРСКИЙ, профессор

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru