Вы здесь

Кадровые парадоксы

Согласно социологическому исследованию, более 65% выпускников фармвузов мечтают о работе в зарубежных фармацевтических компаниях, 26% хотели бы трудиться в аптеке, и лишь 2-4% связывают свое будущее с дистрибьюторским сектором. Эти данные привела Елена Максимкина, заведующая кафедрой Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М.Сеченова, выступая на кадровой секции, состоявшейся в рамках 18-й Международной специализированной выставки «Аптека-2011».

И швец, и жнец
Примечательно, что многие выпускники видят себя не наемными работниками, а хотят иметь свое дело, открыть собственную аптеку. По словам Е.Максимкиной, такое стремление вполне разумно:



– Если бы мы не пошли по пути глобальной сетизации розничного сегмента, аптеки и аптечные пункты могли бы быть идеальным субъектом для реализации малого предпринимательства.



Одна из основных тенденций рынка труда в фармотрасли – профессиональная мобильность, или, как это называли раньше, текучесть кадров. Наиболее остро эта проблема ощущается в аптечных организациях, количество которых неуклонно растет год от года. В настоящее время в розничном сегменте насчитывается почти 28 тыс. аптек и более 32 тыс. аптечных киосков. Около 30% из них работает круглосуточно, более 50% – в две смены. Понятно, что при таком плотном графике работодатели вынуждены расширять штаты и искать новых сотрудников. Сегодня стало в порядке вещей, когда один провизор совмещает работу в 2-3, а то и 5 аптеках. В среднем, по статистике, на одну аптеку приходится 1,2 специалиста с высшим фармобразованием.



Тем не менее в настоящее время нет достоверных данных о том, сколько профессионалов трудится в этом секторе. Как считает Е.Максимкина, в стране необходимо сформировать федеральный реестр фармацевтических работников, по аналогии с тем, который существует для медиков. По ее словам, это позволит упорядочить и стандартизировать деятельность розничного сегмента, в том числе, чтобы планировать потребность в кадрах.



Цена вопроса

Как показал опрос, более 30% выпускников вузов рассчитывают найти работу с заработной платой 50 тыс. руб. и выше. Причем столь высокие амбиции не только у москвичей и петербуржцев, но и у учащихся фармацевтических вузов Курска, Нижнего Новгорода и Пятигорска. Оклад в 40-50 и 30-40 тыс. руб. устроит 25 и 32% респондентов соответственно. 11% выпускников фармвузов согласны трудиться за 20-30 тыс. руб., и лишь 2% считают, что адекватная оплата за их труд составит 10-20 тыс. руб.



Сегодня всё больше нареканий со стороны работодателей вызывает качество вузовской подготовки специалистов. Однако сами студенты считают, что обладают высоким уровнем знаний, особенно в таких теоретических дисциплинах, как «фармацевтическая химия» и «организация экономики фармации». В то же время большинство респондентов признали, что считают свои знания недостаточными по таким предметам, как «фармацевтическая технология» и «фармакогнозия». Практическими навыками не удовлетворено 38% выпускников вузов.



Более половины из респондентов признали, что рассчитывают продолжить свое обучение сразу после окончания вуза. Среди приоритетных дисциплин: «экономика» (26%), «маркетинг» (41%), «менеджмент» (17%), «гражданское право» (12%). Однако лишь 5% участников анкетирования намерены применить эти знания, работая на фармацевтическом рынке. Остальные 95% собираются искать себе работу в других отраслях, далеких от фармации.



Примечательно, но работники аптек также недовольны, прежде всего, условиями труда и оплаты. Данные другого исследования, в котором приняли участие 800 провизоров из разных регионов страны, работающих в аптеках год и более, показали, что основные претензии к работодателям связаны с низкой заработной платой (так считают 28% респондентов). Кроме этого, участники анкетирования сошлись во мнении, что руководство аптеки должно более активно привлекать своих сотрудников ко всем процессам, связанным с принятием управленческих решений. К слову сказать, результаты этот исследования сопоставимы с теми данными, которые были получены в ходе масштабного исследования в области больничной фармации, инициированного Международной фармацевтической федерацией (FIP) (подробнее читайте об этом в «МГ» № 69 от 09.09.2011).



Е.Максимкина призвала работодателей бережно относиться к своим сотрудникам. «Специалистов легче удержать, чем найти новых и обучить, – отметила она. – Нужно оказывать им всестороннюю помощь в развитии, поощрять участие в образовательных семинарах и тренингах, самообразовании».



Фармацевтический коммерсант

Исполнительный директор НП «Аптечная гильдия» Елена Неволина обратила внимание на противоречия и нестыковки в нормативно-правовой базе, регулирующей фармацевтическую сферу. Согласно новому Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», изменения, касающиеся медицинского и фармацевтического образования, должны вступить в силу после 2016 г. В частности, для получения права на осуществление деятельности, как медицинской, так и фармацевтической, взамен сертификации вводится процедура аккредитации. Аккредитация будет проводиться как на стадии получения высшего образования, перед получением диплома, так и по окончании ординатуры. В дальнейшем специалист обязан проходить аккредитацию раз в 5 лет.

 

– По сути, медицинское образование уравняли с фармацевтическим. В законе указывается, что с введением аккредитации врач объявляется субъектом права и станет сам нести ответственность перед пациентом. Но как эта норма будет действовать в отношении провизора? – говорит Е.Неволина. – К примеру, будет ли аккредитация являться основанием для получения лицензии на фармдеятельность, которую пока еще никто не отменял? Ответы на этот и многие другие вопросы пока остаются открытыми.



В области подготовки кадров со средним образованием также много неясного. Например, в реестре среднего образования содержится такая специальность, как «фармацевтический коммерсант». Однако после окончания училища специалист с этой невнятной профессией не может в дальнейшем ни повысить квалификацию, ни получить соответствующий сертификат.



В одной из статей закона указывается, что медицинское и фармацевтическое образование должно осуществляться по образовательным программам, в том числе «начального, профессионального образования». Однако никто из участников мероприятия так и не смог ответить на вопрос: где его можно получить и что оно подразумевает?



Игра словами

Е.Неволина напомнила, что в прошлом году была разработана новая Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала учреждений здравоохранения (утверждена приказом Минздравсоцразвития России № 801н от 25.07.2011). Согласно этому документу, среди аптечных работников появилась такая должность, как «провизор-стажер». По словам Е.Неволиной, эта должность существовала еще в бытность СССР. Но если тогда ее мог занимать человек, отучившийся 3,5 года в вузе по специальности «фармация», то теперь провизором-стажером может стать провизор, имеющий перерыв в работе более 5 лет либо получающий профессиональную переподготовку по специальности.

 

Из данной формулировки непонятно, имеют ли право претендовать на эту должность студенты старших курсов? Аптечная гильдия обратилась с письмо за разъяснениями в Минздравсоцразвития России. Однако однозначного ответа на этот вопрос так и не было получено. Лишенным всякого здравого смысла, по мнению Е.Неволиной, является и включение в перечень младшего фармацевтического персонала таких весьма далеких от фармации специальностей, как фасовщик и… санитар.



Много несуразиц содержится и в должностных инструкциях. К примеру, старший провизор и провизор должны знать «фармацевтическое дело», фармацевт – только его основы, а вот младший фармацевт – в совершенстве владеть основами организации фармацевтической службы. Кроме всего прочего, провизор должен обладать знаниями по основам функционирования бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования, а также владеть навыками оказания первой доврачебной медицинской помощи. По инструкции провизоры должны принимать участие в оформлении заявки на получение, прием и распределение ЛС. Что интересно, точно такие же должностные обязанности и у фасовщицы – она также участвует в распределении товара между отделами аптеки. Провизор и младший фармацевт должны обеспечивать хранение ЛС, а вот младший фармацевт – условия хранения. И это лишь некоторые из примеров, которые привела в своем выступлении Е.Неволина.



Ниже, но ближе

Мы должны изменить мировоззрение учащихся, на сегодняшний день – это одна из главных задач высшей фармацевтической школы, считает председатель фармсовета Приволжского федерального округа, декан фармацевтического факультета Нижегородской государственной медицинской академии Светлана Кононова. По ее словам, многие абитуриенты делают свой выбор неосознанно и идут в фармвуз либо потому, что родители так захотели, либо потому, что кто-то из знакомых пошел сюда учиться.



Согласно исследованию, проведенному нижегородскими коллегами, только 10-15% студентов знают, почему они пришли учиться именно в фармацевтический вуз и имеют мотивации на обучение этой специальности. По данным этого же исследования, 44% выпускников фармфакуль-тета Нижегородской ГМА идут работать отнюдь не в аптеку, а устраиваются медицинскими представителями в фармацевтические фирмы.



С 2011 г. в практику фармвузов страны введен новый государственный образовательный стандарт по специальности «фармация». Комментируя это событие, С.Кононова отметила, что это не внесло каких-либо серьезных изменений в образовательный процесс. Тем не менее, по ее словам, принципиальной новеллой этого документа является повышение степени ответственности высшей школы за подготовку специалистов для отрасли.



Пока же ситуация далека от идеальной: в фармацию всё чаще приходят люди, не имеющие специальной подготовки, что, в свою очередь, не может не отражаться на качестве работы аптек. Нередко на должность консультантов принимаются люди с фельдшерским и даже, как рассказала С.Кононова, библиотечным образованием.



Между тем в Законе об основах охраны здоровья граждан содержится статья об уголовной ответственности за незаконную медицинскую и фармацевтическую деятельность.



– Общаясь с руководителями аптечных организаций, я пытаюсь донести до них, что, принимая на работу сотрудника без фармобразования, они подвергают этих людей серьезной опасности. В случае проверки руководитель предприятия отделается штрафом, в то время как сотрудник будет привлечен к уголовной ответственности, – говорит С.Кононова.



С каждым годом разрыв между высшей школой и практической фармацией становится всё более ощутимым. По оценке практиков специалисты, которые выходят из среднего звена, имеют лучшую подготовку, нежели выпускники вузов. У С.Кононовой есть свое объяснение этой, казалось бы, парадоксальной ситуации:



– По сложившейся традиции средняя школа в основном готовит кадры для первого стола, а высшее звено ориентировано на другой, более высокий уровень. Но сегодня эти специалисты никому не нужны.



Анализ показывает, что 30% профессиональных компетенций, которые студенты осваивали в вузе и потом в интернатуре, не востребованы на фармацевтическом рынке.



Ирина СТЕПАНОВА, корр. «МГ»

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru