Вы здесь

Кубанский поток

Когда корреспондент «МГ» прилетел в Краснодар, то оказался в самой гуще хирургических событий. Этой ночью в краевой клинической больнице № 1 им. профессора С.В.Очаповского закончилась третья по счету пересадка легких. Больной был переведен в реанимацию. Настало утро, и, как обычно, рутинно главный врач профессор Владимир Порханов, после пятиминутки отправился на обход, принял посетителей, отдал распоряжения. Со своими учениками провел еще несколько операций на легких. Я наблюдал сначала две резекции левого легкого по поводу рака. Руководитель хирургической бригады мастерски извлекал гроздья лимфатических узлов вокруг пораженной ткани верхних долей левого легкого, иссекал пораженный опухолью участок бронха вместе с артерией, сопровождая его бронхоангиопластикой, чтобы сохранить пациенту не только функцию легкого, но и само легкое. Удивительно было наблюдать мастерскую технику и столь не характерную для такой объемной операции минимальную кровопотерю: выяснилось, что при тысячах торакальных вмешательств здесь практически не требуется донорская кровь – благодаря и щадящей операционной технике, и кровосберегающим технологиям. Потом Владимир Алексеевич перешел в соседнюю операционную и снова демонстрировал чудеса торакальной хирургии. После операций было проведено совещание сотрудников кафедры онкологии, на котором обсуждались темы запланированных диссертаций, полученные в результате проведенных исследований данные, организация клинической лаборатории регенеративной медицины, планировались научные публикации... Затем продолжилась работа в клинике, которая закончилась далеко заполночь. В общем, всё как обычно!

Хирургическое счастье

Затем я оказался уже в одной из кардиохирургических операционных, где аортокоронарное шунтирование проводил заведующий отделением кардиохирургии № 2, главный кардиохирург Департамента здравоохранения администрации Краснодарского края, профессор Кирилл Барбухатти:

-    Девять лет назад я бы не смог поверить, что в Краснодаре можно проводить столь колоссальное количество операций, - сказал нам, не отрываясь от проводимой филигранной работы, Кирилл Олегович. - Ежедневно одновременно в 3 операционных проводится по 3 коронарных операции. Это настоящая жизнеспасающая хирургия, когда в ближайшие после операции дни 98-99% пациентов выписываются и забывают о своей болезни. Считается, что такого рода операции - прерогатива столичных, федеральных региональных центров. Как такое стало возможным в Краснодарском крае? Прежде всего, потому что здесь есть полное понимание между руководством края и персоналом краевой больницы. Нам повезло с губернатором А.Ткачёвым, об этом говорят все сотрудники клиники. Он до боли понимает, отчего умирают люди, он понимает тенденции современной медицины, вкладывает в нее не только душу, но и огромные средства. Это отражается на здоровье населения и на настроении врачей. Краевая больница это не «остров», это слаженный механизм, «фабрика здоровья», которая органично вписывается в структуру оказания помощи наравне с другими лечебными учреждениями края. Главный врач понимает это по-своему - значительно большие требования, большую ответственность он предъявляет и возлагает на своих сотрудников. Задача – клиника должна быть лучшей во всем – не пустые слова.

Кирилл Барбухатти продолжил:

-    В течение многих лет наши хирургические пятиминутки начинаются в 7.30! Такой труд можно одновременно назвать и хирургическим счастьем. Возможность работать под руководством такой харизматичной личности, как профессор Порханов, я не могу не назвать иначе, как удачей в своей жизни.

«Мы учились у великих учителей» 

В год здесь проводится 2300 торакальных операций. На каждого сотрудника торакального отделения - по 300-400 операций ежегодно. Лично профессор Порханов проводит 600-700 торакальных операций в год.

-    Тесное сотрудничество с кардиохирургами позволило нам провести около 170 симультанных операций у больных раком легкого и различными хирургическими заболеваниями сердца, - рассказывает Владимир Алексеевич, - то, что совместно делают знаменитые наши академики РАМН Михаил Иванович Давыдов и Ренат Сулейманович Акчурин. Это одно из научных направлений, которое сейчас активно развивается на кафедре онкологии с курсом торакальной хирургии, возглавляемой профессором Порхановым, и не только в торакальной онкологии, но и в урологи, абдоминальной хирургии, нейрохирургии. Во многих областях медицины это направление признано перспективным. Наш губернатор Александр Николаевич Ткачёв всегда ставит перед подчиненными высокую планку, максимальные задачи: быть лучшими в России, Европе, а не только лучше соседнего региона. Врачи работают с полной отдачей и оправдывают вложенные в них не только надежды, но и средства. Для примера можно сказать о трансплантации. Еще 2 года назад это казалось чем-то недостижимым, из области фантастики. Сейчас без малого 200 человек имеют новый орган, из них 65 – сердце, 35 – печень, 3 – легкие, 102 – почку. Это результат слаженной работы всех звеньев, включенных в организацию этой помощи, и не только медицинских. Львиная доля успеха в этой области заслуженно принадлежит нашей администрации, которая поддержала и продолжает поддерживать этот столь нужный людям проект.

«Хирург должен создать поток пациентов не только для себя, но и для своих коллег – в больнице, на кафедре, в отделении», – говорит профессор, заслуженный врач РФ Владимир Порханов – главный врач ГУЗ «Краевая клиническая больница № 1 имени профессора С.В.Очаповского» Департамента здравоохранения Краснодарского края, заведующий кафедрой онкологии с курсом торакальной хирургии ФПК и ППС КГМУ, главный торакальный хирург Департамента здравоохранения Краснодарского края, член Европейского общества торакальных хирургов, Европейского общества кардиоторакальной хирургии, Европейского респираторного сообщества, Международного противоракового союза, член проблемной комиссии по торакальной хирургии РАН, отмеченный многими правительственными наградами...

– Когда вы все успевает делать? – задал я вопрос. – И организация, и клиника, и наука?

– Вспомним великого Бориса Васильевича Петровского, – продолжает Владимир Алексеевич, – который блестяще руководил и союзным Министерством здравоохранения, и крупнейшим хирургическим центром, был непревзойденным ученым. Организовать потоки пациентов – одна из главнейших задач руководителя хирургической клиники, в военное ли, в мирное ли время. Врач должен работать, отделение – не простаивать, аппаратура и материалы – использоваться на полную мощность. Кафедры – работать и выдавать «на-гора» науку, подготовленные кадры. Такими качествами организаторов обладали наши знаменитые учителя академики Фёдор Григорьевич Углов, Лев Константинович Богуш, Владимир Александрович Вишневский, Михаил Израилевич Перельман, Виктор Иванович Стручков, дело которого продолжает Виктор Кузьмич Гостищев. И конечно же, Виктор Сергеевич Савельев, Михаил Иванович Давыдов, Валерий Иванович Чиссов. Мы учились у них и продолжаем учиться постоянно, и мое мнение, как и большинства ученых, – процесс обучения должен быть вечным.

Перспективы морского края

Мне говорили о той грандиозной трансформации, которая последние несколько лет происходит в медицинской жизни Краснодарского края, о переменах, которые благоприятно отражаются на качестве жизни жителей этого солнечного региона. Но я попросил рассказать о развитии какого-нибудь нового направления в краевой больнице.

– Хорошо помню, – сказал корреспонденту «МГ» профессор Порханов, – что в свое время в Краснодаре не было хирургии позвоночника, а у нас край, богатый водными ресурсами, морями, реками, да и погода позволяет плавать и нырять. С одной стороны, это здорово, но сезон всегда приносил и беду. До 70 человек в год, в основном молодые люди, получали «травму ныряльщика» – повреждали шейные позвонки и становились малоподвижными инвалидами. В большинстве случаев всё ограничивалось специальным воротником, а сейчас практически всех «ныряльщиков» оперируют – выполняют сложные операции на шейном отделе позвоночника. Не всегда удается вернуть функцию спинного мозга, но больные могут сидеть, у них нет пролежней, они более активны, реабилитация происходит быстрее. Всё это благодаря организации отделения хирургии позвоночника. Мы активно развиваем направление лечения опухолевых поражений позвоночника. Благодаря совместной работе с вертебрологами у нас один из наибольших в России опытов лечения пациентов, больных раком легкого с инвазией позвоночника. Это и так называемый верхушечный рак легкого (более 80 случаев), и метастатическое поражение позвоночника. Есть возможность не только полностью удалить костную опухоль, но и поставить на ее место протезы (имплантаты). Оперируем такие случаи сами, либо с коллегами-вертебрологами.

В перспективе в клинике должен появиться современный центр лучевой терапии, где будут и современные ускорители, и ПЭТ, и кибернож (он придет на замену существующему сейчас небольшому лучевому центру).

Жизнь и лимфодиссекция

– Вами выполнена и опубликована в 1996 г. первая в России диссертация по видеоторакоскопии. Какие из последних научных приоритетов вашей кафедры вы бы отметили?

– Недавно все ведущие российские торакальные хирурги, включая Михаила Израилевича Перельмана, Петра Казимировича Яблонского, Владимира Дмитриевича Паршина, Александра Хуновича Трахтенберга, Александра Александровича Вишневского, вашего покорного слугу, ведущих французских, итальянских, австрийских специалистов, собрались в украинском городе Кировограде, где проходила Европейская школа по торакальной хирургии. Одним из вопросов, которые там рассматривались, была лимфодиссекция. И там было сказано, что она продляет больному жизнь. Эта тема уже давно прорабатывается на нашей кафедре онкологии, у нас были совместные российско-французские исследования, которые показали необходимость ее выполнения. Развивая эту линию мы имеем самый большой в России материал по двусторонним систематическим лимфодиссекциям из стернотомного доступа. Этот доступ более функционален, чем торакотомия. В этом вопросе мы последователи известного японского ученого Э.Хата, у которого наработан самый большой материал операций по поводу рака легкого, выполненных из стер-нотомного доступа. У нас около 200 операций из этого доступа при раке легкого, главное – расширенная лимфодиссекция увеличивает жизнь больного.

«Нам нужны искусственные органы»

– Сегодня вы провели вашу третью операцию по пересадке легких...


– Из множества донорских легких лишь единицы были пригодны для пересадки. Причины различные: аспирация, совершенно неправильное лечение на местах... Мы мечтаем о том, чтобы больные, которые дожидаются донорского органа, не умирали в очереди, и чтобы была возможность этот орган «изготовить» индивидуально для каждого пациента. Это наверное дикая идея для России, где и обычная трансплантация – достаточно редкая операция, но мы думаем об этом и пытаемся сделать первые шаги...

– В последний раз мы с вами встречались в Российском онкологическом научном центре им. Н.Н.Блохина РАМН, когда вы принимали непосредственное участие в пересадке трахеи академиком РАМН М.Давыдовым. Что вы можете сказать о перспективах трансплантации этого органа?

– Когда начинаешь операцию на трахее, пораженной опухолью или рубцовым стенозом, ты должен знать, как будешь сшивать ее в дальнейшем? Когда пересаживаешь или оперируешь сердце, легкое, на помощь приходит аппарат искусственного кровообращения. Пациент достаточно долгое время может жить без этих органов, при условии, если к нему будет подключена специальная машина, замещающая работу сердца и легкого. Это временное протезирование, которое дает надежду, что сердце или легкое будет найдено. С трахеей всё гораздо хуже и сложнее. Если трахея полностью поражена, то человек быстро умрет от удушья. Одну из трех премий «Призвание» я получил за субтотальную резекцию трахеи – у девочки осталось одно трахеальное кольцо от перстневидного хряща и два кольца над бифуркацией. Мне удалось ее ушить, и она жива, здорова, работает сейчас врачом, у нее двое детей. Но эта ситуация была очень рискованная и по всем канонам могла закончиться фатально. Если бы была надежная искусственная трахея, всё было бы по-другому. Почему искусственная? Потому что пересадка донорской трахеи пока не имела доказанного успеха.

– Чем занимается кафедра, которую вы возглавляете?

– Сейчас все силы брошены на организацию клинической лаборатории регенеративной медицины в рамках гранта Правительства РФ на научные разработки под управлением зарубежного ученого, выигранного в этом году Кубанским государственным медицинским университетом (зарубежным ученым является профессор Паоло Маккиарини – ведущий мировой специалист в регенеративной медицине в плане создания искусственной трахеи). Конечной целью этой работы явится создание искусственно выращенной трахеи в двух вариантах (специально обработанной трупной трахеи и созданной на каркасе из нанополимера) - после трансплантации не будет требоваться прием препаратов, подавляющих иммунитет. Кроме этого, наши специалисты совместно со специалистами других кафедр университета занимаются организацией лаборатории по выращиванию дермальных эквивалентов (фибробластов, искусственной кожи), которые используются для больных ожогового центра при тяжелых формах ожога.

– Нам известны ваши совместные работы с НИИ медицинской приматологии РАМН в Сочи, которым руководит академик РАМН Б.Лапин...

– Мы сотрудничаем с ним десятки лет. Есть там скромный операционный вагончик, в котором работали немецкие специалисты – пересаживали в эксперименте легкие трансгенных свиней и обезьян и получили приличные результаты. Мы пошли по их стопам, можно сказать, что трансплантология Краснодарского края тоже начиналась в этом институте – именно там отрабатывались навыки трансплантации печени. В вольере питомника до сих пор живет обезьянка с трансплантированными легкими. Сейчас мы создаем с академиком Лапиным и его сотрудниками в рамках этического комитета лабораторные модели различных заболеваний и травм (ИБС, инсульт, травмы головного мозга и т.д.). В эксперименте на лабораторных приматах нами разрабатывается проблема использования мезенхимальных стволовых клеток (МСК) в качестве ключевого элемента физиологической регенерации и «аварийной» репарации при повреждениях органов. Эта новая концепция позволит разработать оптимальную стратегию клеточной терапии, основанной на трансплантации МСК.

Письмо из Стокгольма

А в заключение нам хотелось бы привести отрывок письма на имя губернатора Краснодарского края Александра Ткачёва известного торакального хирурга и ученого Паоло Маккиарини, итальянца по происхождению, уроженца швейцарского Базеля, а сейчас работающего в Каролинском университете в Стокгольме. Именно ему удалось создать трахею, используя матрицу трупной трахеи, которую он обработал так, чтобы она стала анти-антигенной, и засеял ее собственными стволовыми клетками пациента. И первый ее пересадил. Потом он использовал уже не трупную трахею, а созданную с помощью нанотехнологий. Надо сказать, что одна из таких трахей была пересажена российской пациентке в Российском научном центре хирургии им. Б.В.Петровского.

«Г-ну Александру Ткачёву,
губернатору,
Краснодарский край
Стокгольм, 12 июня

Уважаемый сэр,
В феврале 2011 г. мне выпала большая честь представлять свою лекцию в Кубанском государственном медицинском университете. В то же время у меня была возможность посетить краевую клиническую больницу им. С.В.Очаповского и Институт медицинской приматологии Российской академии медицинских наук. Этот визит был очень полезным. У нас с профессором В.Порхановым существуют профессиональные контакты уже на протяжении многих лет, но с момента моего визита я смог узнать медицинскую среду Краснодарского края. В краевой клинической больнице есть отделение торакальной хирургии, которое является одним из самых сильных в мире, и оно может стать выдающейся клинической основой для развития и адаптации регенеративной медицины и новых технологий.

Всё это подтолкнуло меня к развитию наших профессиональных контактов, и в июне 2011 г. вместе с Кубанским государственным медицинским университетом и при поддержке краевой клинической больницы мы подали заявление на грант от Правительства Российской Федерации, разработанный для поддержки научных исследовательских проектов, осуществляемых под наблюдением ведущих ученых в русских институтах высшего образования». Название нашего проекта – «Оценка молекулярных механизмов и основных путей тканевой инженерии и клеточной терапии для регенерации воздушных путей и легкого. Развитие новых подходов и технологий в области регенеративной медицины». Основная цель заключается в установлении в течение 3 лет не только научной лаборатории, но также исследовательского, образовательного и клинического регенеративного медицинского центра, у которого будет международное признание благодаря публикациям в известных реферируемых коллегами журналах и который будет представлен на больших международных конференциях. Биомедицинская цель заключается в создании новых методов восстановления органов, которые позволят избежать использования донорских органов и подавления иммунитета, предоставлении их в клиники для предотвращения и эффективного лечения широкого спектра болезней. За последние годы я основал признанные в международном плане лаборатории в Швеции, Италии и Испании и обратил большое внимание на международное сотрудничество, создавая равные стандарты в этой новой области. Центр регенеративной медицины, созданный в Кубанском регионе, может играть важную роль в этом международном сотрудничестве.

Я надеюсь, что мы сможем разработать этот проект с перспективой на будущее, используя великолепные возможности, профессиональные навыки и потенциал Краснодарского Края.

Искренне –
Паоло Маккиарини, профессор регенеративной хирургии.
Стокгольм, Швеция».

– Это письмо было написано в июне, когда проект только готовился. В сентябре Кубанский медуниверситет выиграл его, – говорит профессор Порханов. – Я думаю, что у кубанской науки появилась реальная возможность сделать рывок в этой области медицины, а у безнадежных пациентов – реальный шанс восстановить здоровье.

Ученики становятся учителями

Краснодар сейчас часто выступает центром проведения международных конференций и мастер-классов. Здесь рады именитым гостям, особенно когда они встают за операционный стол и учат местных хирургов: в последнее время это были академик РАМН Лео Бокерия, член-корреспондент РАМН Игорь Решетов, знаменитый французский хирург-ученый Жильбер Массар.

– Вот вы выдели сегодня сухое операционное поле при довольно большой операции по поводу рака легкого, которая сопровождалась бронхоангиопластикой, – говорит профессор Владимир Порханов корреспонденту «МГ», – был иссечен опухолевый участок бронха с артерией. А кровопоте-ря – минимальна. Что нужно для этого? Многие умения. Молодежь стремится к красоте и быстроте, но главное – надежность, а скорость и красота – придут.

Мы знаем, что, обучая молодых хирургов, Владимир Алексеевич подкладывает им под локти зажимы, чтобы руки не «оттопыривались», когда они стоят за столом.

И знаем еще: чтобы проделывать такую гигантскую организационную и хирургическую работу, нужно иметь в крае среди окружающих людей огромный авторитет.

Альберт ХИСАМОВ, спец. корр. «МГ».
Краснодар.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru