Вы здесь

Инфекционная миграция

Главы правительств стран СНГ недавно согласовали и подписали, на конец, договор о зоне свободной торговли, о чем не могли договориться с 1994 г. А премьер-министр Владимир Путин даже заявил о формировании в перспективе Евразийского экономического союза.

А это значит, что приток трудовых мигрантов в нашу страну, уже и так принимающую ежегодно, по оценке Всемирного банка, 10-12 млн гастарбайтеров, в большинстве своем – из ближнего зарубежья, будет нарастать. Между тем 10% их, согласно данным медицинской статистики, больны опасными инфекционными заболеваниями, не говоря уже о других нозологиях.

Как в прошлом веке

По численности трудовых мигрантов наша страна вышла сегодня на второе место в мире после США, свидетельствует Всемирный банк. Правда, в отличие от него Федеральная миграционная служба России называет другие цифры: в 2010 г. численность гастарбайтеров со ставила 7 млн человек, из которых 4 млн работали легально. А минувшим летом, по оценкам ФМС, в стране находились около 9,7 млн иностранных граждан, в том числе 4-6 млн трудовых мигрантов. «Ситуация управляемая и контролируемая, – успокоил на недавней пресс-конференции директор ФМС Константин Ромодановский, говоря об уровне миграции. – На протяжении 2-3 лет мы видим не большое ее увеличение в пределах 8-10%». Хотя, как и в ведомстве Константина Олеговича, так и независимые эксперты солидарны в том, что фактическая численность иностранных работников на нашем рынке труда не поддается учету из-за огромного количества мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность незаконно. Границы-то нашей страны для иностранной рабочей силы из стран СНГ открыты…

Тем не менее, в отличие от численности, здоровье мигрантов находится у нас, вроде бы, под контролем. Ведь еще в 2003 г. вышло постановление Правительства РФ, ограничивающее въезд в страну лиц с такими опасными инфекционными заболеваниями, как туберкулез, сифилис, ВИЧ, лепра. Но как же тогда получается, что каждый десятый, а по некоторым данным, каждый пятый (!) гастарбайтер болен туберкулезом, СПИДом или гепатитом?

Дело в том, и это надо, наконец, признать, что добросовестный мониторинг как численности, так и здоровья въезжающих в страну фактически отсутствует. Наши власти, до сего дня осуществляя разработанную еще в прошлом веке миграционную политику, серьезно не занимаются ни контролем потока гастарбайтеров, (удивляясь при этом огромному числу нелегалов), ни лечением мигрантов.

Памятка беспамятству

Передо мной – «Памятка иностранному гражданину или лицу без гражданства, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы» (т.е. из стран СНГ, откуда и приезжает большинство трудовых мигрантов). Согласно сему разъяснению, для получения разрешения на работу будущим гастарбайтерам следует обратиться в территориальный орган ФМС по месту постановки на миграционный учет на период временного пребывания с соответствующим заявлением. Однако в числе необходимых для этого документов медицинская справка не значится. Только если раз решение на работу выдано иностранному гражданину на срок более 90 суток, он обязан в течение 30 дней (?!) со дня его получения пред ставить в ФМС
 
документы, подтверждающие отсутствие у него наркотической зависимости, инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (лепра, туберкулез, сифилис, хламидийная лимфогранулема, шанкроид), и сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции.

Это сколько же дней трудовой мигрант может спокойно мигрировать, неся свои болезни в народ, заражая окружающих! Ведь не секрет, прибывающие из бывших республик Союза ССР зачастую не привиты и, значит, могут оказаться потенциальными носителями опаснейших инфекций. Запамятовали, видимо, об этом не только авторы памятки, но и в соответствующих компетентных (ли?) органах.

Как и о том, что во многих странах СНГ люди давно позабыли, что такое прививки, поликлиника, рентген, не хватает врачей и элементарных лекарств. Что там туберкулез! В Таджикистане, например, «гуляет» брюшной тиф.

А тут в течение 90 (!) суток граждане стран СНГ не обязаны, в принципе, проходить медицинское освидетельствование, если не собираются официально трудоустраиваться. А сколько миллионов въехало к нам нелегально, сколько вообще не намерены регистрироваться – ведь более 30% рынка гастарбайтеров находится у нас в тени!

А где гарантии?

Сколько ни пытался, так и не смог найти решения или другого сколь-нибудь толкового документа саммитов СНГ об организации, тем более ответственности за медицинскую помощь трудовым мигрантам за всю почти 20-летнюю историю Содружества, в которое входят сей час 11 из 15 бывших советских республик. Между тем гастарбайтеры из СНГ – это 10% российского рынка труда, а к 2020 г. цифра может возрасти до 20%, утверждают эксперты.

Бороться с инфекционной миграцией в очередной раз вновь ре шился по осени главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко. В октябре он поведал соотечественникам, что его ведомство намерено сделать так, чтобы отправляющиеся на заработки из стран СНГ в Россию гастарбайтеры обследовались на наличие опасных инфекций на родине. «Обследование, к сожалению, делаем только у себя (в России). Мы же планируем сертифицировать лаборатории там, которым мы бы доверяли», – сказал глава Роспотребнадзора.

В недрах Минздравсоцразвития России, в свою очередь, рождается проект организованного набора рабочей силы из стран СНГ, одним из положений которого является открытие в них центров информирования и медицинского освидетельствования будущих гастарбайтеров.

Дело хорошее, направлено на профилактику и может несколько оздоровить ситуацию. Только вот в России не принимают ведь пока на веру заключения врачей из стран СНГ: при повторном обследовании у нас инфекционные заболевания выявляются у тысяч трудовых мигрантов.

До 2007 г. мигранты обязаны были пройти медицинское освидетельствование и обзавестись подтверждением об отсутствии особо опасных инфекционных заболеваний из утвержденного постановлением № 188 Правительства РФ «черного списка» только в государственных учреждениях. Но после того как ФМС усмотрела в этом нарушение прав, выдавать справки было разрешено и коммерческим клиникам.

Рынок моментально заполонили фирмы, которые, гарантировав быстрое и качественное обследование, на деле вовсю торговали справками о здоровье. Легальный способ получить такой документ оказался маловостребованным. По данным Департамента здравоохранения Москвы, например, количество иностранных граждан, обследованных в подведомственных лечебных учреждениях, сократился с 2007 по 2010 г. со 138 тыс. до 20 тыс. Резко изменилась и статистика заболеваемости: если в 2007 г. департамент выявил 643 случая туберкулеза, то в 2010-м – всего 52. К тому же, каждый второй гастарбайтер работает в столице нелегально: без медицинской страховки, регистрации и прочих документов.

Рецепт – не пущать?

После прошлогодних поправок в законодательство мигранты, работающие у частных лиц водителями, нянями, садовниками и прочей обслугой (а это, по оценкам экспертов, около 3 млн 400 тыс. человек), могут обзавестись патентом. Процедура легализации стала еще проще: обязанность предъявлять справки о здоровье на этих гастарбайтеров вообще не распространяется. Зато, как сообщил на пресс-конференции директор ФМС Константин Ромодановский, в российский бюджет от выдачи этих документов поступило 1,422 млрд руб. А сезонным рабочим даже разрешения на работу не надо.

Зато, если у гастарбайтера выявлены СПИД, туберкулез, проказа

или инфекции, передающиеся преимущественно половым путем (сифилис, хламидийная лимфогранулема, шанкроид), он обязан в течение 10 дней добровольно покинуть территорию России. Но, согласитесь, рассчитывать, что больной и безработный мигрант найдет денег на обратный билет, – утопия. В прошлом году из иностранных граждан, у которых при медосвидетельствовании в С.-Петербурге были выявлены инфекционные болезни, город покинули всего 3%. А по данным столичного Департамента здравоохранения, отказ иностранных граждан от лечения при выявлении туберкулеза составляет до 65%, сифилиса – до 30%.

В этом случае трудовой мигрант подлежит принудительной депортации. Понятно, что любому работодателю выгоднее отправить за счет государства своего нелегального рабочего на родину, чем проплатить курс лечения столь серьезных заболеваний. Случаи депортации пока редкость. Потому что большое число больных гастарбайтеров – без документов, и с ними миграционная служба не связывается. А если и выдворят из России, проштамповав паспорт запретом на возврат, на родине его всегда можно поменять на новый. Смотришь, тот же гастарбайтер через пару месяцев опять ударно трудится на стройке в Подмосковье или на рынке.

На смену одному выдворенному из страны мигранту обязательно приедет другой. Так что живучий, из прошлого века, рецепт «не пущать!» проблему здоровья трудовых мигрантов не решит.

Запретить нельзя лечить

Трудовые мигранты России нужны – в этом сомнений нет. Численность трудоспособного населения страны уменьшится до 2025 г. не менее чем на 10 млн человек, утверждает секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев. Верить ему, наверное, можно.
 
Но гастарбайтеры должны быть здоровыми (о страховке и социальной защищенности речь пока не идет). Не зря еще зимой прошлого года Геннадий Онищенко призвал обеспечить всех трудовых мигрантов обязательной медицинской страхов кой. Но разве это не прерогатива СНГ, Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и других организаций, объединяющих те или иные союзные республики канувшего в Лету СССР? Это ведь мировой опыт – иностранные граждане, приезжающие на работу в другую страну, должны иметь такую страховку, чтобы был гарантированный доступ к медицинской помощи.

Большинство же российских гастарбайтеров о медицинских страховых полисах и слыхом не слыхивали. А в соответствии с норма ми федерального законодательства они имеют право получать только скорую неотложную помощь. Что, собственно, и делается: услугами службы «03» пользуются ежегодно 1,5 млн гастарбайтеров.

За всё остальное им надо платить из своего кармана или кармана социально ответственного работодателя. Много ли вы таких видели? Вот гастарбайтеры и выбирают свой метод лечения – терпеть до последнего. Потому что платить за здоровье им зачастую нечем, лечиться для них слишком дорого.

Отдельная проблема – женщины-мигрантки. «В одной из больниц есть роддом, где надписи уже на таджикском языке», – рассказал как-то глава столичного Департамента здравоохранения Леонид Печатников.

Нередко вынуждены принимать тяжелобольных иностранных граждан и лечить их на деньги российских налогоплательщиков и поликлиники, больницы. Делается это, понятно, из сострадания. Ведь даже по официальной статистике ФМС России, в Москве обретают около четвертой части всех мигрантов, въезжающих в Россию, или каждый второй мигрант, находящийся на территории Центрального федерального округа.

Да разве дело только в Москве? В С.-Петербурге на лечение мигрантов, больных туберкулезом, тратится, например, более 75 млн руб. в год. Целые семьи гастарбайтеров приходится лечить за счет бюджета и в уральских больницах, городах Поволжья.

Словом, медицинское обслуживание трудовых мигрантов – удовольствие для страны недешевое.

Запретить нельзя лечить. Где поставить запятую? Отсутствие внятной, стратегически выверенной государственной миграционной политики не дает ответа на этот вопрос. Сколько уже лет бушует в стране миграционная стихия, а власти, шарахаясь из стороны в сторону, так и не удосужились решить такой важнейший ее аспект, как медицинский. Хотя давно и создана правительственная комиссия по миграционной политике, которую возглавляет сейчас вице-премьер РФ Виктор Шувалов...

Проблему трудовой миграции давно пора поставить и на основательную законодательную почву. Такую, что способна дать здоровые всходы высокой ответственности за здоровье гастарбайтеров и у тех, кто их принимает, и у тех стран, из которых они приезжают.

Где, спрашивается, решительные и эффективные меры в этом направлении СНГ, ЕврАзЭС и пр.? Или будем ждать рождения обещанного евразийского экономического союза? Так его родам ведь и затянуться недолго: кризис все-таки на дворе...

Константин ЩЕГЛОВ, обозреватель «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru