Вы здесь

Хирург, педагог, гражданин

200-летие со дня рождения Н.И.Пирогова (1810-1881) широко отмечается в нашей стране. Одним из юбилейных мероприятий стала совместная сессия общих собраний Российской академии медицинских наук и Российской академии образования, посвященная этому событию.

Человек будущего


Сессия открылась приветствием президента РАМН академика РАМН и РАН Михаила Давыдова, подчеркнувшего непреходящее значение идей Пирогова для медицины и педагогики и вручившего дипломы премии им. Н.И.Пирогова РАМН.

С докладом о духовном наследии Пирогова выступил академик РАМН Юрий Шевченко, возглавляющий Национальный медико-хирургический центр им. Н.И.Пирогова. Обычно пишут о том, что Пирогов внес вклад в развитие анатомии, хирургии и анестезиологии, военной медицины и педагогики. При этом, по словам Шевченко, из поля зрения исследователей часто выпадают его религиозные убеждения, которые претерпели значительную эволюцию на протяжении его жизни. Между временем детской или обрядовой религии, завершившимся в 1828 г. , и возвращением к православию в 1848 г. (после смерти жены и служебных конфликтов) лежит 20-летний период, названный Шевченко «временем сомнений и неверия».

Академик РАН и РАМН Виктор Савельев рассказал о Пирогове как о великом русском хирурге и ученом, сравнив его с Пушкиным и Ломоносовым. Как писал Пирогов, «каждый ученый, в особенности преподаватель, должен иметь своего рода внутреннюю потребность возможно скорее обнародовать свои ошибки для предупреждения других, менее сведующих… Потому что отрицательная польза сочинения в такой науке, как хирургия, для молодого хирурга имеет даже большую ценность, нежели положительная». Пирогов, по мнению Савельева, был не просто хирургом и анатомом, а врачом-философом и основоположником современной отечественной клинической медицины.

Археология тела

Пирогову как анатому были посвящены выступления академика РАМН Михаила Сапина и члена–корреспондента РАМН Ивана Дуданова. Среди анатомических работ Пирогова особое место занимает атлас «Иллюстрированная топографическая анатомия распилов, произведенных в трех измерениях через замороженное человеческое тело» (так называемая «Ледяная анатомия»), изданный в 4 частях в 1851-1859 гг. Как писал анонимный рецензент в «Военно-медицинском журнале», «только в нашем климате Н.И.Пирогов мог задумать и привести в исполнение этот новый способ изучения анатомии человеческого тела».

Во время работы над атласом Пирогов придумал «скульптурную анатомию». Труп замораживался «до плотности камня», а затем с помощью долота и молотка вылущивались из оледеневших слоев изучаемые части и органы, «подобно тому, как в Геркулане (имеется в виду Геркуланум – античный город рядом с Помпеями, засыпанный пеплом при извержении Везувия. – Б.Л.) открывают произведения древнего искусства, залитые оплотневшею лавою». Поскольку органы в замороженном теле оставались на своих местах, достигалась трехмерная картина прижизненного расположения и взаимоотношения органов и тканей, достигаемая сегодня при спиральной компьютерной томографии с трехмерной реконструкцией изображения.

На войне как на войне

Член-корреспондент РАМН Борис Гельфанд рассказал о Пирогове как основоположнике современной анестезиологии. Как известно, впервые эфирный наркоз был успешно применен Вильямом Мортоном 16 октября 1846 г. в Бостоне (США), а в России – выдающимся московским хирургом Фёдором Иноземцевым 7 февраля 1847 г. Термин «анестезия» был предложен почти 40 лет спустя бостонским врачом Оливером Холмсом. Пирогов применил эфирный наркоз 14 февраля 1847 г. при мастэктомии по поводу рака молочной железы. Вскоре (в июне 1847 г.) Пирогов применил ректальный наркоз для обезболивания родов. По его инициативе был разработан «кли-зопомп» – аппарат для введения эфирных паров в прямую кишку. В этом же году Пирогов успешно применил наркоз в военно-полевых условиях (во время осады аула Салты в Дагестане). Ему же принадлежит классическое описание травматического шока. По утверждению докладчика, Пирогова можно считать основоположником доказательной медицины.

Член-корреспондент РАМН Николай Майстренко и начальник Военно-медицинской академии (С.-Петербург) Александр Беле-витин посвятили свои выступления Пирогову как основоположнику военно-полевой хирургии. С именем Пирогова связывается внедрение системного подхода к организации оказания хирургической помощи раненым. Война характеризовалась Пироговым как «травматическая эпидемия». Поскольку врачей во время эпидемий всегда не хватает, он предложил сортировать раненых, разделив их в зависимости от тяжести состояния и очередности оказания медицинской помощи.

Он разработал технику наложения гипсовых повязок при огнестрельных переломах конечностей. После появления учения Листера об антисептике Пирогов пересмотрел свое отношение к ранним хирургическим вмешательствам в профилактике осложнений огнестрельных ран и стал пропагандировать «первичные операции в небывалых доселе размерах». Он также привлек сестер милосердия к уходу за ранеными.

Педагог-освободитель

Пирогов известен не только как хирург и анатом, но и как выдающийся педагог, просветитель и реформатор образования. Этой стороне его жизни была посвящена вторая часть сессии, на которой выступили представители РАО. Блестящую речь о педагогических идеалах Пирогова произнес член-корреспондент РАО Михаил Богуславский. Всего 5 лет прослужил Пирогов на педагогическом поприще (попечителем Одесского, а затем Киевского учебного округа), но сумел определить пути развития российского образования на многие десятилетия. Не случайно один из историков педагогики сравнил его с Вифлеемской звездой. Как отметил Богуславский, Пирогов сформировался как ученый, врач и гражданин на Западе – сначала в Дерптском университете (который хотя и находился формально в составе Российской империи, был университетом немецким), а затем во время длительной стажировки в Германии. Отсюда его внутренняя свобода, невозможная в удушливой атмосфере николаевской России. Программа модернизации российского образования дана Пиро-говым в статье «Вопросы жизни», опубликованной в начале «великих реформ» (в 1856 г. ) при поддержке великого князя Константина Павловича и баронессы Редлих.

Эта программа предполагала, во-первых, широкую демократизацию образования. Каждый гражданин России, считал Пирогов, должен закончить университет. Он решительно отвергал сословные и национальные ограничения в доступе к высшему образованию. Во-вторых, Пирогов предлагал перестройку системы управления образованием, которая заключалась в снятии бюрократических препон. В-третьих, он настаивал на изменении подготовки педагогов. И, в-четвертых, высказывал оригинальные идеи по методике обучения. Он поддерживал создание воскресных школ и самодеятельных организаций учащихся. Разумеется, идеи Пирогова встретили бешеное сопротивление чиновничьего аппарата, что и послужило причиной его досрочной отставки.

Член-корреспондент РАО Михаил Лукацкий обратил внимание аудитории на тот факт, что 200-летие со дня рождения Пирогова совпадает со 100-летием смерти Льва Толстого. Каковы же нравственные императивы педагогических воззрений Пирогова? Основу нравственного сознания он находит в христианском учении. Задача педагога – способствовать росту нравственной истины у ребенка, а задачей воспитания являются нравственные изменения в жизни людей. Воспитание, считал Пирогов, – это управление вниманием учащихся и упражнение внимания. Эти взгляды созвучны идеям Анри Бергсона, который полвека спустя рассматривал интеллект как концентрацию внимания: «Сосредоточенность – самая суть гения». В своих взглядах на воспитание как средство гармонизации мира, способ дисциплины нравственного сознания человека и усиления «Верховного разума» в сознании людей Пирогов намного опередил свое время.

Сессия завершилась вдохновенным выступлением академика РАО Александра Асмолова о Пирогове как лидере гуманистической антропологии. Пирогов ставится в один ряд с двумя другими великими врачами и педагогами – Янушем Корчаком, отправившимся вместе со своими воспитанниками в газовую камеру, и миссионером Альбертом Швейцером, построившим госпиталь в Экваториальной Африке. У педагогики и медицины много точек соприкосновения. Примером может служить наука педология, репрессированная в нашей стране в 1930-е годы. Упомянув книгу Романа Лурия «Внутренняя картина болезней и иатрогенные заболевания», Асмолов находит много общего между дидактоге-ниями (вредными последствиями педагогической деятельности) и ятрогениями. Работы Александра Лурия по нейропсихологии – другой пример исследований, одинаково важных для медицины и педагогики. В связи с проблемой психосоматики и здоровья здоровых необходимо объединить усилия врачей и педагогов. А у истоков этого стоит Пирогов, задавший гуманистическую парадигму мышления: «Будущее принадлежит медицине предупредительной».

Болеслав ЛИХТЕРМАН,
корр. «МГ»,
кандидат медицинских наук.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru