Вы здесь

Не потерять бы школу!

Применение методов традиционной медицины в нашей стране ограничено. Между ними и официальными подходами к диагностике и лечению постоянно проявляются системные противоречия. Сложившаяся ситуация требует нормативно-правового разрешения.

К такому выводу пришел экспертный совет по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению, обсудив место и роль традиционной медицины в системе здравоохранения Российской Федерации. И хотя наша газета к этой теме проявляет постоянный интерес (в частности, см. «МГ» № 90 от 23.11.2011), есть необходимость продолжить важный разговор.

Время вспахать правовое поле

«Традиционная медицина, с которой всё началось, не сдает, не смотря на достижения современного здравоохранения, своих позиций и даже, на мой взгляд, укрепляет их», – отметила, открывая заседание совета, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению Лариса Поно марёва. Вместе с тем она высказала опасение, что несовершенство нормативно-правового регулирования приводит к тому, что больным нелегко отличить знатоков народной медицины от разного рода целителей и шарлатанов, а сама она воспринимается как маргинальная. «Мы теряем школу», – считает сенатор.

Не буду останавливаться на перипетиях продолжающейся вот уже более 30 лет и то и дело вспыхивавшей в ходе всего заседания дискуссии о том, что считать медициной традиционной. Народную медицину, как и был обозначен соответствующий раздел в принятом Госдумой РФ в первом чтении законе «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации»? Или же, напротив, именовать так сегодняшнюю комплементарную медицину с ее современными методика ми, а народную медицину отнести к альтернативной? Об этом споре «МГ» уже не раз писала.

Дело, в конце концов, не в этом. «Хоть горшком назови, только в печь не сажай», – гласит пословица. А вот народная медицина, как показало заседание экспертного совета профильного комитета Совета Федерации, в плане нормативно-правового регулирования как раз и оказалась в этой самой печи.
 
В настоящее время традиционная медицина (назову ее согласно повестке дня) регулируется у нас в стране постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. и приказами Минздравсоцразвития № 364 и № 365 от 10 декабря 1997 г. о введении специальностей «рефлексотерапия» и «мануальная терапия» в номенклатуру врачебных и провизорских специальностей.

Указанное постановление предусматривает необходимость получения разрешения (лицензии) на ведение таких методов двух вышеназванных «видов медицинской деятельности» (цитирую по документу), а также применение «методов традиционной медицины». Приказ Минздравсоцразвития России в развитие этого положения утверждает порядок введения к применению «новых медицинских технологий» и ведение реестра тех из них, которые разрешены к применению.


На этом нормативно-правовое регулирование многовековых традиций народного врачевания на сегодняшний день и исчерпано, констатировали участники заседания. Даже гомеопатия и натуротерапия толком не регламентированы. А остеопатия, фитотерапия и прикладная кинезиология, хотя и не запрещены, но правовое поле у них не только не засеяно, но даже не вспахано.

Нам указ – не приказ...

Жизнь между тем не стоит на месте: в последние годы интерес к средствам и методам традиционной медицины в мире растет.

Утверждена соответствующая стратегия и принят ряд резолюций ВОЗ, создаются глобальный атлас ВОЗ по традиционной медицине, каждые 5 лет по ней принимается глобальная программа. Еще в 2003 г. 56-я сессия ВОЗ призвала государства–члены сформулировать политику в отношении традиционной медицины, разработать программу, создать национальный комитет экспертов, признать роль некоторых ее практиков в качестве важного ресурса первичной медико-санитарной помощи и т.д. Данные меры являются необходимыми для обеспечения безопасности и эффективности традиционной медицины, констатировала ВОЗ.

Пекинская декларация конгресса ВОЗ по народной медицине в 2008 г. вновь призвала «тех, кто не сделал этого, принять соответствующие меры».

Не про нас писано, посчитала, видимо, наша власть, хотя Рос сия, что называется, испокон веков является членом этой авторитетной международной организации. Иначе чем объяснить то, что в структуре Минздравсоцразвития до сих пор нет должности главного специалиста (даже внештатного!) по традиционной медицине, не создан реестр специалистов, имеющих сертификаты на применение ее методов в медицинской практике, не разработаны стандарты качества медицинской помощи в области традиционной медицины, практически не ведутся научные исследования? А о научном и экспертном советах, инициативах министерства по изменению законодательства и нормативных актов с целью унификации терминологии, обозначающей и разграничивающей область применения традиционной и комплементарной медицины, названий специалистов и требований к их квалификации, и говорить не приходится...
 
И это при том, что традиционной медицине доверяют, по данным Института социологии РАН, более 60% населения. А СМИ между тем, как отметили председатель экспертного совета комитета Совета Федерации, директор НИИ клинико-экономической экспертизы и фармакоэкономики Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И.Пирогова профессор Виталий Омельяновский и директор НИИ традиционной медицины РНИМУ им. Н.И.Пирогова Александр Шуляк, пестрят объявлениями целителей и шарлатанов, никакого отношения к народной медицине не имеющим. Быть может, поэтому разговор в Совете Федерации и получился довольно острым.

Дать больному возможность выбора

Напомнив, что в свое время у нас были и центр, и ученый совет при Минздраве, академик РАМН Вадим Зилов констатировал: «То, что накоплено, сейчас недоступно для врачей».
Директор учебно-методического центра факультета академических программ обучения Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Нинель Хан поставила вопрос о необходимости разработки стандартов народной медицины. Она полагает, что в 2015 г. , когда программа модернизации здраво охранения будет реализовываться уже практически, мы можем потерять традиционную медицину, которая дает человеку возможность выбора.

«Консолидация – вот главное для обеих медицин», – убежден президент Международного университета восстановительной медицины академик РАМН Александр Разумов. По его мнению, «именно сочетанная терапия – тот потенциал, который позволит осознать, в какую сторону двигать наше здравоохранение». «Методы народной медицины – это не дополнительные и не альтернативные методы: они на равных могут дополнять другие методики и технологии. Главное – практически полностью отсутствует побочное действие на органы и ткани», – считает и профессор кафедры биомедицинской электроники Московского государственного университета радиотехники, электроники и автоматики Евгений Мейзеров.

Все эти и другие предложения значатся в проекте рекомендаций заседания совета, адресованных Правительству РФ, Минздравсоцразвития России, Федеральному фонду ОМС и органам исполнительной власти. Документ, однако, будет еще дорабатываться, и, как знать, уцелеют ли они... Но в одном участники дискуссии в Совете Федерации были едины: правительство несет ответственность за здоровье населения и должно формулировать национальную политику в отношении традиционной (на родной) медицины, обеспечивающие ее надлежащее, безопасное и эффективное использование правила и стандарты в рамках национальной системы здравоохранения.

Константин ЩЕГЛОВ, обозреватель «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru