Вы здесь

Дмитрий АСТРАХАН: Главное – не терять веру в себя!

Заслуженный деятель искусств РФ, известный режиссер театра и кино сегодня предстает перед зрителями в необычном для себя амплуа. Он впервые выступил в кино в качестве актера. Да еще в фильме, к которому сейчас приковано внимание всего населения нашей страны, а возможно и мира. Речь идет о ленте «Высоцкий. Спасибо, что живой». С этого эпизода в жизни Д.Астрахана мы и начнем разговор о его жизненном и творческом пути.

– Так случилось, что первоначально постановщиком этого фильма должен был быть режиссер Александр Митта. Он мне и предложил впервые попробовать свои силы в актерском искусстве, сняться в одной из больших ролей. Я, едучи на пробы, относился к этому с юмором, хотя питаю уважение и к Александру Наумовичу и к руководителю Первого канала телевидения Константину Эрнсту, который продюссировал этот кинофильм. Им мои пробы понравились, и мне было предложено сниматься в роли Леонида Фридмана – администратора В.Высоцкого во время работы в Узбекистане. Я честно предлагал продюсерам взять на эту роль многих известных артистов, но они все-таки остановили свой выбор на мне. За прошедшие потом три года работы над фильмом произошло много событий, сменился и главреж А.Митта.

Мне же работать на съемках было очень интересно, прежде всего потому, что роль героя, которого я играю, очень интересная. От предательства он постепенно переходит к свершению человеческого подвига.

Не берусь оценивать этот фильм в целом. Лично мне смотреть его было интересно. Сейчас, когда он вышел на киноэкраны страны, зрители смогут объективно решить, насколько удачно, интересно и объективно показан в этой картине образ личности, любимой миллионами наших соотечественников. Советую посмотреть.

– Дмитрий Хананович, после окончания в 1982 г. Ленинградского государственного института театра музыки и кино вы поставили на сценах театров разных городов страны свыше 40 спектаклей. Какой был первым и где?

– В Свердловском театре юного зрителя, куда меня пригласили после окончания института, где я ставил свой дипломный спектакль «Кто, если не ты?» Получил за него премию Ленинского комсомола. Ну а потом в этом же ТЮЗе зрители увидели и мои спектакли «Утиная охота», «Доходное место», «Недоросль».

После «Красной шапочки», которой очень доволен, постановок сказок уже не осуществлял. Замечу, что на вечерние спектакли в ТЮЗе приходили старшеклассники, и их любовь к нашим постановкам мне была очень дорога.

– Как складывалась ваша карьера театрального режиссера потом?

– После Свердловского ТЮЗа, по приглашению Георгия Александровича Товстоногова работал в ленинградском Большом драматическом театре, затем, в 1991-1995 гг., был художественным уководителем С.-Петербургского театра комедии им. Н.П.Акимова. Для постановки многих из тех 40 спектаклей, о которых вы упоминали, выезжал и в другие города страны. В частности, в Московском драматическом театре им. А.С.Пушкина в 2001 г. поставил «Путники в ночи», в 2009-м – «Леди на день».

Ни одну из своих постановок не могу назвать самой мною любимой. Потому что всегда хотел сделать что-то значительное, важное, интересное зрителям, остающееся в их памяти.

Я считаю себя режиссером, ставящим спектакли в театре и снимающим кинофильмы. Приоритета не делаю. Хотя задачи и разные, но путь к достижению задуманного, по сути, для меня один.

– Из двух десятков ваших кинофильмов хочется выделить «Изыди» и «Ты у меня одна». Расскажите, пожалуйста, о них поподробнее.

– Первый вышел на экраны в 1991 г. Время было сложное. А съемки мы начинали в 1989-м. Советский Союз разваливался. Происходило обострение межнациональных отношений, возникали конфликты. Вражда буквально висела в воздухе. И мы решили сделать фильм о межнациональных конфликтах, главной идеей которого было исторически показать, что нормальным людям вражда между национальностями чужда. Всегда в основе подобного конфликта лежат чьи-то интересы, в основном – государственные. Власти их провоцируют, и после этого происходят погромы и т.п.

Мы хотели в этом фильме показать, что нужно искать врагов не в простых людях, а в тех, кто их подстрекает к таким поступкам. В «Изыди» зрители увидели, как простым жителям такая вражда противна, как они восстают против этого.

– Напомним нашим читателям, которые не видели этот фильм, что его сценарий создавался по мотивам произведений Шалом-Алейхема и И.Бабеля и рассказывает о еврейских погромах, происходивших в начале ХХ века.

– Мы показали это на примере судьбы Могла Рабиновича, роль которого талантливо сыграл грузинский актер Омар Менгвигухенцеси, награжденный в Токио призом за лучшую мужскую роль. Фильм «Изыди» демонстрировался во многих странах, «добыл» много премий, в том числе и главный приз на Кинотавре. Был представлен на соискание премии Оскар (в качестве последнего фильма от СССР). Награды не получил, но само выдвижение для дебютанта – большой успех. Как режиссер этого фильма я весь год ездил по странам мира на кинофестивали, где его показывали.

В «Ты у меня одна» снимались великолепные актеры – Марина Неёлова, Александр Збруев, Светлана Рябова. Его до сих пор бесконечно показывают по телевидению. Зрители его любят, и этим он мне очень дорог. Знаю, что А.Збруев до сих пор получает отзывы. После этого фильма о нем вновь заговорили как о большом артисте. Я же как режиссер получил приз Кинотавра. На кинофестивале в Каире фильму дали «Серебряную пирамиду», а М.Неёлова была награждена как исполнительница главной женской роли.

– А над чем вы сегодня работаете как кинорежиссер?

– Совсем недавно на киноэкраны вышел фильм «На свете живут добрые и хорошие люди». Его купил Первый канал телевидения, и я надеюсь, что скоро его увидит широкая аудитория. Это фильм о нашей стране, о России. Посмотрев его, сценарист Валентин Черных (всем известный по фильму «Москва слезам не верит») сказал мне: «Это вообще наша лучшая картина».

А совсем новая моя кинокартина, работа над которой недавно закончилась, – «Ночной таверны огонек», уже купил телеканал РТР. Это своеобразная сказка с довольно серьезным, грустным социальным смыслом. Не могу даже точно назвать жанр, к которому эту ленту можно отнести: в ней есть и фантастика, и сказочность, и серьезность. А смысл простой – человек пил и был счастлив. Бросил пить, но стал нищим – всё обратно логике.
 
– Традиционный вопрос кинорежиссеру: есть ли у этого вида искусства самостоятельное будущее? Или лучшие фильмы, как и ваши, будет скупать телевидение?

– Будущее есть. Начнется достойный прокат, перестанут пиратствовать в Интернете, покупать сворованные оттуда копии. Верю, что всё будет нормально, россияне вновь станут смотреть кино в кинотеатрах, ведь во всем мире происходит именно так. К сожалению, в нашей стране осталось очень мало работающих кинотеатров. Нарушена давняя традиция посещать их, знакомиться с новинками. Когда будет много кинозалов, там будут показывать больше фильмов.

Возьмите, например, фильм о Высоцком, с которого мы начали нашу беседу. Сделано 1300 копий, и это всего-то на 2000 залов.

– В масштабах всей России?

– Да, и фильм, выходящий большим прокатом, по сути «закрывает» все залы. Даже если его показывают в половине общего числа сеансов. Так что на данный момент пока не так много фильмов можно и ставить. Сравните, в США сейчас работают 40 тысяч кинозалов, там могут одновременно демонстрироваться разные ленты.

Надеюсь, что наша отечественная кинематография продолжит хорошие многолетние традиции. Для этого есть условия, в том числе талантливые молодые артисты. В этом я убедился, работая преподавателем сначала в Свердловском театральном институте, а потом в С.-Петербурге, где руководил мастерской ГИТМиК.

– При столь активной и напряженной творческой деятельности остается ли у вас время для семейной жизни?

– У меня большая семья, шестеро детей. Жена Елена Астрахан, в девичестве Громова, балерина Кировского театра, на пенсию не выпускают, так что придется еще ей поработать (смеется). С детьми хлопот очень много, поэтому и на хобби время не остается. Старшему, Паше, – он мой сын от первого брака, но живет с нами – 17 лет, Маше – 15 лет, Наташе – 12, Гла-ше – 7, Вите – 4 и Лизе всего 2 ода. Паша учится в музыкальном училище, три девочки в школе, а младшие еще подрастают. Что из них получится в будущем – вопрос сложный. Но они, слава Богу, очень дружные, доброжелательные, родителям не хамят, и это меня очень радует.

– Поскольку наши читатели медики-профессионалы, мы всегда интересуемся, есть ли в семье интервьюируемого представители этой профессии, среди друзей?

– Папа моей супруги, Валерий Иванович, работал врачом-судмедэкспертом в Ногинском районе Московской области после окончания Университета им. П.Лумумбы. Сейчас на пенсии, но в полной форме.

Интересно, что хорошим другом всей нашей семьи является тоже судмедэксперт Илья Колин, работающий в С.-Петербурге. Несмотря на расстояние, если у нас кто-то заболевает, я ему тут же звоню и получаю самую квалифицированную консультацию.

С теплотой говорю об ленинградском онкологе Холдине (имя-отчество, к сожалению, не помню), который оперировал мою маму, спас ее. Помню, как и меня, мальчишку-пятиклассника, с приступом аппендицита случайно привезли в больницу, где работал другой друг нашей семьи, известнейший нейрохирург «дядя Юлик». Лежа на операционном столе еще без наркоза, слышал, как он сказал удивленной медсестре: «Оперировать буду я, это сын моих близких друзей». Работу он выполнил блестяще.

Не скрою, врачи у меня вызывают большое уважение. Их помню с детства как нормальных, добрых людей.

– И что бы вы им пожелали?

– Одного – не терять мужества и веру в свое предназначение в нынешней сложной ситуации, когда их труд не имеет той должной финансовой оценки, которую врачи заслуживают. В связи с этим вспоминаю забавный случай из советских времен: рабочему на торжественном собрании объявили благодарность. Человек с юмором ответил: «Я отказываюсь ее принимать, потому что благодарность, не подкрепленную материально, считаю унизительной!» В наше время оставаться врачами, верными Клятве Гиппократа, – не просто. Сохраняйте человеческое лицо и знайте, что мы, простые люди, вас очень любим и уважаем!

Беседу вел
Леонид ПЕРЕПЛЁТЧИКОВ,
обозреватель «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru