Вы здесь

Мы не люди второго сорта

Общеизвестно, что лечебные учреждения негосударственной формы собственности, например, относящиеся к компании «Российские железные дороги», практически лишены возможности участия в реализации Национального проекта «Здоровье», федеральных, региональных и муниципальных целевых программ по охране здоровья граждан.

Всем понятно, что смысл преобразований в здравоохранении – развивать конкуренцию на рынке медицинских услуг. Тогда почему продолжается удушение конкурентов на местах, несмотря на грозные предупреждения руководителей страны и Федеральной антимонопольной службы? Еще в 2008 г. ФАС направила письма главам регионов, где изложила свою позицию о недопустимости ограничения конкуренции при включении частных медучреждений в систему ОМС для оказания медицинских услуг. Однако к этому предупреждению в ряде регионов отнеслись без серьезных выводов, и такую же позицию фактически занимало и продолжает занимать Минздравсоцразвития России.

В этой связи хотелось бы выразить наше мнение в поддержку оценки ситуации, которую дал вице-президент ОАО «РЖД» Олег Атьков накануне принятия новых законов о здравоохранении (редакционная статья «Право на жизнь» в газете «Гудок» от 03.11.2010). Может быть, компетентные лица обратят внимание на примеры негосударственного подхода в этой сфере по территориям Дальневосточного федерального округа? Речь идет об использовании совокупных ресурсов отечественного здравоохранения, накопленных обществом, – имущества территориальных и ведомственных лечебных учреждений.

С 2009 г. ведется проектирование, а в 2012 г. планируется начало строительства муниципального больничного городка стоимостью 1 млрд 300 млн руб. в городе Облучье Еврейской автономной области. Можно было бы порадоваться за земляков, если бы не протестовал здравый смысл. В населенном пункте с 10 тыс. жителей и примыкающем к нему районе численностью чуть больше 20 тыс. человек в целом имеется избыток площадей стационаров, а особенно поликлиник. Но если планы строительства нового стационара в составе больничного комплекса можно оправдать ветхостью зданий существующего, то поликлиника здесь, как ни посмотреть, – явное излишество для народа.

В Облучье функционируют два лечебных учреждения – районная больница и отделенческая поликлиника ОАО «РЖД». Железнодорожная поликлиника расположена в типовом новом здании, хорошо оснащена и укомплектована узкими специалистами (без этого не может работать цеховая служба с ВЭК). Здесь всегда ранее обслуживалось всё население Облучья, 40% жителей которого – железнодорожники. Властям бы лишь наладить взаимодействие двух учреждений разной ведомственной принадлежности, объединить их ресурсы – и проблем с амбулаторной помощью не будет. Ведь сама ЕАО является дотационным субъектом РФ, у нее нет лишних средств, население в регионе не прибывает, здесь очень большой дефицит медицинских кадров. Особая проблема с врачами в Облучье, – их не хватает и на одну поликлинику, зачем же строить вторую, ведь в ней будет пусто!

Но муниципалитет упрямо инициирует строительство нового объекта здравоохранения. А чтобы у народа появилось ощущение острой необходимости новой поликлиники, в 2008 г. всё население города приказом райздравотдела закрепляется за муниципальным ЛПУ. Теперь жители Облучья простаивают в рукотворных очередях в тесных приспособленных помещениях МУЗ. Ясно, что проблема создана искусственно самой властью. Не затем ли, чтобы выбрать путь ее решения как можно более дорогостоящий? Похожая ситуация сложилась и в Тынде Амурской области. Здесь городская мэрия, несмотря на очень скудный бюджет, предпочитает реконструировать и строить объекты здравоохранения вместо того, чтобы договориться с партнерами о неизмеримо менее затратных вариантах с использованием уже созданных ресурсов. Горько видеть, как сотни миллионов рублей налогоплательщиков, направляемых в здравоохранение, уходят напрасно.

Сегодня готовится к старту программа модернизации здравоохранения РФ. На ее реализацию планируется направить более 900 млрд руб. средств ОМС. В этих отчислениях будет большая доля от предприятий ОАО «РЖД». Все годы реформ медицинской и железнодорожной отраслей страны коллективы негосударственных учреждений здравоохранения разделяли с территориальными коллегами ответственность перед обществом за результаты выбранного пути на модернизацию. Терпели упреки коллег, а то и неприязнь за порой вынужденное стремление бежать вперед – «в капитализм». При этом в железнодорожной медицине всё более ужесточались требования по обеспечению безопасности движения поездов. Но вот мы видим, что по программе модернизации здравоохранения страны в железнодорожную медицину ничего не будет вложено! А ведь некоторые железнодорожные больницы представлены на территориях в единственном числе, медицинскую помощь там оказывать больше просто некому.

Чем же провинились железнодорожники, мы вместе с нашими больными перед Минздравсоцраз-вития России? Железнодорожная отрасль – одна из немногих в стране отраслей, несущая бремя по содержанию сети учреждений производственной медицины, к тому же полностью вовлеченных в систему общественного здравоохранения, уплачивает дополнительно налог 2,1% и целиком направляет его на улучшение материальной базы только муниципальных больниц и поликлиник!
Когда на самом высшем уровне говорится о здоровой конкуренции на рынке медицинских услуг, чиновники рангами ниже упорно выталкивают прочь самых цивилизованных участников этого рынка, применяя бюрократические технологии. Как будто бы они торопятся расчистить рынок от конкурентов до вступления в силу нового Федерального закона об ОМС, где прописано право гражданина на выбор больницы и врача. Это противоречие в позициях «верхов» и «низов» – как мутная вода, которая мешает видеть истину, так нужную сегодня отечественной медицине. На совещании 9 ноября в Иваново председатель Правительства РФ Владимир Путин высказал недвусмысленное суждение по вопросам модернизации здравоохранения: «…Безусловно, такая масштабная работа не может принести эффективного результата, если мы не будем действовать сообща. … Это касается всех уровней власти, управления, всех заинтересованных министерств и ведомств. Далеко не каждое медицинское учреждение должно быть отремонтировано, …всё это должно быть сделано с умом, не распылять федеральные и региональные ресурсы, а направлять их только туда, где подготовлена почва для улучшения обслуживания граждан в конкретной местности». Никаких слов больше не надо! По нашему глубокому убеждению требуются неотложные решения, чтобы изменить положение вещей с нерациональным расходованием материальных ресурсов здравоохранения в субъектах РФ и с нелюбовью к конкурентам.

Юрий КОРШНЯК,
главный врач отделенческой
больницы на станции Тында
ОАО «РЖД».
Зинаида АДЖБА,
исполняющая обязанности
главного врача отделенческой
поликлиники на станции Облучье
ОАО «РЖД».
Амурская область – Еврейская автономная область.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru