Вы здесь

Тревожная неопределенность

Сестринское сообщество взволновано не на шутку. Считает, что над ним нависла угроза закрытия факультетов высшего сестринского образования. То, чем так гордились, к чему стремились, может кануть в Лету. Тревога не выглядит беспочвенной. В нынешнем году прием абитуриентов на бюджетной основе на факультеты ВСО, находящиеся в системе Минздравсоцразвития России, практически был прекращен, что весьма озадачило.

С одной стороны, принята программа развития сестринского дела на период до 2020 г. , ряд других документов, в которых предусмотрено совершенствование высшего образования для медицинских сестер. С другой, появляются распоряжения, нормативные акты, из которых следует, что у высшего сестринского образования нет будущего. Иначе как расценивать информационное письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 16 от 31.05.2010 руководителям вузов, подведомственных Минздравсоцразвития России, где говорится: «В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации… Минздравсоцразвития России проведен конкурс на размещение государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием среди подведомственных аккредитованных образовательных учреждений высшего профессионального образования на 2010 г.

Приказом Минздравсоцразвития России № 297 от 26.04.2010 утверждена конкурсная документация указанного конкурса, согласно которой государственное задание на подготовку специалистов по специальности «сестринское дело» не размещалось».

Правда, при этом в письме указывалось, что не возбраняется осуществлять прием по договорам с оплатой стоимости обучения физическими и юридическими лицами. Далее сообщалось, что «по результатам проведенного анализа трудоустройства выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования по указанной специализации выявлен низкий процент занятости специалистов по полученной специальности.

В связи с этим министерство считает нецелесообразным проведение в 2010 г. приема граждан на обучение по специальности высшего профессионального образования «сестринское дело».

Кроме того, в целях обеспечения согласованных действий в области организации образовательной деятельности подведомственных высших учебных заведений министерством по результатам анализа приемной кампании 2010/2011 учебного года планируется обсуждение вопросов прекращения подготовки специалистов по непрофильным для медицинских и фармацевтических вузов специальностям высшего профессионального образования».

Получается, одна рука не знает, что делает другая? Или же все-таки проводится сознательная политика, направленная на умерщвление системы ВСО?

Кто-то скажет, не надо драматизировать события. Дескать отсутствие бюджетного финансирования – не повод для самых грустных предположений, есть ведь еще возможность принимать абитуриентов на платной основе. Оно, конечно, так. Только в России давно известно, хочешь дело загубить – перекрой кислород (то есть финансирование), оно само умрет.

Сейчас много говорится о модернизации здравоохранения, о необходимости повышения его эффективности. Правильно говорится. Но вряд ли удастся добиться желаемых результатов, поскольку в стране острый дефицит сестринского персонала.

В мае нынешнего года министерство объявило, что ставит своей целью увеличить количество медицинских сестер в разы. На сегодняшний день на одного врача приходится 2,18 медицинских сестер. К 2015 г. это соотношение должно составлять 1:4, а к 2020 г. 1:8 в реабилитационной и патронажной службах. Если учесть, что, по данным Росстата, в России в 2008 г. насчитывалось 703,8 тыс. врачей и 1512,2 тыс. работников среднего звена, из них в системе Минздравсоцразвития России трудится 607,7 тыс. врачей и 1300 тыс. средних медицинских работников (большинство из которых медицинские сестры), то, чтобы достигнуть соотношения хотя бы 1:4, нужно за несколько лет дополнительно подготовить как минимум 1 млн 300 тыс. специалистов сестринского дела, что нереально. Вряд ли найдется такое количество желающих стать средними медработниками, тем более что уже сейчас ссузы испытывают дефицит абитуриентов. К тому же до 40% и более выпускников медучилищ в первые же годы уходят, работают не по специальности.

Что греха таить, профессия медсестры не является сегодня привлекательной для молодежи, и не только потому, что зарплата низкая. Есть ряд других причин. До тех пор, пока мы не поднимем ее престиж, в здравоохранении мало что изменится. Сегодня, как считает ряд экспертов, сестринское дело подошло к черте, за которой – полный развал сестринской службы. Даже самые серьезные финансовые вливания, значительное повышение оплаты труда не смогут резко повлиять на ситуацию, потому что медицинская сестра в общественном сознании – это девочка на побегушках, механически исполняющая чужую волю.

Хорошая идея об увеличении сестринского персонала в разы, полагаю, так и останется нереализованной, поскольку негде взять такое количество людей (даже если привлечь мигрантов) и нечем их удержать. В этой ситуации лишение высшего сестринского образования государственной поддержки – большая ошибка. Поскольку закрытие факультетов ВСО сделает профессию медицинской сестры еще менее привлекательной. Экономия инвестиций в сестринское дело сейчас может обернуться серьезными последствиями в недалеком будущем.
Следует отметить, что количество врачей постоянно растет и в абсолютных цифрах и в относительных, а сестринского персонала, напротив, снижается. Так, в 1990 г. на 10 тыс. населения приходилось 45 врачей, а в 2007 г. – уже почти 50, среднего же медперсонала – соответственно 124 и 109. Сокращение последних видно невооруженным глазом. Эта диспропорция привела к тому, что часть работы, которую могли бы выполнять медицинские сестры, перешла в компетенцию врачей. В результате, имея более высокий уровень оплаты доктор, тем не менее, выполняют ряд функций, с которыми вполне бы справилась медсестра. А значит, снижается экономическая эффективность здравоохранения.

Выход из положения видится, прежде всего, в признании за медицинской сестрой права на квалифицированный труд. Невозможно представить, скажем, педагога начальных классов общеобразовательной школы в роли бессловесного исполнителя чужой воли. Почему же мы отказываем медсестре в определенной самостоятельности, в уважении, в более высоком статусе, чем нынче? Предвижу возражения, дескать, медсестры сами во всем виноваты. В чем-то, да. А что касается, «во всем», то вряд ли.

Безусловно, требуются реформирование системы сестринского образования и законодательное обеспечение сестринской деятельности. Стратегически было правильным создание начиная с 1991 г. многоуровневой системы подготовки сестринских кадров, включая высшую школу. А вот тактически, очевидно, не всё продумано. В результате факультеты ВСО открывались один за другим и выпускали исключительно менеджеров сестринского дела. Практическое здравоохранение оказалось не готовым принять специалистов новой формации: мешали привычные стереотипы и несовершенство нормативно-правовой базы, да и вскоре стало понятным, что узкая направленность на управление не дает возможности всем выпускникам трудоустроиться по той простой причине, что на всех не хватит управленческих должностей. Так, может быть, нынешний курс на закрытие факультетов ВСО вполне оправдан? Смею полагать, что это не так. Принцип: нет факультетов – нет проблем, здесь не сработает, наоборот, их обострит.

Сама собой напрашивается мысль о том, что, видимо, не стоит ограничиваться подготовкой только менеджеров сестринского дела (хотя и они нужны), а следует развивать и другие направления. Ведь роль и функции сестринского персонала меняются в соответствии с новыми задачами, стоящими перед здравоохранением: развитие первичной медико-санитарной помощи, направленной на профилактику заболеваний и укрепление здоровья, гигиеническое обучение и воспитание населения; реструктуризация медицинских учреждений, обусловливающая оптимизацию сроков пребывания в стационаре; расширение объемов помощи на дому и т.д. При решении всех этих задач без высококвалифицированных сестринских кадров не обойтись.

– Крайне важна клиническая направленность высшего сестринского образования, – считает Тамара Дружинина, президент Ассоциации медицинских сестер Кузбасса. – Медсестра с ВСО призвана не дублировать врача или экономиста, а профессионально организовывать уход и выхаживание больного, в полной мере обеспечивать развитие патронажной службы и медицинской помощи на дому. Именно выпускники факультетов ВСО должны заниматься формированием здорового образа жизни и организацией профилактических школ здоровья.

Кстати, в Кемеровской области выпускники факультетов ВСО явились организаторами ряда школ здоровья, что существенно снизило частоту госпитализаций. Полученные в академии знания причин, факторов риска, клиники, диагностики болезней позволяют им наиболее полно передать пациенту информацию о здоровье и принципах профилактики заболеваний на понятном для него языке. Да и те отделения, где задействованы сестры-выпускники ВСО, демонстрируют существенное улучшение показателей выздоровления.

Известно, что в структуре заболеваемости населения преобладают хронические болезни, следовательно, роль обучения пациентов будет возрастать. А кто их должен обучать, как не медицинские сестры?! Говорят, что только в нашей стране педиатр учит маму обрабатывать пупочную ранку, купать малыша, а эндокринолог объясняет больному сахарным диабетом, как определять уровень сахара и делать инъекции. Вопросы обучения пациентов вполне можно передать медицинским сестрам, тем более что врачебное время стоит в 4 раза дороже сестринского. К тому же врачи зачастую тяготятся обучающей функцией, ведь прежде всего они призваны лечить.

Меняется и сестринский уход. В регионах строятся федеральные центры высоких технологий, перинатальные центры, где требуются высокопрофессиональные специалисты сестринского дела, поэтому на должности старших медицинских сестер отделений клиник стараются назначать тех, у кого за плечами, помимо опыта работы, высшее профессиональное образование.

– Сестры призваны решать множество вопросов и отходить от традиционной формы только выполнения врачебных назначений, – утверждает президент Ассоциации медицинских сестер России Валентина Саркисова. – Они должны заниматься научными исследованиями, развивать новые виды помощи.
 
– Сейчас очень нужны сестры с ВСО с глубокими знаниями клинических дисциплин, – уверена президент Астраханской профессиональной сестринской ассоциации Валентина Анопко. – Но обучаться на факультете ВСО должны не студенты медицинского колледжа после окончания его на «отлично», а медицинские сестры-практики.

Сестры-клиницисты с высшим сестринским образованием должны занять свою нишу в лечебно-диагностических учреждениях, вести работу по повышению качества сестринского ухода, подготовке методических пособий для сестер и для пациентов.

Специалистов с ВСО не хватает и в системе среднего профессионального образования. Во многих медучилищах, колледжах медсестер обучают врачи, что, как говорится, не есть хорошо. Чтобы медсестры шли в преподаватели, необходимо это направление подготовки закрепить на факультетах ВСО.

Словом, сфер применения сестринского персонала с высшим образованием более чем достаточно. Надо только приложить усилия для их разумного использования.

За рубежом медицинские сестры – это директора клиник, исследователи, это персонал, осуществляющий независимый сестринский уход и т.д.

– Почему же мы в России не можем найти достойное применение выпускникам факультетов ВСО? – вопрошает Нина Косарева, главная медицинская сестра Самарского диагностического центра. – Почему нам легче вместо того, чтобы использовать их знания и опыт для повышения качества управления, ухода, реабилитации, паллиативной помощи, закрыть факультеты? Ведь мы лишаем практикующий сестринский персонал возможности повысить свое образование.

Если есть какие-то несоответствия в существующей модели ВСО, то их и надо устранить, а не рубить с плеча. По мнению членов Ассоциации медицинских сестер России, целесообразен переход к двухуровневой системе высшего сестринского образования: бакалавриат и магистратура (каждый продолжительностью обучения по 2 года). При этом для поступления на первую ступень необходим диплом практикующей медицинской сестры. А к поступлению в магистратуру допускаются лица, имеющие диплом бакалавра и 3 года стажа работы. По некоторым данным, количество желающих получить степень магистра составит примерно 10% от всех бакалавров. (Разумеется, у магистров должна быть возможность поступления и в аспирантуру, и затем в докторантуру.) Таким образом, высшее образование для медицинских сестер сохраняется, но меняется его модель.

Может быть, стоит прислушаться к этому предложению? Зачем рушить то, что уже создано?

Умерщвляя высшее сестринское образование, мы ставим крест на возможности медсестры продвигаться по служебной лестнице, не изменяя своей профессии, лишаем сестринское дело перспектив развития и еще глубже загоняем проблему нехватки квалифицированных кадров в тупик.

Кстати, в Западной Европе высшее образование становится единственной возможностью войти в сестринскую профессию. В Великобритании с 2013 г. все медицинские сестры будут обязаны получать высшее образование до степени бакалавра. Многочисленными исследованиями доказано, что такое повышение стандартов профессии медицинской сестры позволяет гарантировать безопасность пациентов и серьезно улучшить качество медицинской помощи.

Валентина ЕВЛАНОВА, корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru