Вы здесь

Чему же нас всех учит история?

Президиум Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России под руководством ректора Самарского ГМУ, заслуженного деятеля науки РФ, лауреата Государственной премии РФ и дважды лауреата премии Правительства РФ, академика РАМН Геннадия Котельникова на последнем заседании этого года рассмотрел вопросы создания единого информационного пространства медицинского образования, здорового образа жизни и роли вузовских клиник в подготовке врачей.

Портал почти реален


Предложения рабочей группы совета по созданию единого информационного пространства медицинского образования Российской Федерации, выработке единых стандартов создания информационных систем медицинских и фармацевтических вузов представил ректор Красноярского государственного медицинского университета им. В.Ф.Войно-Ясенецкого профессор Иван Артюхов. В центре внимания – создание центра обработки данных и разработка интернет-портала «Высшее медицинское образование РФ».

Портал планируется как единый многоцелевой интернет-ресурс, предназначенный для нескольких категорий пользователей всех медицинских и фармацевтических вузов РФ (абитуриенты и их родители, студенты, профессорско-преподавательский состав, административные сотрудники медицинских учебных заведений РФ, руководство медицинским образованием всех уровней) и объединяющий их в единое информационное пространство.

Портал позволит накапливать все данные о студентах и сотрудниках медицинских вузов в едином банке данных, доступном для анализа и построения системы отчетности на любом уровне (по персонам, по отдельным подразделениям вузов, по вузам, по стране) для органов управления медицинским образованием.

Планируется создание на портале трех крупных функциональных модулей. Во-первых, это медицинский образовательный ресурс, в который будут входить полнотекстовая электронная библиотека, электронные УМКД (учебно-методические комплексы дисциплин). Преподаватели получат возможность размещать на портале свои научные и учебно-методические работы, а студенты – пользоваться образовательными ресурсами с любой точки подключения к Интернету. Второй модуль – корпоративная социальная сеть, включающая персональные страницы студентов, преподавателей, сотрудников, электронные портфолио сотрудников и студентов с возможностью погодового учета достижений и расчета рейтингов, электронные списки научных публикаций сотрудников и студентов, корпоративные страницы медицинских учебных заведений и их структурных подразделений, возможность создания корпоративных вебсайтов медицинских учебных заведений, системы корпоративного оповещения и обмена информацией (новостные ленты, календари событий, форумы, видеотрансляции мероприятий, вебинары и т.д.), фотоальбомы (личные и подразделений), фотоотчеты о событиях, банки документов вузов. И наконец, третий модуль – это корпоративная информационная система (КИС) медицинского учебного заведения с удаленным доступом через Интернет. В неё войдут электронная приемная комиссия (ведение списков абитуриентов, статистика, отчетность), электронные деканаты, система отслеживания успеваемости студентов, анализ и отчетность, электронный документооборот, система управления последипломным образованием (календарь циклов последипломного образования, учет курсантов, статистика и отчетность), системы тестирования обучающихся, системы проведения корпоративных опросов студентов и сотрудников, модули заявок на хозяйственные работы, закупки оборудования. Появится возможность построения единой для всех медицинских вузов системы менеджмента качества. КИС на базе портала станет единой для всех медицинских вузов с возможностью индивидуального дальнейшего развития для каждого вуза в отдельности. Каждый вуз будет работать с КИС как со своей собственной, независимой от остальных, системой.

Уже к апрелю планируется создание центра обработки данных, к ноябрю 2011 г. – создание ядра портала, после чего начнется разработка и последовательный запуск модулей портала.
 
Успехи оздоровления


Об очередном открытом публичном Всероссийском конкурсе образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства здравоохранения и социального развития РФ на звание «ВУЗ здорового образа жизни» рассказал ректор Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н.Бурденко профессор Игорь Есауленко. В нем примут участие студенты, курсанты, интерны, ординаторы, аспиранты и преподаватели вузов, а оценивать итоги теперь можно будет и с помощью интернет-голосования. Победители будут объявлены в канун Всемирного дня здоровья – 7 апреля.

В качестве примера формы организации движения за здоровый образ жизни докладчик привел Воронежскую ГМА. Медики буквально «подняли» все вузы области для проведения массовых спортивных соревнований. Кстати, предложение самого Игоря Эдуардовича о проведении Воронежского областного творческого конкурса «Здоровье глазами молодежи» получило в регионе всемерную поддержку.

О том, что планомерная работа по оздоровлению приносит плоды в целом по стране, говорили первый заместитель председателя фракции «Единая Россия» Государственной Думы РФ, координатор проекта «Россия: мы должны жить долго», профессор Татьяна Яковлева и директор Департамента науки, образования и кадровой политики Минздравсоцразвития России Вадим Егоров.

– Я человек некурящий, – заметил лидер ректорского корпуса академик РАМН Геннадий Котельников, – и поэтому легко чувствую места, где употребляют табачные изделия. Так вот: бывая в университетских клиниках – а это 1200 коек – и в наших студенческих общежитиях, уже несколько месяцев не видел окурков, не чувствовал запаха сигаретного дыма. Разве это не пример успеха нашего последовательного движения, нашего общего дела!

Образованию без клиник не быть

Ярким и системным было выступление ректора Сибирского государственного медицинского университета, заслуженного деятеля науки и заслуженного работника культуры РФ, академика РАМН Вячеслава Новицкого. Свой рассказ о роли университетских клиник в подготовке врачей он начал с истории вопроса.

Иоганн Петер Франк, человек, впервые в Европе организовавший такие учреждения, оставил
постулат: «Профессор клиники не должен демонстрировать перед учениками свое мастерство, а должен передать его будущему врачу. Он должен прежде всего научить его думать у постели больного, научить великому искусству врачебного сомнения». Суть преподавания в европейских университетских клиниках конца XVIII и начала XIX века – ежедневные занятия профессоров с каждым студентом непосредственно у постели специально отобранных для учебного процесса тематических больных. Во время Великой французской революции конвент постановил ликвидировать университеты как оплот аристократии. Вместе с ними были закрыты и все университетские клиники. Однако уже через два года Робеспьер понял, что была сделана большая глупость. Тогда были открыты госпитали с обязательным преподаванием в них для студентов.

В России в XIX веке переняли немецкий опыт: были открыты медицинские факультеты, а параллельно – клинические институты, то есть университетские клиники. Кроме того, студенты проходили клиническое совершенствование в госпиталях. Тогда прекрасно понимали, что без поддержки учебного процесса со стороны больничного начальства вырастить полноценного врача было невозможно. Тогда же сложились три последовательных и взаимосвязанных этапа клинического обучения: пропедевтический, факультетский и госпитальный. Появление в российских университетах собственных клиник и создание условий для клинической подготовки врачей – основа возникновения всех знаменитых отечественных медицинских научных школ.

Рассказывая далее о становлении университетских клиник на примере истории Сибирского ГМУ, Вячеслав Викторович отметил, что издавна каждая клиника – пропедевтическая, факультетская или госпитальная – имела в своей структуре экспериментальную лабораторию для студентов, изъявивших желание заниматься наукой. Зато несколько лет назад лишь чудом удалось сохранить клиники в составе университета и избежать их перевода в систему городского здравоохранения! Как не провести здесь аналогию с Великой французской революцией, понимая при этом, что в реальности задачи высшего образовательного учреждения никогда не совпадут с задачами учреждений практического здравоохранения – особенно в условиях рыночных отношений.

Докладчик сделал вывод, что повышение качества высшего медицинского образования в России должно быть достигнуто путем открытия собственных клиник в составе всех медицинских вузов, и предложил считать вузовскую клинику учебно-научно-лечебным центром медицинского университета (академии).

Президиум совета поддержал это предложение, отметив, что наличие в вузах собственных клиник значительно расширяет возможности профессорско-преподавательского состава в деле профессиональной подготовки специалистов, разработки и применения новейших средств диагностики и лечения, внедрения научных разработок в практическую медицину.

После обсуждения последнего из трех пунктов повестки новым членом в состав президиума совета ректоров был рекомендован ректор Красноярского медуниверситета Иван Артюхов. Геннадий Котельников поздравил с недавним юбилеем постоянного участника всех мероприятий, проводимых советом ректоров, – заместителя министра здравоохранения и социального развития РФ члена-корреспондента РАМН Веронику Скворцову, высоко оценив ее большой вклад в развитие высшего медицинского образования страны. Затем почетными грамотами отметил работу «Медицинской газеты» в лице ее главного редактора Андрея Полторака и автора этих строк. А в самом конце заседания поздравил коллег с Новым годом: заканчивающийся 2010-й был для Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России запоминающимся, а самое главное – чрезвычайно продуктивным.

Альберт ХИСАМОВ

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru