Вы здесь

Ошибка, которую надо исправить

Нам, педиатрам, небезразлична судьба зданий воспитательного дома

 

255 лет назад  21  апреля 1764 г., то есть в день рождения Екатерины II, на набережной Москва-реки при впадении в неё Яузы состоялась закладка величественного здания Императорского воспитательного дома. По моему глубокому убеждению, этот день должен входить в перечень «красных» дат российской истории, хотя бы по следующим трём причинам.

 

Во-первых, открытие императорских воспитательных домов в Москве и Санкт-Петербурге (1770 г.) стало первым шагом в создании государственной системы охраны здоровья детей. Судите сами.  Заявлением 1 сентября (12 сентября по н/с) 1763 г. в манифесте Екатерины II об учреждении в Москве Сиропитательного дома «определяем быть ему государственным учреждением».

 

Московский воспитательный дом положил начало формированию в России института медико-социального сопровождения детей, находящихся в опасном для жизни положении (незаконнорождённые дети, подкидыши, сироты). Яркое подтверждение тому и следующий факт. На медной доске, заложенной под гром пушек от имени императрицы в первый камень фундамента воспитательного дома начальником столицы генерал-фельдмаршалом П.Салтыковым, была чётко сформулирована на латинском и русском языках главная цель названных учреждений: «Екатерина Вторая, Императрица всероссийская, для сохранения жизни и воспитания в пользу общества в бедности рождённых младенцев».

 

Во-вторых, открытие Императорских воспитательных домов сыграло неоспоримо выдающуюся роль в истории отечественной педиатрии. Привлеку внимание только к следующему факту. Ещё до открытия детских больниц и кафедр детских болезней в университетах воспитательные дома становятся кузницей первого контингента российских детских врачей. Согласитесь, если врач ежедневно приходил к больным детям в лазаретах и больнице воспитательного дома в течение многих лет, то логично предположить, что он, в отличие от коллег, работавших в стационарах для взрослых пациентов, эмпирически формировался как врач-педиатр.

 

Уже только этим событием доказывалась необходимость выделения педиатрии в самостоятельную медицинскую специальность и создания на медицинских факультетах кафедр детских болезней, открытия в университетах детских клиник. Кроме сказанного, врачи Императорских воспитательных домов вносят весомый вклад в решение таких острейших проблем педиатрической науки и практики XIX столетия, как выхаживание недоношенных, вскармливание грудных детей, противодействие особо опасным инфекциям.

 

Наконец, в-третьих, трудно определить не иначе как выдающееся явление отечественной архитектуры градостроительное (архитектурное) значение самого комплекса зданий Московского воспитательного дома. Об этом, к примеру, с восторгом (не могу найти другого слова!) пишут многие известные специалисты в данной области (М.Артамонов; В.Киприн). Особо рекомендую познакомиться с материалом москвоведа Александра Фролова на сайте Архнадзора под названием «Воспитательный дом, которого никто не видит» от 6 октября 2017 г. Все авторы неустанно подчёркивают уникальную значимость зданий Императорского Воспитательного дома как объекта культурного наследия, памятника архитектуры XVIII-XIX веков.

 

В правоте их мнения легко убедиться, если пройтись от Китай-города по периметру прямоугольника улиц – Китайгородский проезд, Москворецкая набережная, Устьинский проезд, ул. Солянка, а также Воспитательному проезду и переулкам, вплоть до парка Зарядье, любуясь архитектурным чудом, оставленным нам нашими предками более двух веков назад. Скажу больше, наши восторги от увиденного не будут оригинальными. Так, например, много раньше Наполеон, проезжая мимо зданий Воспитательного дома, был удивлён их архитектурой, а узнав о предназначении, велел выделить солдат для охраны от грабежей и поступок завоевателя не остался без достойного ответа! После освобождения Москвы по распоряжению императрицы Марии Фёдоровны (жена Павла I и мать Александра I) в Воспитательном доме лечили пленных французских солдат).

 

И вот только что исполнилось 255 лет событию, а общественность молчит. Более того, московские власти в лице Департамента культуры и Департамента культурного наследия на обращения по указанному поводу сообщали, что «не планируется мероприятий, приуроченных к указанной дате».

 

Что здесь скажешь, кроме как «Бог им судья», и опять вспомнишь про

Иванов, не помнящих родства! А ведь разве можно забыть, что в 1771 г. Воспитательный дом сыграл большую роль в спасении детей, когда на Москву обрушилась чума? Или что в 1801 г. Е.Мухиным, учителем великого русского медика Н.Пирогова, в Воспитательном доме была сделана его питомцу первая в России прививка против оспы по методу Э.Дженнера? Или что после Русской революции 1917 г. на базе преобразованного в Дом охраны младенца Воспитательного дома младенчества (ГНИОММ, ныне Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России)?

 

ГНИОММу перешла часть зданий Воспитательного дома по ул. Солянка и устью Яузы. А в зданиях по Москворецкой набережной сначала разместились различные ведомства новой советской власти, с 1938 г. – Артиллерийская академия РККА им. Ф.Э.Дзержинского (ныне Военная академия ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого). Военные, следует сказать, весьма бережно относились к сохранению культурного облика зданий. Благодаря незначительным перепланировкам и ремонтным работам на объектах исторической застройки оказались сохранены интерьеры главного здания дворцового ансамбля. Но то, что почти весь ХХ век территория военной академии являлась особо охраняемой территорией, стало причиной скудных познаний москвичей об этой уникальной территории с уникальными памятниками архитектуры, институциональном значении Воспитательного дома не только для России, но и для всей Европы.

 

В       2012 г. Министерство обороны в         связи с переводом академии в Подмосковье передало данную территорию на баланс имущественного комплекса Москвы. В августе 2017 г. территория была выставлена на инвестиционный конкурс и в       конце октября продана частной компании, которая, в свою очередь, продала значительную часть уставного капитала китайским предпринимателям. Как сообщил главный архитектор столицы С.Кузнецов, «основная функция объекта будет гостиничной».

 

На мой взгляд, принятое решение о продаже воспитательного дома, подготовленная концепция строительства и приспособления архитектурного ансамбля к современным нуждам – огромная ошибка.

 

Валерий АЛЬБИЦКИЙ, главный научный сотрудник Национального научно-исследовательского института общественного здоровья им. Н.А. Семашко, профессор, заслуженный деятель науки РФ и Республики Татарстан.

 

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru