Вы здесь

Разговор начистоту

Клиникам нужно стремиться постоянно улучшать условия для своих пациентов

Общественные советы при лечебных учреждениях призваны не только оказывать помощь медицинским работникам в сложных ситуациях. Главная их задача – помогать коллегам улучшать качество оказания эффективной помощи всем слоям населения.
О деятельности одной из таких организаций в Республики Саха (Якутия) рассказывает председатель Общественного совета Минздрава республики, доктор медицинских наук, профессор Иван ЕГОРОВ.

 

– Иван Яковлевич, какие цели и задачи призван решать республиканский Общественный совет?

– Общественный совет не формальная организация, для «галочки», а она действительно, решает поставленные перед нами задачи. Результатом её деятельности являются изменения, которые мы сейчас видим в медицинских организациях. Это – создание комфортных условий для пациентов, сокращение времени ожидания услуги, доступность для лиц с ограниченными условиями, а также – повышение информированности населения через сайты медицинских организаций, доброжелательность персонала,
и в целом удовлетворённость населения получением медицинской услуги. Плюс участие рядовых граждан в вопросах оказания медицинской, лекарственной помощи, которое позволяет устранить недостатки и совершенствовать систему здравоохранения.

Ещё в 2014 г., до проведения независимой оценки на всероссийском уровне, по инициативе члена совета кандидата социологических наук Ю.Жегусова нами разработана методика оценки качества
услуг, оказываемых жителям республики медицинскими организациями.

– Как взаимодействуете с Минздравом республики?

– С министерством здравоохранения мы работаем в тесном контакте, консолидированно. На заседаниях часто затрагиваем вопросы и по обращениям граждан, и по лекарственному обеспечению, и по независимой оценке качества условий оказания услуг. В решениях даём рекомендации, иногда бывают и замечания министерству, ведь задачи у нас общие, направленные на улучшение системы здравоохранения.

– С какой периодичностью проходят заседания Общественного совета, и какие вопросы, в основном, на них рассматриваются?

– Заседания проводим ежеквартально, но можем собраться и внепланово, когда появляются острые вопросы. Если всё перечислять, то одного интервью не хватит, озвучу лишь самые важные: это возможность предварительной записи к специалисту; наличие полной информации о специалистах;
чистота в помещении медицинского учреждения; удобство ожидания своей очереди в коридорах; культура обслуживания специалиста; возможность получить бесплатные медицинские услуги.

Большую помощь в распространении анкет по этим и другим вопросам и в их обработке оказали нам волонтёры – студенты Якутского медицинского колледжа, старейшего образовательного учреждения республики. Социологический опрос был проведён в столице республике и нескольких улусах (районах).

– Какие результаты уже достигнуты?

– По результатам полученных социологических данных, в пятибалльном формате был составлен рейтинг наших медицинских учреждений, выявлены сильные и слабые стороны деятельности отдельных медицинских организаций.

С 2015 г. уже по всей России была введена процедура независимой оценки качества условий оказания услуг. В Якутии она проведена на сто процентов во всех медицинских организациях, которые участвуют в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания амбулаторной и стационарной помощи.

– Давайте остановимся поподробнее на независимой оценке качества.

– Уверен, этот тренд не имеет границ! Медицинские организации должны постоянно улучшать условия для своих пациентов, ведь нет предела совершенству. Любая система, в том числе и независимая оценка качества условий оказания медицинских услуг, требует улучшения. Не так давно совет провёл заседание, посвящённое утверждению результатов независимой оценки качества условий оказания услуг в медицинских организациях республики за 2022 г. Была рассмотрена работа нескольких медицинских организаций региона, все соответствовали необходимым критериям: доступность услуг для инвалидов; доброжелательность, вежливость работников медицинской организации; комфортность условий предоставления услуг; включая время ожидания; открытость и доступность информации об организации.

– Если есть недостатки, то как вы их решаете?

– Да, они есть. В частности, нет различий в работе республиканских, городских и районных медучреждений; разница в материально­технической базе, в оснащении медицинским оборудованием и некоторое другое. Все предложения по улучшению работы доводятся до Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия). Надеемся, что они будут учтены для адаптации независимой оценки качества, условий оказания медицинских услуг в процессе её проведения к современным требованиям. Мы не стоим в стороне от решения различных проблем. Решаем их по мере сил и возможностей.

– Что ещё входит в круг ваших обязанностей?

– Кроме Общественного совета при Министерстве здравоохранения, я являюсь председателем комиссии по независимой оценке в области образования, здравоохранения и культуры в Общественной палате республики. Тесно сотрудничаю с общественными советами других регионов России: Иркутской, Новосибирской областей, Бурятии и Приморским краем. Делимся своим опытом и учимся у коллег.

– Вокруг очень много проблем, которые требуют внимания и участия каждого. Есть немало примеров, когда люди посвящали себя общественной деятельности и добивались колоссальных успехов на выбранном поприще. Что для вас значит общественная деятельность?

– Отвечу, наверно, так – это дело всей моей жизни, начиная с работы на посту главного государственного санитарного врача республики, в дальнейшем министра здравоохранения и сейчас, в должности председателя Общественного совета при Министерстве здравоохранения, служил и служу на благо сохранения и укрепления здоровья жителей моей республики.

– И тем не менее встречаются ещё случаи, когда общественные советы состоят в основном из так называемых свадебных генералов, которые собираются раз в год для галочки. Ваше отношение к этой проблеме?

– По моему мнению, общественная форма работы эффективна в случае, когда общественная организация состоит из неравнодушных, инициативных и грамотных граждан, не побоюсь сказать, патриотов родного края и России. Людей, которые знают, для чего они пришли к такой форме работы, определили свои цели, задачи и приоритеты, знают методы их достижения. Именно, из таких людей и состоит Общественный совет. Общественная деятельность – это инструмент влияния. Если все останутся в стороне, то количество проблем будет быстро расти. Очень важно, чтобы каждый осознавал свою причастность. Совместными усилиями можно исправить многое.

– Общественному совету уже 10 лет. Какие основные принципы была заложены в фундамент этого «здания»?

– Принципы просты и сложны одновременно. С одной стороны, члены комиссии должны были быть авторитетными специалистами в здравоохранении, с другой – удалены от органов управления здравоохранением. Стараемся следовать тем целям и задачам, для которых совет и создавался. На каждый год составляется и утверждается план работы, согласно ему и строится работа совета в течение года. Протоколы заседаний совета, отчёты о нашей работе размещаются на сайте Минздрава республики.
О результатах же нашей работы, думаю, лучше, скажут представители медицинской общественности республики и пациенты, ведь ради улучшения оказания медицинской помощи населению мы и занимаемся общественной деятельностью. Уверен, что членам нашего совета не должно
быть стыдно за проведённую работу.

Но всегда стремимся к улучшению деятельности, видим наши недочёты и недоработки, принимаем меры к их устранению. В ноябре 2022 г. к работе приступил обновлённый состав Общественного совета в количестве 15 человек.
В него, наравне со сформировавшимся костяком, вошли и новые лица, в основном, представители общественных организаций пациентов и СМИ. Пожелаю новому составу добиться всех поставленных целей!

Беседу вел Алексей ПИМШИН.

 

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru