Вы здесь

«Звезда» должна быть одна?

Создание системы наставничества в российской медицине пробуксовывает 

Заведующий отделением диагностической и интервенционной эндоскопии Новосибирской областной клинической больницы, доктор медицинских наук, профессор кафедры госпитальной хирургии НГМУ Евгений Дробязгин обеспокоен сложившейся практикой «недобросовестной конкуренции» в медицине, при которой ряд специалистов, достигших больших высот в профессии, исповедуют идею, что «звезда» должна быть одна. Заговорить об этом заставил не какой-то конкретный случай, тема назревала давным-давно.  

 

- Общаясь с коллегами из других лечебных учреждений нашего города и других городов, часто слышу одну и ту же фразу: это исследование или эту операцию у нас выполняет только руководитель отделения или только один сотрудник и никто больше. Закономерно возникает вопрос: сегодня этот лидер работает, а завтра он заболевает или уходит в отпуск, и что тогда происходит? Мне отвечают: больные ждут его возвращения, в крайнем случае, едут лечиться в другую клинику и даже в другой регион. Такое объяснение меня, честно говоря, не просто обескураживает, а пугает, - признаётся Е. Дробязгин.

 

По своим источникам выясняю, что, когда в 2018 году профессор Дробязгин был назначен руководить отделением, первое, что он сделал - попросил каждого из сотрудников составить список диагностических исследований, манипуляций и хирургических вмешательств с применением технологий гибкой эндоскопии, которые они не умеют выполнять. Объяснил так: в команде не должно быть только одного специалиста, владеющего какой-либо технологией, необходима взаимозаменяемость. И начал организовывать мастер-классы для своих коллег, затем для эндоскопистов из других стационаров. На сегодняшний день все врачи данного отделения, включая дежурантов, владеют полным набором навыков, которыми должен владеть специалист данного профиля, особенно работающий в экстренном стационаре. Самыми сложными из технологий интервенционной эндоскопии владеют как минимум двое сотрудников.    

 

- Один человек с этим не согласился, ушёл из отделения, а затем и из больницы, решив, что для него это сложно, в его планы такой уровень профессионализма не входит. Честно скажу, сожаления по этому поводу у меня не было, - признаётся заведующий отделением.

 

Итак, «звезда» не должна быть одна. Между тем, продолжает мой собеседник, подобное можно наблюдать не только в эндоскопии, но и в других разделах хирургии. Известна практика, когда специалист-лидер,  завотделением или руководитель клиники приходят в операционную только чтобы выполнить один этап операции, а всю подготовку к этому этапу и завершающие этапы выполняют их коллеги.

 

Но, может быть, система «звёздности» потому и процветает, что у большинства врачей нет амбиций самим становиться лидерами и пожизненная роль ассистента их вполне устраивает?

 

- Такие люди в нашем профессиональном сообществе, безусловно, есть,               но  их точно не большинство. Поэтому я возлагаю ответственность за сложившуюся практику «недобросовестной конкуренции» не на них, а как раз на тех самых лидеров, которые не готовы видеть рядом собой хирургов, равных себе, - говорит эксперт. 

 

- Речь не идёт о том, что лидер должен с первого дня начинать передавать тонкости сложных оперативных вмешательств только что окончившему вуз  молодому сотруднику. Но проходит время, молодой специалист становится на ноги и задаёт резонный вопрос: почему N. эту операцию делает, а я нет? И получает ответ, что такова традиция, и она неизменна. То есть хирургу не дают даже шансов на дальнейшее развитие кроме как возможность «висеть на крючках» у «звезды». Перспективы стать равным лидеру в таком коллективе нет ни у кого, есть только перспектива заменить его, когда N. уйдёт на пенсию. Но ещё более печально, что за это время даже те, кто с молодости имел амбиции, а ему постоянно говорили «ты ещё мал, подрасти», рано или поздно просто перегорает и привыкает к роли ассистента, либо ограничивает свои компетенции выполнением не самых сложных операций. К примеру, его привычный уровень - холецистэктомия или грыжесечение, а операции на поджелудочной железе, печени или пищеводе он осваивать уже не готов. Всё новое или более сложное ему уже не интересно, он перегорел. Об этом не принято говорить, мы не обсуждаем данное явление на хирургических форумах, но оно, к сожалению, весьма распространено, - продолжает Евгений Дробязгин.

 

Заведомо предвижу возражение многих опытных хирургов, что невозможно запретить энтузиасту учиться, кто хочет, тот растёт над собой. Но в том-то и дело, парирует мой собеседник, что для того, чтобы учиться и развиваться, врачи вынуждены уходить из своего лечебного учреждения в другое.  Выигрывает ли больница от такого положения дел? Почему это не вызывает вопросов у главных врачей, которые теряют кадры?

 

- Ещё один неприятный аспект данного явления заключается в том, что так называемая «звезда» финансово заинтересована сохранять свой статус, поскольку наиболее сложные диагностические манипуляции и операции более высоко тарифицированы. Соответственно, уровень оплаты труда у хирургов одного отделения может существенно различаться именно из-за стоимости выполняемых ими вмешательств, - отмечает Е. Дробязгин.

 

И всё-таки, позволю себе допустить, что есть просто хорошие хирурги, а есть по-настоящему талантливые, которым объективно удаётся то, что не удаётся другим. Неслучайно имена великих хирургов вписаны в историю медицины. Где же грань между талантом и той звёздной болезнью, о которой говорит мой собеседник?

 

- В моём понимании талант - это один процент способности и 99 процентов работоспособности. То есть, это человек, который, как говорится, сделал себя сам, преодолевая все сложности, и такие профессионалы, конечно, заслуживают уважения. К счастью, талант и «звезда» - это не всегда одно и то же. «Поменьше пафоса, господа», - говорила великая Фаина Раневская, напоминая о том, что скрыто за каждым без исключения роскошным павлиньим хвостом. Полностью разделяю её мнение. Когда-то и лидеры хирургии были начинающими врачами, они ведь не родились великими, им помогли стать таковыми их учителя, - напоминает профессор Дробязгин. 

 

По его мнению, от существующей практики единственного лидера в коллективе страдают и пациенты, и лечебное учреждение, и вся система здравоохранения. Пациенты страдают, потому что искусственно ограничивается доступность необходимой им медицинской помощи. Клиника - из-за того, что этот человек монополизирует какой-то раздел медицины и не даёт возможности другим врачам развиваться. Система здравоохранения тоже страдает, так как общий уровень подготовки врачей оставляет желать лучшего, а часть врачей вообще уходят из профессии просто потому, что их несколько раз стукнули по рукам вместо того, чтобы помочь вырасти в хорошего специалиста.   

 

- Возможно, меня назовут последним идеалистом на Земле, но я не представляю, как каждый из врачей-«звёзд» через тридцать-сорок лет, завершая свою карьеру, отвечает самому себе на вопрос: а что ты оставил после себя, кто твои ученики? Понятие наставничества или менторства, как это называется за рубежом, в России почему-то не приживается, хотя давно пора его приживить, - недоумевает профессор.  

 

И здесь мы переходим от формулировки «он должен понимать» к формулировке «он должен делать». Медицина - вовсе не романтическая, а вполне деловая сфера, поэтому следует рассуждать не как было бы хорошо, а как надо. Если бы наставничество в медицине было чётко регламентировано федеральными нормативными актами, не только проблема единственной «звезды» была бы преодолена, но и решена задача обеспечить общий высокий уровень квалификации врачей. Кстати, незадолго до смены состава Правительства России о необходимости сформировать в российской медицине институт наставничества заявила экс-министр здравоохранения Вероника Скворцова. К сожалению, нынешнее руководство федерального Минздрава к обсуждению этой темы не возвращается. 

 

По мнению моего собеседника, целесообразно обсудить данный вопрос сначала на уровне профессиональных врачебных сообществ и, заручившись одобрением большинства, предложить проект поправок в нормативные акты, регулирующие систему подготовки медицинских кадров в РФ. В этих документах институт наставничества должен быть узаконен, а сами ведущие специалисты, согласно нововведению, обязаны обучать молодых коллег, в частности, ординаторов, что следует прописывать в трудовом контракте. Разумеется, возрождая наставничество, необходимо продумать систему материального поощрения для наставников.

 

Таковы лишь общие параметры изменений системы подготовки кадров, предложенных профессором НГМУ. Изменений, которые необходимы для того, чтобы по окончании ординатуры в медицину приходил  хорошо подготовленный специалист, умеющий выполнять весь спектр базовых диагностических и хирургических вмешательств, а, возможно, и более высокой категории сложности.

 

- Если мы, как врачи, не будем учить молодых коллег, нас самих потом лечить будет некому,- резюмирует Евгений Дробязгин.

 

 

Елена БУШ, обозреватель «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru