Вы здесь

Не сойти бы опять на шаг…


Важно сохранить высокий темп создания российской противораковой стратегии

 

Есть шанс, что в России появится Национальная противораковая программа. Её разработка наконец-то стартовала. До финишной прямой ещё очень далеко, но начало положено, и в июне 2017 г. на IX съезде онкологов России профессиональное сообщество будет обсуждать проект программы.

– Мы движемся вперёд уже не шагом, а бодрой рысью, – так охарактеризовал ситуацию вокруг создания Национальной противораковой программы главный онколог Минздрава России, директор Российского онкологического научного центра им. Н.Н.Блохина, академик РАН Михаил Давыдов, выступая на прошедшем в Москве ежегодном Форуме общественной организации «Движение против рака».

Создаваемая программа будет иметь ряд важных особенностей. Во-первых, она будет аккумулировать лучший опыт регионов по организации оказания онкологической помощи. Во-вторых, Программа должна изначально строиться на принципах сбалансированного подхода в отличие от тех государственных целевых программ в сфере здравоохранения, которые реализовались до сих пор и каким-то образом затрагивали онкослужбу. Тогда инвестиции направлялись в основном на приобретение диагностического оборудования. Без него, конечно, не обойтись. Но инвестиции должны быть всеобъемлющими: и в подготовку кадров для онкослужбы, и в техническое оснащение профильных учреждений, и во внедрение новых медицинских технологий, и в лекарственное обеспечение онкобольных.

Одна из самых глобальных проблем в российской онкологии – дефицит финансирования. Расходы на оказание онкологической помощи в РФ в два раза ниже, чем в Польше, и в 8 раз, чем в Германии. В частности, на лекарственное обеспечение онко-больных расходы в РФ на 25% ниже, чем в Польше, и в 7 раз ниже, чем в Германии.

– Нужно ли это комментировать? Наверное, нет. Но сказанное вовсе не означает, что российская онкология стоит на месте и отстаёт от мировой. Несмотря на существующие проблемы, мы продолжаем интенсивно работать, создаём шедевры хирургии, которые мало кто в мире может повторить, а некоторые вообще никто не может повторить, – напомнил главный онколог страны. И с ним нельзя не согласиться.

Академик М.Давыдов и его единомышленники уже много лет прилагают усилия к тому, чтобы в России была сформирована Национальная противораковая программа. Интересно, а в других странах национальные онкологические программы проходили такой же сложный путь рождения, там тоже в роли драйвера выступало не государство, а сообщество пациентов и сообщество врачей, или Россия в этом смысле демонстрирует «уникальный» опыт? На этот вопрос корреспондента «МГ» директор РОНЦ им. Н.Н.Блохина ответил так:

– «Уникальный» опыт нашей страны в данном случае обусловлен объективными причинами. Две страны на постсоветском пространстве разработали и реализуют национальные противораковые программы – республик Казахстан и Беларусь. Нетрудно себе представить масштабы Белоруссии, отсюда – высокий уровень централизации, в том числе здравоохранения. В России ситуация значительно сложнее. Прежде всего, это гигантская территория, что осложняет управляемость. Далее, коль скоро, в соответствии с законом о разграничении полномочий между федеральным центром и субъектами РФ, система медицинской помощи населению стала сферой ответственности региональных властей, мы получили здравоохранение, напоминающее лоскутное одеяло. Разные регионы имеют разный уровень финансирования онкологических учреждений, их технической оснащённости и кадрового обеспечения. А функции организационно-методического руководства, приданные федеральным онкологическим центрам, на самом деле условные.

Один пример: в Якутии возможности по оказанию онкологической помощи практически нулевые. Пять или шесть лет назад я проводил там конференцию, совместно с руководством республики мы приняли решение и разработали программу создания республиканского онкологического центра, утвердили её в Правительстве РФ и… всё остановилось ещё на несколько лет. И подобных примеров достаточно.

Для России формирование единой государственной противораковой программы – чрезвычайно сложная задача. С учётом всех наших особенностей, национальная программа будет вбирать фрагменты региональных программ, в ней будет консолидирован лучший опыт территорий по решению той или иной задачи. Предстоит долгая этапная работа, в один заход её не выполнить. Думаю, окончательное формирование программы займёт 10-15 лет.

А что можно сделать уже сегодня, до принятия программы, в существующих финансовых условиях, чтобы повысить эффективность онкологической помощи больным? Мы можем и должны сосредоточиться на раннем выявлении рака. Львиная доля онкозаболеваний – опухоли органов ЖКТ, опухоли лёгкого, опорно-двигательного аппарата – при выявлении их на ранних стадиях пациенты могут излечиваться хирургическим путём. Сто тысяч больных, умирающих в России в течение первого года после выявления рака, – это показатель низкой эффективности работы диагностической службы.

*   *  *
Очень важно, чтобы проект Национальной противораковой программы нашёл поддержку в Минздраве России, а ещё важнее – в тех министерствах, которые являются распорядителями государственного бюджета. Одним словом, чтобы начавшийся процесс совершенствования системы онкопомощи в нашей стране опять не перешёл с бодрой рыси на медленный шаг.

Ирина ЮРЬЕВА.
 

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru