Вы здесь

Преимущества трехуровневой модели

 

Министр здравоохранения России Вероника Скворцова высоко оценила работу воронежского здравоохранения

 

    Воронежская область является одним из флагманов россий­ского здравоохранения. В этом убеждают достигнутые результаты ме­дицинской деятельности, заявила министр здравоохранения РФ Веро­ника Скворцова в ходе своей рабочей поездки в регион. Вместе с ней в лечебных учреждениях области побывали заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Галина Карелова и председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Наталья Стадченко.
 

    А начался визит высоких гостей с посещения Воронежского об­ластного клинического консультативно-диагностического центра. Здесь проходила акция «Зимний день здоровья». Главный врач Елена Об­разцова познакомила руководство здравоохранения с возможностями лечебного учреждения, уделив особое внимание профилактике забо­леваний. В структуре ВОКДЦ есть специальное подразделение, зани­мающееся анализом проведенной диспансеризации населения. Кроме того, центр ответственен за координацию мероприятий по областной программе «Живи долго». «Медицинская газета» уже рассказывала об этом проекте, который нацелен на межведомственное взаимодействие в вопросах увеличения продолжительности жизни воронежцев. Забегая вперед скажем, что министр высоко оценила меры по улучшению популяционного здоровья, и предложила руководству регионального здравоохранения поделиться опытом создания этой программы на коллегии Минздрава России.
 

    Диагностический центр выбран штабом выполнения профилак­тических программ не случайно. У его 25% пациентов выявляются при­знаки отклонений в состоянии здоровья. И дальнейшее провести углубленное обследование гораздо проще, чем в каком-то другом ле­чебном учреждении. Специфика центра в том, что в нем сосредоточе­но самое передовое диагностическое оборудование, квалификации специалистов могут позавидовать столичные клиники.
 

   - В дни профилактических акций пройти расширенное обследо­вание можно быстрее, чем в обычные, - поделился своими впечатле­ниями один из пациентов. – Это доступнее и поэтому много желаю­щих.
 

    В прошлом году во время таких акций удалось выявить 200 диабетиков на начальной стадии заболевания.
 

    — При принятии адекватных мер, рекомендаций по питанию и образу жизни мы можем предотвратить у многих из них возникновение сахарного диабета и нормализовать уровень глюкозы в крови и таким образом сохранить полноценных членов общества, — поясняет заве­дующая одного из подразделений диагностического центра Лариса Ка­лимбет .
 

 Высокая оценка
 

    Но главным событием рабочей поездки министра стала встре­ча с медицинским активом области.  Открывая встречу, губернатор Алексей Гордеев, напомнил, что в последние два года в территории активно внедряется трехуровневая модель оказания медицинской помощи населению.
 

    - На региональном уровне она отработана и действует эффек­тивно, - подчеркнул Алексей Гордеев. – Мы делаем все, чтобы ее со­вершенствованию не мешали стереотипы, которые еще исповедуют отдельные представители профессионального сообщества. Безуслов­но, где-то следует обновить устаревшую материально-техническую базу. Над этим работает департамент здравоохранения, что в конеч­ном счете способствует повышению  качества медицинского обслужи­вания.
 

   Министр здравоохранения России поддержала главу региона. Она считает, что основные идеологические тенденции, которые сейчас министерство старается выстраивать по всей стране, в большей сте­пени реализованы в нескольких территориях, в том числе в Воронеж­ской области. По ее словам, обращают на себя внимание прежде всего демографические показатели, которые здесь достигли. Особен­но радует уменьшение младенческой смертности. То же самое можно сказать и о материнской смертности. Существенно снизились цифры заболеваемости и смертности при основных группах заболеваний, в том числе инфекционной и неинфекционной природы. Низкий показа­тель зарегистрирован по заболеваемости туберкулезом.
 

    - В целом те демографические векторы, которые область смог­ла выстроить к увеличению рождаемости, снижению смертности — это движение в правильном направлении. И мы видим, что скорость этих положительных изменений прибавляется, — подчеркнула Вероника Скворцова.
 

   Министр дала и такую важную оценку. В этом субъекте РФ со­здана взаимосвязанная модель, направленная на то, чтобы каждый гражданин имел равный доступ ко всем видам медицинской помощи: от профилактики, диспансеризации, необходимого диагностического скрининга до высокотехнологичной медицинской помощи.
 

   Еще министр отметила, что в регионе хорошо развивают ин­формационные технологии, осуществляющие запись больных на при­ем к врачам через Интернет. Телемедицинские центры помогают вра­чам отделенных районов в верификации диагноза. И это также повы­шает доступность медицинской помощи. У воронежских медиков большие достижения, которые нельзя не совершенствовать.
 

  Перемены серьезные

 

   Руководитель департамента здравоохранения Воронежской об­ласти Владимир Ведринцев выступил с докладом о реализации трех­уровневой модели оказания медицинской помощи населению. Эта си­стема действует в регионе уже третий год. Сегодня первичную меди­цинскую помощь предоставляют 54 лечебных учреждения, из них 32 районные больницы. Второй уровень обеспечивают 7 межмуниципаль­ных ЛПУ в районах области, 3 в областном центре. И самый высокий - 3 уровень – клиники, занимающиеся специализированной, в том числе высокотехнологической помощью. Как считает руководитель депар­тамента, подобная модель является основой для решения задач по повышению удовлетворенности населения области медицинской по­мощью. В этом играет роль и улучшение материальной базы регио­нального здравоохранения. Так, в 2014 г. построены здания для 32 ФА­Пов и 3 врачебных амбулаторий. Все они возведены по типовому проекту, имеют систему водоснабжения, канализации, автономного га­зового отопления. На их строительство потрачено 177 млн руб. На 2015 г. предусмотрено строительство еще 25 ФАПов и 9 врачебных ам­булаторий.
 

    - Мы сохраняем первичную сеть и  думаем об улучшении усло­вий работы для медицинского персонала, - заявил Владимир Ведрин­цев. -  Губернатором поставлена задача поэтапного строитель­ства новых зданий для перевода ФАПов и амбулаторий из старых при­способленных зданий в новые, типовые.  Данная программа рассчита­на на 5 лет.

 

     Основной акцент в работе учреждений первого уровня воро­нежцы делают на развитие амбулаторно-поликлинической помощи, увеличение стационарозамещающих форм, повышение роли врача общей практики. Планомерно решая  задачу   по обеспечению первич­ного звена врачами общей практики, они сегодня имеют показатели, превышающие российские в 4 раза. Кроме того, в структуре приема им удалось добиться оптимального соотношения между врачами общей практики, участковыми терапевтами и узкими специалистами в соотно­шении - 60/40. И это сняло напряженность в обеспечении первичного звена узкими специалистами.

 

     - Модернизация сельского здравоохранения позволила открыть койки сестринского ухода и гарантировать  медико-социаль­ную поддержку граждан из группы социального риска, проживающих преимущественно в отдаленных районах сельской местности, - про­должил Владимир Ведринцев. - Следующей задачей мы ставим для себя расширение объема паллиативной помощи, как в стационарном, так и в амбулаторном сегменте.
 

      Работа скорой медицинской помощи обеспечивается ежегод­ным обновлением автопарка, вся скоропомощная служба оснащена системой ГЛОНАСС, организована работа единой диспетчерской служ­бы, дополнительно открыто 39 постов, что позволило уменьшить вре­мя доезда и обеспечить своевременное оказание медицинской помо­щи жителям самых отдаленных населенных пунктов нашего региона. Этому способствовало так же открытие кабинетов неотложной помощи во всех поликлиниках Воронежской области. В настоящее время в рамках межведомственного взаимодействия область проводится активная работу с МЧС по созданию службы 112.
 

    Одним из ярких примеров успешной реализации  трехуровне­вой системы является служба родовспоможения. На сегодняшний день 81% акушерских коек находится в  учреждениях II и III уровня, в 9 районах области с числом родов до 100 в год акушерские стационары отсутствуют. Решение о закрытии этих родильных отделений принима­лось с привлечением профессионального сообщества,  общественно­сти, с учетом мнения органов муниципального управления. В результа­те ни одно из подобных мероприятий не имело негативных послед­ствий.

 

    На территории области работают 3 межрайонных, 2 дистанци­онных акушерских консультативных центра. За год консультируют бо­лее 8 тыс. беременных. Внедрена региональная информационная си­стема мониторинга родовспоможения (программа «РИСАР»): под на­блюдением специалистов находится 98 % всех беременных, из них 35 % - из группы высокого риска. За 2 года число родов в учреждениях 2 и 3 групп увеличилось до 90,1 %, преждевременных - до 97 %. То есть все женщины, беременность которых протекает с отклонениями, направляются в лечебные учреждения, имеющие для их ведения ква­лифицированных специалистов, необходимое оборудование.

 

На 2 уровне были созданы  три крупных межмуниципальных аку­шерских центра. На 3-ем - два дистанционных акушерских консульта­тивных центра с выездной бригадой врачей. Открыты 25   коек  се­стринского ухода для госпитализации женщин группы социального риска. Координирующим звеном службы родовспоможения является перинатальный центр.

 

    Работа   выездной бригады реанимационно - консультативного центра, которая осуществляет более 500  выездов  в год в районы об­ласти, играет очень важную роль в снижении младенческой смерт­ности. Основной принцип в организации службы детства и родовспо­можения – оказание медицинской помощи  по принципу: «на себя». Ежегодно в отделении неонатальной хирургии (ВОДКБ №1) проводится более 120 оперативных вмешательств новорожденных с врожденными пороками развития.

 

     - Выстроенная нами маршрутизация наряду с комплексом ме­роприятий позволила повысить качество акушерской и неонатологиче­ской помощи и добиться снижения показателей младенческой и стаби­лизации материнской смертности, - заявил Владимир Ведринцев. - Основой деятельности учреждений первичного звена мы определили активное выявление пациентов с онкологической патологией на ран­них стадиях процесса. Внедрено анкетирование жителей региона по «сигналам тревоги». На II уровне мы организовали работу межрайон­ных консультативных онкологических кабинетов на базе 8-ми крупных, хорошо оснащенных районных больниц. Реорганизация и оснащение онкологической службы позволили внедрить 57 совершенно новых ме­тодик диагностики и лечения онкологических заболеваний, что наряду с работой в рамках государственно - частного партнерства по покупке услуг ПЭТ/КТ и «Кибер нож» дало возможность добиться увеличения группы с 5 летней выживаемостью до 56%.
 

     С 2012 г., наряду с использованием старого доброго Ан-2, в области реализован проект по применению среднемагистрального самолета Pilatus с реанимационным модулем.
 

    Обращает на себя внимание рост числа детей и новорожден­ных, при оказании помощи которым воронежцы  работали со специа­листами центра сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева в режиме «с борта самолёта на операционный стол». Летальность на этапе ме­дицинской эвакуации составила 0%. К большому сожалению, эту но­вую технику воронежские медики смогли использовать только на межтерриториальных перевозках. Многолетний практический опыт по­казал, что в наибольшей степени может удовлетворить требованиям организации санитарно-авиационной медицинской помощи  на терри­тории области  вертолет легкого класса, не требующий  специальных площадок.  В рамках  государственного – частного партнёрства  в 2015г. подобная техника будет использоваться в приоритетном плане для эвакуации пострадавших с места аварий и транспортировки неот­ложных больных на ранних стадиях сердечно-сосудистой катастрофы в региональный  сосудистый центр. Для этих целей заключен контракт на использование  вертолётаBELL как внутри - так и межсубъектовых транспортировках. Для дальнейшего развития этого вида помощи ру­ководство здравоохранения рассчитывает войти в федеральную про­грамму.
 

    Далее В.Ведринцев остановился на обеспеченности населе­ния всеми видами  заместительной почечной терапии. Открытие в течение последних 3-х лет  отделений гемодиализа не только в об­ластном центре, но и в 4-х районах максимально приблизило этот вид помощи к жителям. Таким образом была решена  проблема нехватки диализных мест. Кроме того, дистанционное консультирование в феде­ральных клиниках, морфологическая верификация на начальных ста­диях патологического процесса, раннее выявление больных с хрониче­скими болезнями почек являются основой своевременной организации нефропротекции с целью удлинения додиализного периода и сниже­ния инвалидизации. Данный проект предусматривает законченный цикл, включая трансплантацию почки.
 

    - Оптимизируя имеющиеся в системе ресурсы, мы реализуем трехуровневую модель и диагностической помощи с  использованием 5 мобильных комплексов и возможностей дистанционной расшифров­ки большинства диагностических методик в учреждениях 3 уровня, - сказал В.Ведринцев. - Стабильно работающая сеть меди­цинских организаций первичного звена и выстроенные межуровневые коммуникации позволили решить задачи по организации и проведению диспансеризации определенных групп взрослого населения, основным достижением которого мы считаем выявление заболеваний на ранних стадиях у каждого 6-го жителя.
 

       В 2014 г. по сравнению с предыдущим годом на 22% увеличи­лось число граждан, получивших высокотехнологичную медицинскую помощь в клиниках Воронежской области. Имеющийся потенциал и ресурс областного бюджета позволил в 2014 г. достичь объема оказан­ной ВМП на уровне индикатора 2015 г. Материально-техническое со­стояние учреждений 3 уровня, кадровое  и научное сопровождение, если будет соответствующая федеральная поддержка, позволяют во­ронежцам уже сегодня оказывать высокотехнологическую помощь  жи­телям других регионов.

 

   Кадровое обеспечение отрасли в регионе тоже вполне благопо­лучное. Но разговор на эту тему Владимир Ведринцев начал с того, что воронежцы постоянно занимались повышением уровня образова­ния управленческого персонала. Но усилий по повышению профессио­нальных компетенций управленцев на субъектовом уровне явно недо­статочно. Поэтому вполне логично решение Минздрава России научить управленцев мыслить экономическими категориями, что одно­значно повысит качество управления здравоохранением. У воронеж­цев есть предложение к министерству проводить on-line трансляции очных обучающих циклов на медицинские организации для формиро­вания единых подходов к менеджменту здравоохранения, чтобы управленцы могли разговаривать на одном языке.
 

    Наступивший год отличается определенными финансовыми рисками, что естественно настраивает на жесткий режим ресурсосбе­режения, чтобы минимизировать отрицательные последствия возни­кающих негативных факторов. Виктор Ведринцев попросил министра решить вопрос о том, чтобы в основу статистического наблюдения по реализации 597 Указа был положен индикатор средней заработной платы в регионе, зафиксированный на год. Это позволит в условиях складывающейся экономической ситуации более рационально плани­ровать и распределять имеющиеся ресурсы.
 

   Кроме того, в области работает 42 федеральных учреждения и их филиалов, в которых трудятся более 3,5 тыс. медицинских работни­ков. Уровень их заработной платы является существенным фактором, влияющим на выполнение «линейки» в целом по региону. Региональ­ные органы управления здравоохранением не могут воздействовать на формирование штатов и фондов оплаты труда в этих учреждениях. Показатель по субъекту достигается за счет увеличения затрат регио­нального компонента. Так, чтобы нивелировать ситуацию низкой зара­ботной платы в ФГУ в 2014 г. по врачам подведомственных  учрежде­ний он был превышен на 5,3%, по среднему медперсоналу – на 4%, что в суммарном выражении составляет около 500 млн руб. А это ре­сурсы, которые должны стать резервом покрытия возникающих финан­совых рисков регионального здравоохранения.
 

     Владимир Ведринцев поставил перед министерством вопрос и о разграничении ответственности за достижение показателей «дорож­ной карты», оставив за органами исполнительной власти области лишь региональный и муниципальный компоненты.
 

    В 2014 г. органами управления здравоохранения области нача­та работа по оптимизации численности младшего медицинского персо­нала. Сокращено более 650 ставок, что составляет около 7% от чис­ленности этой категории. Полученный экономический эффект  про­лонгируется на последующие годы с закономерным ростом. Позитив­ный результат даст и принятие на федеральном уровне  профессио­нального стандарта по санитаркам. Это позволит разграничить функ­циональные обязанности в учреждениях и обоснованно  вывести часть младшего медицинского персонала в иные профессиональные группы.
 

    Для исполнения программы госгарантий в области существует явный профицит по отдельным категориям персонала. В стадии завер­шения переход на новую систему оплаты труда в отрасли, которую во­ронежцы  разработали и утвердили в конце прошлого года.
 

   Таким образом, решаются три вопроса: уменьшается диффе­ренциация в доходах работников одинаковых специальностей; повы­шается прозрачность при начислении заработной платы; упрощается процесс планирования фонда оплаты труда, что особо значимо в пе­риод перехода к новой тарифной политике.

 

       И закупочная политика, в том числе

    В области проводятся мероприятия по ресурсосбережению, ведется работа с руководством муниципальных образований по сниже­нию налоговой нагрузки и налога на землю, по передаче и реализации неиспользуемых земельных участков и имущественного комплекса. В условиях одноканального финансирования,  после того как все муни­ципальные учреждения здравоохранения области были переданы на государственный уровень, у муниципалитетов появился соблазн по­полнить свои бюджеты за счет увеличения ставки по налогу на землю. Результатом в минувшем году стало то, что в 14 районах она снижена и составляет менее 1%. В текущем году областной департамент про­должит работу по льготному налогообложению объектов здравоохра­нения с руководством еще 19 муниципальных образований, включая г. Воронеж.

    В течение 2014 г. департамент проводил инвентаризацию зе­мельных участков и оценку целесообразности их дальнейшего исполь­зования. По результатам прекращено право пользования на участки общей площадью 35 тыс. кв. м. В планах на 2015 г. – изъять из эконо­мического оборота участки площадью 320 тыс. кв. м., по которым в на­стоящее время заканчивается оформление документов. Это ощутимо уменьшит затраты на налоги и содержание территорий. Аналогичные меры принимаем и в отношении имущественного комплекса.             

    Кроме того, Департамент здравоохранения обратились к губер­натору области с предложением о том, чтобы при реализации земель­ных участков и объектов недвижимого имущества, которые находятся в пользовании учреждений здравоохранения, полученный доход пере­давать на их развитие.

   Одним из основных механизмов повышения эффективности ис­пользования финансовых ресурсов является проводимая закупочная политика, прежде всего в части приобретения медикаментов и продук­тов питания. В области реализовали практику централизации закупок и проведения совместных торгов. По их результатам на 1 полугодие 2015 г. заключены более 80% долгосрочных договоров с экономией примерно 100 млн руб. Подобные подходы сделали в здравоохране­нии основой закупочной политики на 2015 и последующие годы.

    В. Ведринцев пояснил тарифную политику департамента. Во­ронежская область практикует способ оплаты стационарной помощи на основе клинико-статистических групп с 2007 г. Сегодня  разработан­ные Министерством здравоохранения РФ и Федеральным  фондом ОМС подходы к формированию тарифов в рамках системы КСГ выво­дят финансирование медицинской помощи на качественно иную сту­пень. «Предложенная методика достаточно гибкая и ориентирована на более справедливое возмещение затрат на каждом уровне оказания медицинской помощи», - подчеркнул В.Ведринцев. – С этого года мы перешли на новую модель оплаты стационарной  помощи. « Ее эффективное внедрение и совершенствование - безусловный приоритет нашей работы. В ситуации, когда экономика здравоохранения выступает на первый план, наша задача – выстроить такую финансовую и тарифную политику, которая будет максимально эффективно сочетаться с трехуровневой системой оказания медицинской помощи».

               Пресс-конференция министра и губернатора

 

    Этот год объявлен в Послании к Федеральному собранию Пре­зидентом России Владимиром Путиным годом борьбы с сердечно – со­судистыми заболеваниями. Поэтому пресс-конференция началась с обсуждения именно этого вопроса.
 

    - Смертность от этого класса заболеваний вносит огромный вклад в общий уровень смертности не только в России, но и во многих странах мира, - заявила на пресс-конференции для журналистов ми­нистр здравоохранения России Вероника Скворцова. – В 2005 г. смерт­ность от сердечно - сосудистых заболеваний достигала в России 1200 на 100 тыс. население, по результатам 2014 г. этот показатель снизил­ся уже до 650. То есть уменьшился в два раза, здравоохранение сде­лало огромный, серьезный шаг вперед по профилактике и лечению этого класса болезней. Но если сравнивать с лучшими системами здравоохранения, наиболее развитых европейских стран, то нам пред­стоит еще много работать. В этих государства показатель смертности от сердечно-сосудистых заболеваний достигает 250-300. То есть рос­сийское здравоохранения должно стремиться снизить смертность еще в два раза, чтобы достигнуть их уровня. А этого можно добиться рабо­той в двух направлениях: уменьшения числа заболевших и количества летальных исходов. Развивая комплексную программу профилактики, поддержанную всем обществом, можно повлиять на заболеваемость. В Воронежской области воплощается в жизнь замечательная программа «Живи долго», рассчитанная, в том числе и на снижение смертности от сердечно—сосудистых заболеваний. Она имеет межведомственный характер и предусматривает комплексный подход: борьбу с вредными привычками, пропаганду здорового образа жизни, популяризацию занятий физкультурой и спортом, правильного питания и многого другого, что можно отнести к улучшению популяционного здоровья. И выбранная стратегия обязательно даст снижение смертности в будущем, через 3-4 года. Второе направление, которое способно также повлиять на заболеваемость - индивидуализированная профилактика. Она реализуется через систему скрининга здоровья, в нашей стране им преимущественно занимается диспансеризация. Для того, чтобы она была  более эффективной, министерство изменило формат диспансеризации. Теперь он нацелен на выявление всех индивидуальных факторов риска и работу над их устранением.
 

      Снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний требует совершенствование маршрутизации. Кроме того, в 2015 г.  за­кончится формирование центральных пунктов управления скорой по­мощью. При этом каждая карета должна быть оснащена системой ГЛОНАСС, что сократит время доставки больного в стационар. Мини­стерство уделит большое внимание развитию сети сердечно-сосуди­стых центров, совершенствованию применяемых в них технологий диагностики и лечения. Ангиопластика и стентирование, эмболизация и восстановление ритма сердца, применения других более сложных методов лечения - все должно применяться своевременно. И конечно, реабилитация должна начинаться с первых минут заболевания, даже когда больной еще находится в реанимации. Развитие системы реаби­литации в нашей стране вошло в комплексную программу борь­бы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Минздрав России надеет­ся, что этот амбициозный план на 2015 г. позволит снизить заболевае­мость и смертность от сердечно-сосудистой патологии.
 

 Журналистов интересовало, хватил ли средств воронежскому здравоохранению, чтобы обеспечить устойчивую работу лечебных учреждений, учитывая экономические трудности, которые переживает наша страна.
 

     - Министерство здравоохранения России поднимало вопрос финансирования здравоохранения на самом высоком уровне,  - заявил Алексей Гордеев. – Обсуждение этой темы проходило и на за­седании Правительства России. Мы видим, что у нас есть все финан­совые возможности, чтобы обеспечить устойчивую работу региональ­ного здравоохранения ближайшие 3-4 месяца. Но при этом у нас есть понимание, как в таких сложных экономических условиях, прямо ска­жем, удорожания тех или иных препаратов, лекарств, оборудования предстоит работать. Воронежцы достаточно уверенно себя чувствуют, понимают масштаб проблемы, и как будет выстраиваться эта работа.
 

   По словам губернатора,  бюджет регионального здравоохране­ния растёт. В этом году его финансирование составит 27 млрд. рублей. Главное научиться эффективно управлять этими деньгами.
 

    Заместитель  председателя Совета Федерации Галина Карело­ва говорила о том, что областной центр сердечно-сосудистой хирургии добивается отличных результатов. Его работу высоко оценила министр здравоохранения России Вероника Скворцова. В нем применяется много новых технологий, в том числе и при операциях на сердце ново­рожденным. Она предложила сделать такие лечебные учреждения пи­лотными площадками для продвижения новых технологий в другие территории. Кроме того, речь шла о включении Воронежского об­ластного клинического противотуберкулезного диспансера имени Н.С. Похвисневой и Воронежского областного клинического онкологи­ческого диспансера в федеральную адресную инвестиционную про­грамму.
 

     Министр поддержала эти предложения.
 

МИА Сito! Алексей Папырин, Москва- Воронеж.

Фото Александра Худасова.

 

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru