Вы здесь

Дата смерти неизвестна

 

10 лет назад умер американский художник Уильям Атермолен

 

Американский художник Уильям Атермолен умер в 2007 году в возрасте 74 лет. Диагноз «болезнь Альцгеймера» ему был поставлен в 1995 году. Жена художника вспоминала о том, что отдельные признаки болезни (рассеянность, забывчивость бытового уровня, снижение объема знаний, затруднения в принятии решений, при попытках простых логических суждений, выполнении элементарных математических операций и проч.) были заметны у него еще до клинической верификации диагноза.
 

 Узнав свой приговор, Атермолен приступил к последнему арт-проекту. В 1996 году он начал писать автопортреты, фиксирующие постепенное неумолимое увядание собственного интеллекта, чтобы проследить и попытаться понять динамику деградации и, быть может, изменить ее. Каждый день, когда художник был в состоянии поднять руку с кистью или карандашом и подойти к мольберту, он рисовал себя. Совершение даже незначительных интеллектуальных усилий становится проблематичным при болезни Альцгеймера, неизбежно уничтожающей личность. Автопортреты Атермолена ярче многих сухих клинических описаний говорят об эмоциональной и физической трагедии автора, констатируя медленную деградацию интеллекта, тела и духа. По спускающемуся эскалатору нельзя подниматься долго: силы уходят слишком быстро.
 

Первый автопортрет, написанный вскоре после того, как художник узнал о своем диагнозе, тревожно-депрессивен и по цвету, и по композиции. Атермолен сидит за столом, схватившись за его край, словно надеясь найти опору в осязаемости обыденной повседневности, уже готовой ускользнуть от автора. Его мир сузился до размеров комнаты, нарисованной нарочито плоско и бедно: в три цвета – безысходно-желтый, печально-синий и тревожно-белый, врезающийся остроугольным клином между стеной и окном.  В потолочное окно еще видно небо, но его оттенок не отличается от цвета пола, оно не сияет, а неотвратимо нависает над головой. На столе ничего нет – только руки художника: одна вцепилась в край столешницы, другая - сжимает чашку. Искаженная линия потолочного свода гнетет и давит.
 

Трудно оценивать динамику колористической составляющей автопортретов Атермолена: художники ХХ века часто решали свои задачи в нетривиальной цветовой гамме. Что же касается особенностей рисунка деталей автопортретов, то он менялся весьма показательно. Со временем лицо художника все более походило на шарж, в котором главные черты сходства постепенно утрировались, оставаясь, впрочем, в течение некоторого времени достаточно узнаваемыми: купол лба, крупные уши, глубоко посаженные глаза, сдвинутые брови человека, внимательно вглядывающегося в зеркало, выраженные надбровные дуги… Складка между бровями становилась все более глубокой: художник с нарастающим напряжением вглядывался в отражение, уже не только для того, чтобы изобразить, но и для того, чтобы просто узнать самого себя. Пропорции все более искажались, исчезла симметрия парных органов, исказилась перспектива, схематизировались, а потом и вовсе пропали детали, сначала трансформируясь, а потом и атрофируясь, как происходит и с корой мозга при болезни Альцгеймера.
 

Эту патологию характеризует потеря нейронов и синаптических связей в коре головного мозга и некоторых субкортикальных областях. Гибель клеток ведет к атрофии пораженных участков. Наиболее частыми мишенями болезни Альцгеймера являются височные, теменные и затылочные доли, а также участки фронтальной коры. Эксперименты И.П.Павлова по экстирпации затылочных участков коры мозга продемонстрировали, что при этом страдает не столько острота зрения, сколько нарушаются сложные формы визуального анализа и синтеза. Условные рефлексы могут вырабатываться лишь на простые зрительные сигналы, тогда как сложные дифференцировки, основанные на выделении тонких визуальных признаков (форма, цвет и проч.), более не образуются. Нарушение зрительной селективности определяет патологию зрительной коры головного мозга. Когда болезнь Альцгеймера распространяется на правые теменные доли мозга (этот отдел тоже важен для визуализации), живопись становится все более абстрактной, а сами изображения – размытыми и расплывчатыми.
 

Зрение – категория, посредством которой художник реализует свою способность думать и взаимодействовать с миром. Картина – философский трактат артиста, интеллект которого определяется адекватностью живописного замысла – его визуальному воплощению. Глядя на серию автопортретов Атермолена, можно увидеть, как постепенно исчезают детали, уменьшается число изображаемых элементов, пропадает профессиональное умение автора схватить и передать выражение лица, возникают все большие проблемы с адекватным синтезом немногочисленных деталей…
 

Крах интеллекта живописца констатировали его картины. В предпоследнем автопортрете цветовая гамма снова сводится к трем основным цветам: на этот раз художник использует зеленый, белый и розоватый. Последний автопортрет – черно-белый. Это завершающий протуберанец трагедии, которую передает и поза Атермолена, горестно опирающегося головой на руку (работа напоминает карандашный автопортрет П.А. Федотова, сделанный в 1840 году). А, может быть, это не рука, а ухо, которое на этот раз автор совсем не смог изобразить. В 2000 году болезнь одержала окончательную победу, тогда и был сделан последний автопортрет. В нем еще можно узнать лицо человека: купол лба, складка между бровями, глубоко посаженные глаза…
 

Жена и врачи, лечившие художника, говорили, что периодически он был в состоянии увидеть явные технические недостатки своих работ, но уже не мог их исправить. Лондонский психоаналитик художника считал, что в его автопортретах можно увидеть печаль, тревогу и чувство беспомощного стыда.
 

В 2000 году У. Атермолен был помещен в дом престарелых, прожив после этого еще семь лет, но его вдова говорила, что он умер именно тогда, когда потерял способность рисовать. Художник умер, остался Атермолен. Впрочем, сам он уже не знал об этом, забыв собственное имя.
 

Какую же дату смерти следует считать настоящей? Когда наступает конец экзистенции человека? Является ли одинокое существование его тела – продолжением жизни? Каков критерий того обстоятельства, что субъект продолжает жить – существование его материальной оболочки или сохранение у него способности мыслить? Ф. Энгельс считал жизнь «способом существования белковых тел». Р. Декарт утверждал: «Cogito ergo sum». Противоречие этих тезисов иллюзорно. Французский философ имел в виду смерть человеческой личности, потерявшей способность думать, что очевидно. Энгельс же в таких категориях не мыслил, понятие «личность» в его определении жизни не просматривается: немецкий философ не обозначил разницы между пчелой и человеком. Синтез афоризмов двух европейских интеллектуалов приводит к выводу: для того, кто является личностью, важнее мысль; тогда как в жизни тех, кто свойствами личности не обладает, главенствует телесный аспект бытия, приближающий человека – к пчеле (или трутню); а высшую нервную деятельность сводящий к веренице сложных рефлекторных актов, удобно упрощающихся по мере развития болезни Альцгеймера. Приоритет духовного или телесного начал каждый человек избирает самостоятельно, что и предопределяет его собственную жизнь, формируя персональную систему ценностей и смыслов. От этого выбора, видимо, и зависит ответ на вопрос о дате смерти художника Атермолена. Но - что бы ответил на этот вопрос он сам?
 

Игорь ЯКУШЕВ,

Доцент Северного государственного медицинского университета

Архангельск

 

 

 

 

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru