Вы здесь

Надо защитить честь и достоинство этого доктора


Национальная медицинская палата настаивает на оправдательном приговоре по делу Арины Хакуловой


Продолжается процесс по делу Арины Хакуловой - заведующей отделением реанимации и интенсивной терапии новорождённых родильного отделения городской клинической больницы № 1 города Нальчика. Врач обвиняется в причинении смерти по неосторожности младенцу вследствие ненадлежащего выполнения своих профессиональных обязанностей. Эксперты Национальной медицинской палаты (НМП) считают, что между действиями заведующей родильного отделения и смертью связи нет, а врач стала заложником ситуации, в которой вынуждена нести ответственность не за свои ошибки.

Мать поступила в больницу с кровотечением по поводу преждевременной отслойки плаценты на сроке 33-34 недели и ребёнок появился на свет 27 декабря 2011    г путём кесарева сечения в экстренном порядке. Он сразу был помещён в палату интенсивной терапии, через какое-то время у малыша начала возрастать одышка. Исходя из клинических показаний, ребёнок был переведён на искусственную вентиляцию лёгких, применён антибиотик широкого спектра действия. В результате оказанной помощи жизненно важные функции организма были стабилизированы. Малыш смог дышать самостоятельно и есть из бутылочки. 4 января 2012 г. он был переведён из ГКБ № 1 в Республиканскую детскую клиническую больницу (РДКБ), где 9 января скончался.

Напомним, что в первую декаду 2012    г в РДКБ скончались 8 детей. Минздрав республики нарушений в работе медучреждения не нашёл, члены созданной специальной комиссии, которая изучила причины смерти младенцев, назвали виновником ситуации трагическое стечение обстоятельств. По данному случаю проводилось следствие с эксгумацией трупов, и была проведена комиссионная судебно-медицинская экспертиза специалистами Бюро судебномедицинской экспертизы Ставропольского края от 31.05.2012. По результатам данной экспертизы, Арине Хакуловой не было предъявлено обвинение: не выявлены дефекты оказания медицинской помощи, не установлена причинно-следственная связь между фактами гибели кого-либо из этих младенцев и оказания им помощи в условиях ГКБ № 1.

И всё же следствие обвинило Арину Хакулову в причинении смерти по неосторожности. Основанием к этому стала повторная судебно-медицинская экспертиза, проведённая в Российском центре судебно-медицинских экспертиз Минздрава России (РЦСМЭ) Москвы от 24.06.2013. Судмедэксперты обвинили Арину Хакулову в том, что она оказала недостаточный объём помощи, применила не те средства, провела неполный объём исследований, не заметила развитие раннего неонатального сепсиса, что в совокупности и привело к смерти ребёнка.

Национальная медицинская палата вступилась за врача. Результаты этой судебной экспертизы были раскритикованы экспертами НМП, которые выразили сомнение в объективности экспертизы, приобщённой к делу. По их мнению, экспертиза необоснованно утверждала, что причиной смерти младенца стал ранний неонатальный сепсис.

Сопредседатель комиссии независимой медицинской экспертизы НМП, доктор медицинских наук, профессор Алексей Стар- ченко рассказал, что по обращению врачебной палаты Кабардино-Балкарии, а также врача Хаку- ловой, было проанализировано заключение судмедэкспертизы РЦСМЭ по делу о смерти малыша, которое, по его словам, не выдерживало никакой критики. В марте 2015 г. Алексей Старчен- ко был приглашён на судебное разбирательство в Нальчик, где и озвучил выводы о неправомочности выводов данной экспертизы.

«Судебно-медицинское исследование было проведено с нарушениями закона, - отмечает Алексей Старченко, - например, была грубо нарушена статья закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» об объективности всесторонности и полноте исследований. Согласно статье закона, заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Например, на вопрос, какова причина смерти ребёнка, эксперты ответили: «Причиной смерти ребёнка является ранний неонатальный сепсис». Однако ранний неонатальный сепсис, ничем не был подтверждён. По записям в роддоме никаких объективных критериев этого диагноза не просматривается. Как объяснил эксперт, сепсис - это бактериальное инфекционное заболевание с ациклическим течением, наличием очага гнойного воспаления и/или бактериемии, системной воспалительной реакции организма и полиорганной недостаточности. Единственным надёжным критерием сепсиса является сочетание этих проявлений с наличием системной воспалительной реакции. Таким образом, вывод комиссии СМЭ о наличии сепсиса у пациента только на основании наличия у пациента бактериемии (септицемии) является недостаточным», - подчеркнул А.Старченко.
 
Его мнение поддержал и Дмитрий Дегтярёв, профессор, доктор медицинских наук, заместитель директора научного центра акушерства, гинекологии и перината- логии, заведующий кафедрой не- онатологии Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М.Сеченова, также приехавший на это заседание: «Признаков развития у ребёнка раннего неонатального сепсиса нет. Я являюсь одним из соавторов национального руководства по не- онатологии и поэтому отвечаю за свои слова», - сказал он.

По мнению Алексея Старченко, выводы СМЭ, на которой строились обвинения Арины Хакуловой, и в которых указано, что лечение пациента было недостаточным и неправильным, также являются некорректными. «Есть федеральные стандарты оказания медицинской помощи недоношенным детям с различными патологиями, адресованные медицинским учреждениям, которые оказывают высокотехнологичную медицинскую помощь. Диагностика и лечение новорождённого при заболевании «Бактериальный сепсис новорождённого» в любой фазе, вне зависимости от наличия или отсутствия осложнений в стационарных условиях, возможно исключительно на этапе оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Кроме того, я считаю, что мама малыша, у которой была осложнённая беременность, вообще не должна была попасть в роддом этой больницы, она должна была быть направлена в перинатальный центр», - утверждает эксперт.

Обоснованные аргументы эксперта Нацмедпалаты не пропали втуне. «Я думаю, нам тогда удалось добиться главного - суд удовлетворил ходатайство защиты о проведении дополнительной экспертизы», - говорит Старченко.
 
В результате обоснованной позиции экспертов, судом была назначена уже третья экспертиза, которая была проведена в апреле 2015    г. в Санкт-Петербургском бюро СМЭ. Восемь ведущих специалистов Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения судебно-медицинской экспертизы подписали выводы о том, что причиной смерти младенца явилась на этот раз тяжёлая генерализованная инфекция с развитием пневмонии, менингоэнцефалита, гепатита, некротического энтероколита, септического шока. А диагноз мальчику врачи городской больницы установили верный, «в соответствии с клинической картиной, данными инструментальных и лабораторных исследований». Среди имён экспер- то в, Юрий Александрович - один из самых авторитетных специалистов - доктор медицинских наук, профессор, главный детский анестезиолог-реаниматолог Минздрава России в Северо-Западном федеральном округе, доктор медицинских наук Дмитрий Иванов - главный не- онатолог Минздрава России, директор института перинатологии и педиатрии Федерального центра сердца, крови и эндокринологии им. В.А.Алмазова.

Таким образом, заключения экспертов из Санкт-Петербурга не противоречили выводам экспертов НМП, но полностью опровергали данные московской экспертизы. Выводы экспертов из Санкт-Петербурга были озвучены на судебном заседании в феврале 2016    г. Меж тем с оправдательным приговором суд не спешит. Сначала гособвинитель в связи с противоречиями в результатах второй (московской) и третьей (санкт-петербургской) экспертиз ходатайствовала о повторном исследовании. Теперь уже в Воронежском областном медикосудебном бюро.

Алексей Старченко считает, что в проведении четвёртой экспертизы нет никакой необходимости. «Сейчас обвинение просто пытается затянуть процесс, спасая честь своего мундира. Более чем странно подвергать сомнению выводы экспертов, в том числе главного неонатолога России, ведущих профессоров. Но понятно, что у обвинения есть основания не спешить с вынесением приговора. Если судом будет признано, что заключения экспертов НМП и санкт-петербургской экспертизы верны, то получается, что обвинение 2 года потратило зря, доказывая несуществующую вину доктора».

Суд ходатайство прокуратуры о назначении четвёртой экспертизы также отклонил. Принято решение допросить экспертов по видеоконференцсвязи, чтобы у гособвинения была возможность задать вопросы специалистам и устранить противоречия.

Национальная медицинская палата готова и дальше оказывать поддержку доктору Арине Хакуловой. «Все действия врача были направлены на спасение жизни ребёнка. И она эту цель реализовала. После рождения ребёнок находился на искусственной вентиляции лёгких, врач перевела его на самостоятельное дыхание - это настоящее врачебное искусство, состояние ребёнка улучшилось и он был переведён в Республиканскую детскую клиническую больницу на следующий этап лечения. Не было никаких неверных действий с её стороны», -    говорит А.Старченко.

К слову, на одном из судебных заседаний это подтвердила и мать умершего ребёнка. Она сообщила суду, что, находясь в роддоме, её ребёнок шёл на поправку и стал самостоятельно дышать. Арина Хакулова регулярно сообщала ей о состоянии ребёнка. Когда ребёнку стало лучше, его перевели в республиканскую клиническую детскую больницу.

«Врач предприняла все достаточные меры для предотвращения вреда. Палата считает, что в этой ситуации возможен исключительно оправдательный приговор», - заключил Алексей Старченко.

На защиту доктора встала и медицинская общественность республики. «По мнению медицинской общественности Кабардино-Балкарии, Хакулова Арина заслуживает не то, что уголовного преследования, а государственной награды за вклад в спасение сотен детей. Надо защитить честь и достоинство этого доктора, сохранить жизнь и здоровье профессионала ради тех детей, которых она продолжает ежедневно спасать в перерывах между судебными заседаниями», -    говорит председатель Врачебной палаты республики Мурат Умётов.

Следующее заседание по делу Хакуловой будет назначено «после решения технических и организационных вопросов».

Семён ГОРБУНКОВ.
По материалам Национальной медицинской палаты Росс
ии.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru