Вы здесь

Испытание для воспитания


Медицинским вузам очень нужны квалифицированные проректоры-воспитатели
 

«Медицинская газета», ставшая мощной всероссийской дискуссионной площадкой учёных, врачей и преподавателей, показала, что в нашем здравоохранении и отечественной высшей школе имеется множество проблем, требующих обсуждения и комплексного анализа. Многие из них, безусловно, обговариваются как на местах, так и в высших кругах управленческого аппарата медицинской сферы. Но нужного эффекта от большинства таких разговоров нет, ибо отсутствует логическая взаимосвязь между мнениями «верхов» и «низов» – и у тех и у других своя правда. А по сему большинство вопросов «зависает» в воздухе, а проблемы не решаются годами. Поэтому хотелось бы высказать своё мнение на страницах «МГ» на злободневную и актуальную тему.


Нельзя объять необъятное

Имея непосредственное отношение к вузовской деятельности, неоднократно задавался вопросом: какую роль играет воспитательная работа в современной структуре образования? В этом смысле откровенно смущает отношение некоторых ректоров медицинских вузов к организации данного процесса. Приглядитесь – в большинстве случаев воспитательной работой номинально руководят проректоры по учебным, научным или международным вопросам, получая контроль за воспитанием молодёжи как бы в довесок к основной нагрузке. Такая ситуация складывалась годами. Вроде бы есть в вузе ответственный воспитатель, пусть на бумаге, но есть. А это пугает и настораживает.

При всём уважении и почтении к огромному числу персоналий у меня никак не укладывается в голове: как проректор, скажем, по учебной работе, едва справляющийся не без помощи многочисленных помощников и замов с огромным объёмом основной своей деятельности, может грамотно сформировать политику воспитания молодёжи? А главное – как ему умудриться качественно проследить за кропотливейшим процессом, что называется, онлайн – каждодневно, непрерывно, вдумчиво? Извините, но в этом смысле вспоминается великий Козьма Прутков с его аксиомой про попытки объять необъятное. Воспитательная составляющая в системе высшего образования, на мой взгляд, является фундаментальной, в какой-то степени основополагающей и уж точно равноценно значимой наряду со всеми другими аспектами функционирования сложного и целостного организма, называемого высшим учебным заведением.

Примечательно, что повсеместно, даже в малочисленных сельских школах, где и учащихся-то подчас раз-два и обчёлся, неспроста введена самостоятельная должность замдиректора по воспитательной работе. А мы говорим о многотысячных вузах, где изучают азы профессии не только русскоязычные студенты! В результате всё сводится к заштампованному шаблону – есть кружок по музыке, пара мало-мальски танцующих студентов, секция по мини-футболу, кое-как светятся и отчитываются кураторы по общежитиям, раз в полгода собираем для проформы и профкома студсовет. Всё! Возле пункта о воспитательной работе в годовом отчёте многофункционального проректора можно смело ставить галочку.

Только вопросов при таком, доминирующем в сегодняшних академиях и университетах сценарии остаётся предостаточно. Гд е же концепция фундаментального воспитания студентов, где развитие этого процесса, где оценка современной и лабильной психологии молодого поколения, которое нужно взвешенно поддерживать, понимать, принимать, слышать и грамотно контролировать? Как всем этим безразмерным «хозяйством», требующим ежедневного вмешательства, можно заниматься в свободное от расписаний, планов, учебно-методических и научных комплексов время?! Упрямый руководитель может запросто ответить – создаются отделы и управления, занимающиеся внеаудиторной работой со студентами. Всё это правильно, но стандартизированный спецотдел, увы, – это не тот уровень, который способен найти пути решения многопрофильной проблемы на уровне руководства.

Напрашивается явная аналогия – в каждом вузе, скажем, есть учебно-методические подразделения, но, согласитесь, без грамотного проректора-методиста эта работа в полной мере не возможна. Или, допустим, отделы аспирантуры и вузовские НИЦы не заменяют деятельности заместителя руководителя по научным вопросам, который есть в каждом университете, академии или институте. И так далее. Почему же к воспитательной работе, которая не менее значима, сохраняется такое несколько «прохладное» отношение многих ректоров?

Кадры решают всё!

В связи с вышесказанным хочу открыто поддержать те вузы, где в штат введена должность проректора по воспитательной работе, как равнозначная и самостоятельная. Это говорит о дальновидности и профессионализме ректора, реально оценивающего роль концепции воспитания в своём учебном заведении.

Однако и здесь не обходится без казуистики и парадоксальности. И на первый план выступает пресловутый кадровый вопрос.

Не буду называть конкретных имён, но кое-где в должности проректоров воспитанием студенческой молодёжи призваны заниматься отставные полковники, бывшие десантники-подводники и прославленные спортивные тренеры. Поверьте, ничего не имею против уважаемых и заслуженных людей в погонах и спортивных костюмах, но вынужден констатировать итог своих наблюдений – их методы воспитания будущих медиков подчас напоминает олимпийские сборы или ещё более жёсткую военную казарму, где все живут по строгому режиму и существует только одно мнение, и только оно, естественно, правильное. И так, как говорится, от забора и до вечера… Увы, но креативный творческий подход, индивидуальный педагогический стиль, естественный духовный контакт между администрацией и учащимися, поверьте, зачастую не просто нивелируются, а вообще становятся не совместимыми с персонализированной тоталитарностью и психологической «монозначимостью», типично характерными для лиц с таковой профессиональной подготовкой.

Видя особенности и последствия подобной, сомнительной во всех смыслах модели «воспита-тельства» будущей интеллигенции России, называемой врачами, понимаешь, что уж лучше бы этими вопросами занимался кто-то другой, пусть даже в свободное от расписаний, аккредитаций и аттестаций время… И злополучный круг замыкается.

Справедливости ради заметим, что в ряде учебных заведений такие проректоры справляются со своей работой более чем успешно. Но это, увы, скорее, исключение из правил, нежели тенденция. К тому же в данном аспекте огромную роль играют личностные характеристики персоналий, их педагогические способности и умение найти общий язык с молодёжной публикой.

На одном языке

Подготовка лидера воспитательной работы вуза, очевидно, задача тонкая, деликатная и непростая. И дело здесь далеко не в профессорских должностях и учёных степенях, что необходимо, например, для проректора по учебной или научной работе. Проректором-воспитателем, как мне кажется, должен быть человек современный, контактный, успешный, желательно молодой, имеющий реальный авторитет в студенческой среде, умеющий, как говорится, общаться с учащимися «на одном» языке. Конечно, он должен быть не просто состоявшимся преподавателем-медиком с хорошей репутацией, а человеком культурно, духовно и социально образованным. При этом важнейшими качествами остаются творческий склад мышления и подход к работе с людьми, психологическая устойчивость, методический и педагогический опыт.

В этом смысле очень важно сочетание специфики вуза и личностных данных потенциального проректора. Согласитесь, в самобытной и весьма нестандартной студенческой атмосфере медицинского вуза со своими традициями и особенностями, подчас неприемлемыми в других, скажем, технических или гуманитарных учебных заведениях, в качестве лидера и организатора воспитательного процесса логичнее всего увидеть непосредственного выпускника данной alma mater, состоявшегося специалиста в выбранной сфере и при этом человека с солидным опытом интересной студенческой жизни. При этом кандидат на руководящий пост должен быть явно не пенсионного возраста, представляющий прошлое или позапрошлое, пусть и замечательное в своём многообразии и духовности, поколение. Студенческая молодёжь не только должна видеть в наставнике авторитетность в профессии и чувствовать лидерские качества, но и осознавать молодость взглядов и подходов к решению актуальных сегодня молодёжных проблем. Безусловно, должна быть дистанция, но она не должна простираться через поколения и десятилетия.

Ясно одно – даже при самом поверхностном взгляде на политику воспитания современной медицинской молодёжи всплывает множество проблем и неувязок, подчас весьма неоднозначных и явно непродуманных. Безусловно, менять стереотипы и подходы к организации воспитательной работы в современных медицинских вузах необходимо. Обеспокоенные психологи и педагоги непрестанно бьют тревогу, убеждая нас, что новые поколения молодых людей, воспитывающихся в сомнительных социальных и культурных условиях, обречены на личностную деградацию, которая стремительно переходит в масштабы социальной и даже национальной эпидемии. Поэтому стоит уже сегодня задуматься о проблемах хотя бы вузовского воспитания, сообща и взвешенно попытаться переломить пугающие тенденции. И в этом огромную роль сыграют ректоры и их квалифицированные заместители.

Максим СТРАХОВ,
врач-хирург,
преподаватель высшей школы.
Тверь.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru