Вы здесь

…А кушать хочется всегда…


Размеры стипендии ординаторов вызывают недоумение у любого нормального человека


В 2011 г. для обучающихся за счёт средств федерального бюджета в интернатуре и ординатуре была установлена стипендия в размере 6367 руб. в месяц.



На такие деньги не прожить.

Примечательно, что это повышение явилось всего-навсего восстановлением урезанных в 2010 г. до 2800 руб. материальных выплат молодым врачам. Обе эти суммы настолько малы, что президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль на Всероссийском съезде медработников весной 2011 г. заявил: «Мне стыдно смотреть в глаза своим ординаторам». Действительно – стыдно.

Как известно, с 2016 г. обучение в интернатуре упраздняется, а ординатура будет длиться от 2 до 5 лет в зависимости от специализации. Выходит, для того чтобы стать сертифицированным специалистом потребуется в среднем десятилетие. Ведь только в медицине, получив диплом о высшем образовании, нужно учиться дальше для получения сертификата специалиста. Иначе – никак.

Итак, выпускник стоит перед выбором: а что, собственно, делать дальше? Все его школьные друзья, выбравшие другую профессию, уже год как закончили свои вузы и работают. Кто-то зарабатывает лучше, кто-то – хуже. Однако деньги, которые получают его друзья, работая в других отраслях, позволяют содержать хотя бы себя – питаться, одеваться, оплачивать коммунальные услуги.

Кроме того, перед выпускниками медвузов открыты двери фармацевтических фирм, а также компаний, занимающихся мед-обрудованием, где для того, чтобы попасть на начальные позиции, не требуется опыта работы. В таких организациях начинающему специалисту выплачивается пусть и не очень большая, но достаточная для сытой, в прямом смысле этого слова, жизни базовая зарплата, к которой могут начисляться различные бонусы. Помимо этого, сотруднику предоставляется весьма заманчивый социальный пакет: полис дополнительного медицинского страхования, ноутбук, оплачиваемые сотовая связь и проезд в общественном транспорте, а иногда и рабочий автомобиль. Всё это – минимальный набор удобств, предлагаемых работодателем для своих работников в таких учреждениях.

Дилемма ясна: материальные блага никогда не стояли на последнем месте для человека, а сегодня они и вовсе глава всему. Хорошо это или плохо, правильно или нет – вопрос отдельный. Об этом хорошо размышлять, когда у тебя всё есть. Неустроенность в финансовом вопросе зачастую толкает выпускников медицинских вузов на поиск средств для существования. И в этом нет ничего зазорного, так как ординатура не даёт ровным счётом ничего в материальном плане. Духовной пищей сыт не будешь.

К тому же в нашей стране существует масса примеров того, как человек, не имеющий высшего образования, получает в несколько раз больше не только клинического ординатора, но и начинающего врача. А ведь в этом возрасте уже многие думают о семьях. Как можно кормить семью на такие деньги? А если появятся дети – то и на пачку памперсов не хватит этой жалкой стипендии. Выходит, что со всем этим придётся повременить. И это в то время, когда «сверху» нам навязывают культ семьи. Очень нелогично.

С чем придётся столкнуться

Да и в ординатуре не всё так гладко. Об этом студенты слышат от своих старших товарищей и тех же ординаторов, когда приходят на занятия в клинику или на практику. Реальность, к сожалению, такова, что с молодыми врачами практически не занимаются. Они предоставлены сами себе, в то время как общеизвестно, что без наставничества в медицине никуда. Не только государство, но и сами врачи не особенно заинтересованы в преемственности поколений. Об этом говорят факты. Редкий случай, когда опытный врач охотно делится своими навыками с молодёжью. К сожалению, редкий выпускник клинической ординатуры может быть компетентным специалистом. И дело не в опыте. У него просто-напросто нет системы знаний и умений, на которую этот опыт нужно нанизывать в дальнейшей работе.

Помимо этого страховые компании не позволяют полноценно обследовать больных. То, чему ты учился в вузе, то, какие ты извлёк знания из самостоятельной работы с литературой, в госучреждениях здравоохранения не нужно: на это нет денег. Экономисты, конечно же, лучше врачей разбираются в этих вопросах; им виднее, какие обследования должны проходить люди с теми или иными заболеваниями. То, что в организме всё взаимосвязано – полная ерунда, ничто в сравнении с выводами экономистов. Болит сердце – его и лечим. А с сопутствующими заболеваниями, будь любезен, разбирайся по месту жительства после выписки. Койка должна приносить больнице деньги, в первую очередь. Если она сохранит и укрепит здоровье – очень хорошо, но совершенно не обязательно.

И ещё: врач – это своего рода воин. Причём он должен сражаться не только за жизнь пациента. Его обязанность – непрерывным трудом ратовать за показатели общественного здоровья не на бумаге, а на деле. Быть таким борцом практически невозможно в нашей реальности. Очень сложно исправить что-либо системно, повсеместно, когда на федеральном или региональном уровне на головы врачей зачастую сваливаются распоряжения, не подкреплённые ни материальным, ни человеческим ресурсами. А ведь эти директивы нужно беспрекословно выполнять. Да и администрация стационара или поликлиники подчас издаёт такие приказы, что многие из них не несут никакой смысловой нагрузки. Они являются невыполнимыми изначально. Путаница с медико-экономическими стандартами и клиническими рекомендациями бесконечна. Всё это в придачу к нищенской стипендии составляет «социальный пакет» клинической ординатуры.

Вместо послесловия

Из всего изложенного вытекает вопрос: кому продолжать своё обучение в ординатуре? Выходит, либо фанатам своего дела, готовым на всё ради овладения столь заветной профессией, либо тем, кому родители могут обеспечить безбедное существование в течение нескольких лет обучения.

Отток выпускников медвузов из профессии не должен вызывать удивлений. Это закономерный результат отношения государства к медицине. Государству нужны врачи? Весьма сомнительно. Ведь для плодотворного их труда не создаётся почти никаких условий. Результат этого отношения не заставит себя долго ждать. Пройдёт несколько десятилетий, и у нас, кроме как в городах-миллионерах, не будет врачей. Власть, при которой произойдёт катастрофа, вероятно, начнёт возрождать престиж медицины большими зарплатами и другими материальными благами. К сожалению, мотивировать наш народ по-другому очень сложно. Но это может повлечь за собой весьма опасные последствия – в медицину ринутся исключительно за деньгами, как сейчас все рвутся в менеджмент, экономику и юриспруденцию.

Прискорбно и стыдно. Воодушевлённые и окрылённые любовью к выбранной профессии, молодые люди вынуждены думать о заработке большую часть своего времени. Совершенно очевидно, что настала пора отойти от завета Николая Семашко: «Хорошего врача прокормит народ, а плохие нам не нужны». Такой подход приводит не только к дефициту кадров в медицине и науке, но и к возникновению коррупции в этих сферах. Вывод напрашивается сам собой: врачам нужно платить официально. И – много.

Дмитрий ВОЛОДАРСКИЙ,
корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru