Вы здесь

«Хирургическая» истина рождается в дискуссиях



В Новосибирске прошёл V съезд хирургов Сибири и Дальнего Востока

 

По оценке участников, этот форум был по-настоящему рабочим. Собравшиеся на съезде врачи и учёные – 620 человек против ожидавшихся 400 (!) – не только прослушали доклады по четырём тематикам (вопросы абдоминальной хирургии; вопросы грудной хирургии; колопроктология; гнойная хирургия), но что самое важное – имели возможность в живом общении с коллегами обсуждать, спорить, доказывать свою точку зрения по тем или иным подходам к организации работы службы и лечению хирургической патологии. Именно это – диалоги и дискуссии, в которых происходит обмен знаниями и опытом, – и есть основная цель подобных собраний специалистов.


Особенности региональной хирургии

– Традиция проведения окружных хирургических съездов ещё молода, но мы уже оценили её важность. В каждом из федеральных округов и даже в каждом из регионов, которые входят в этот округ, есть свои особенности в организации хирургической помощи населению. Всегда очень интересно посмотреть и оценить опыт разных субъектов РФ, – прокомментировал значение новосибирского съезда генеральный секретарь Российского общества хирургов профессор Андрей Фёдоров.

Региональные особенности организации оказания хирургической помощи зависят от целого ряда факторов, начиная от площади территории и качества автодорог, наличия медицинского университета как базы подготовки кадров и кадрового потенциала больниц, заканчивая материально-техническим уровнем лечебных учреждений. И на сегодняшний день есть разные модели организации работы хирургических служб. К примеру, модель Республики Саха (Якутия) – большая по площади территория с низкой плотностью населения, где принцип – всех экстренных хирургических больных забрать в крупные медицинские центры столичного города. Такая схема подразумевает серьёзные затраты на транспортировку, в том числе авиационным транспортом, но альтернативы ей нет: нет возможности да и нецелесообразно в каждом поселении строить участковую больницу и создавать хирургическое отделение.

Вторая модель – регионы центральной части России или, к примеру, Кемеровская область. Средняя по площади территория с высокой плотностью населения, где расположено несколько промышленных городов, которые вполне самодостаточны в плане здравоохранения. И работа хирургов по оказанию экстренной помощи в основном идёт на месте.

Наконец, третья модель – Новосибирская область. Большая территория, поделённая на 32 сельских района, в каждом из которых есть неплохо укомплектованная техникой и кадрами центральная районная больница. И есть областная клиническая больница с эффективно работающей службой плановой и экстренной консультативной помощи (по старинке – санавиация). Относительно неплохого качества внутриобластные автомобильные дороги позволяют врачам ОКБ при необходимости выехать на место, проконсультировать и прооперировать больного или эвакуировать его в областной центр. Перечень нозологических форм и состояний, при котором врач из района не просто может, а обязан позвонить в службу плановой и экстренной консультативной помощи областной больницы и поставить в известность коллег для принятия решения – лечить больного на месте или транспортировать в ГНОКБ – определён приказом Департамента (ныне министерства – авт.) здравоохранения Новосибирской области. Именно опыт Новосибирской области, по словам профессора А.Фёдорова, показался не просто интересным, но и возможным к тиражированию во многих других субъектах РФ со схожим территориально-административным устройством и географическими условиями.

Проблемы старые – подходы новые

В ходе работы съезда был рассмотрен широкий круг проблем современной хирургии: новые технологии в абдоминальной хирургии и трансплантации органов; эффективные подходы к хирургии органов грудной клетки; новые тенденции в колопроктологии; инфекционная хирургия, сепсис; вопросы торакальной и сердечнососудистой хирургии, в том числе эндоваскулярных вмешательств; актуальные проблемы хирургии печени и поджелудочной железы, эндоскопической и пластической хирургии; диагностика хирургических заболеваний; проблемы хирургии пищевода при раке и доброкачественных стенозиру-ющих заболеваниях. Коснулись участники форума также актуальной на сегодняшний день темы «Юридические и деонтологические аспекты работы хирурга».

– На пленарном заседании заслушаны сообщения, отражающие высокий уровень развития здравоохранения в субъектах Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, значение и эффективность применения инновационных технологий в хирургической службе этих регионов, – отметил генеральный секретарь РОХ. – Причём докладчики и участники не только говорили об актуальных проблемах диагностики и лечения хирургической патологии, но и о путях решения этих проблем, что отражено в резолюции съезда.

Так, говоря об оказании хирургической помощи пациентам с заболеваниями пищевода, трахеи и средостения, специалисты подчеркнули необходимость совершенствования методов оперативных вмешательств с использованием эндоскопических технологий. В лечении синдрома диабетической стопы ведущая роль сегодня отводится эндо-васкулярным вмешательствам, которые направлены на восстановление проходимости артерий и улучшение кровоснабжения нижних конечностей, в том числе её эндоваскулярную коррекцию. В лечении осложнённых форм хронического панкреатита наиболее эффективными по-прежнему остаются оперативные вмешательства, направленные на устранение вну-трипротоковой гипертензии.

Значительные результаты достигнуты российскими хирургами при лечении злокачественных и доброкачественных опухолей толстой кишки. Эндоскопические методики удаления опухолей позволяют добиться снижения травматичности вмешательств и улучшить качество жизни пациентов. В настоящее время лапароскопическая хирургия рака толстой кишки является альтернативой традиционным оперативным вмешательствам, обеспечивая хорошие ближайшие и отдалённые результаты с минимальным числом осложнений.

По-новому была представлена тема трансплантологии: использование трансплантационных технологий в практике сибирских хирургов при опухолевом поражении печени позволяет добиться увеличения продолжительности жизни пациентов. Ну а что касается собственно пересадки органов, участники V съезда хирургов Сибири и Дальнего Востока единодушны во мнении: перспективно и целесообразно создавать межобластные центры трансплантационной координации.

Правильным будет коллегиальное решение

Важным событием в рамках съезда стало совещание главных хирургов и председателей хирургических обществ регионов Сибири и Дальнего Востока, которое провёл президент Российского общества хирургов академик РАН Игорь Затевахин. Обсуждалась, в частности, разработка национальных клинических рекомендаций.

– Мы попытаемся объединить в эти рекомендации весь лучший опыт российской хирургии. Когда мы их примем, они будут обязательными для каждого хирурга, особенно для каждого члена РОХ. И если у хирурга возникнет проб лема – юридическая, административная, – но он с точностью выполнил национальные клинические рекомендации, РОХ вместе со своим экспертным советом готово защищать этого врача и перед администрацией лечебного учреждения, и в судебных инстанциях, – говорит профессор А.Фёдоров.

Поддерживая в принципе идею создания национальных клинических рекомендаций по хирургической помощи, главный хирург Новосибирской области заслуженный врач России Анатолий Юданов полагает, что они не могут быть унифицированы:

– Создавая единые клинические рекомендации, мы в них закладываем «идеальный» стандарт диагностического обследования больного, выполнить который – давайте будем откровенны – нередко возможно только в федеральном медицинском центре или областной больнице. А как это сделать в центральных районных больницах? Следовательно, надо принять стратегическое решение: либо мы формируем несколько вариантов клинических рекомендаций под каждый из уровней оказания хирургической помощи, либо формируем один стандарт (одну форму клинических рекомендаций), но говорим, что для больниц такого-то уровня этот стандарт обязателен в полном объёме, а для больниц другого уровня он обязателен в определённом наборе исследований или видов хирургических пособий.

По-другому нельзя, считает А.Юданов. Иначе ЦРБ начнут возить на «скорой» всех больных с хирургической патологией в областные больницы и федеральные клиники: ведь если только будут приняты унифицированные клинические рекомендации, контролирующие органы, начиная с Росздравнадзора, сразу же отправятся проверять выполнение этих нормативных документов и выявлять несоответствие их требованиям. «Мы сами себя загоним в такой угол, из которого потом выбраться не сможем», – высказывали опасения участники дискуссии.

Другие важные темы, которые вынес на обсуждение коллег академик И.Затевахин, – аттестация хирургов и организация непрерывного медицинского образования. Оба направления работы поручены Российскому обществу хирургов. Если раньше профессиональное сообщество просто исполняло соответствующие приказы Министерства здравоохранения РФ, то теперь ему дано право самому заниматься этими важнейшими вопросами, и необходимо этим правом воспользоваться максимально эффективно.

Следующий съезд хирургов Сибири и Дальнего Востока решено провести в 2016 г. в Иркутске. К тому времени в российском здравоохранении вообще и в хирургической службе в частности, можно не сомневаться, появятся новые темы для обсуждения и принятия стратегических решений.

Елена БУШ, соб. корр. «МГ».
Фото Валерия КЛАММА.
Новосибирск.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru