Вы здесь

Уроки управления

 
Новые современные форматы обучения

 

Высшая школа управления здравоохранением в Первом Московском государственном медицинском университете им. И.М. Сеченова еще год назад только отбирала лучших преподавателей, чтобы приступить к разработке новых, современных форматов обучения. Сегодня это солидное подразделение Первого меда закончили уже сотни специалистов.

Организаторов здравоохранения готовят в нашей стране и другие вузы. Но почему так получается, что назначенные главные врачи очень часто оказываются не готовыми к руководящей работе. Изменить положение дел может комплексная подготовка.Она должна начинаться со студенческой скамьи, идти в интернатуре, ординатуре, аспирантуре в медицинском вузе, продолжаясь на этапах дополнительного непрерывного медицинского образования.О квалификации специалистов, которым предстоит управлять российским здравоохранением, беседа корреспондента «МГ» Алексея Папыринас директором Высшей школы управления здравоохранением Первого меда, доктором медицинских наук, профессором, Заслуженным врачом Российской Федерации, Лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники, известным руководителем здравоохранения федерального и регионального уровней Русланом ХАЛЬФИНЫМ.
 

– Руслан Альбертович, извечный вопрос: кто должен управлять лечебными учреждениями: врач или менеджер?
 

- Я всегда придерживался мнения, что руководить здравоохранением должны врачи, получившие соответствующуюподготовку. Оно не изменилось, кстати, за последние годы. Даже я бы сказал, укрепилось.
 

В начале  90-х годов я в числе командысерьезных российских ученых был направлен в Германию для изучения обязательного медицинского страхования. Мы знакомились с работой немецких больниц и были поражены, что ими руководили люди без медицинского образования. В лучшем случае, они имели диплом МВА.
 

Нас, конечно, это заинтересовало. Иностранные коллеги пояснили, что врач тратит огромные усилия, деньги и время, чтобы состояться в профессии. И он никогда не променяет свою специализацию на должность управленца. Потому что быть доктором в Германии считаетсяболее финансово выгодным и престижным. А у нас в это время все было наоборот. Только врачи руководили больницами. 
 

Прошло 20 лет. На Западе и в России многое поменялось. В Германии теперьмногими больницами управляют энергичные врачи. И это считается оптимальным вариантом. Иначе слишком много конфликтов возникает между медиками и не медиками. Это тоже факт. В нашей стране, наоборот, часть больниц возглавили экономисты. Так что же предпочтительнее?
 

На мой взгляд, пора прекратить этот спор. Можно ввести специальность, как некоторые предлагают, «управленец здравоохранения», но все это не заменит базового образования. Помните, классик сказал: прежде чем чем-то руководить, это что-то нужно создать или организовать. Очевидно, что во главе медицинского учреждения должен стоять врач, которого следует грамотно и планомерно обучатьорганизации здравоохранения и общественному здоровью, юридическим вопросам, менеджменту,экономике и другим аспектам управления.
 

- Вы возглавляете Высшую школу управления здравоохранением. Что это за новое подразделение Первого меда? И почему оно создано?
 

- В университете им. И.М. Сеченова еще год назад существовало 7 кафедр организационного профиля. Ректор, член-корреспондент РАН Пётр Глыбочко решил объединить усилия пяти из них. По сути, был создан учебный центр для организаторов здравоохранения. Название его предложил сам ректор. Мы стали учить магистров, интернов, ординаторов, аспирантов, слушателей на всем образовательном пространстве (то есть по программам высшего профессионального и дополнительного образования). Здесь же задействованы серьезные программы переподготовки специалистов, которые читаются 500 с лишним часов. Конечно, организованы и сертификационные циклы,  втом числе и выездные. Сейчас завершается образовательный цикл в Чечне. Наши преподаватели проводят занятия в Калуге. Другие сотрудники недавно приехали из Ярославля, где обучали заместителей главных врачей по экономике. Еще немного о географии нашей деятельности – сейчас проходят занятия в московских группах, которые в несколько потоков обучаются в главном здании Высшей школы.
 

     На переподготовку и усовершенствование к нам направляют органы управления здравоохранением. А вот ординаторов и аспирантов мы отбираем самостоятельно и очень тщательно. Обязательно смотрим мотивацию, уровень подготовки будущих организаторов. Стараемся, чтобы занятия проходили интересно. Для этого помимо классических лекций, используются деловые игры, создаются всевозможныеквесты. То есть кроме экзамена, выпускники проходят тестирование, отрабатывают практические навыки с помощью деловой игры. К примеру, мы им даем параметры условной городской больницы и ставим перед ними задачу – написать за несколько недель программу ее модернизации. Потом проходит защита. Преподаватели «изображают» из себя представителей органов управления здравоохранением. Курсанты в качестве экспертов должны нам доказать, что подготовили стоящий проект, подкрепив свои слова конкретным медико-экономическим анализом и аргументами. В итоге получается интересная работа, которая обязательно пригодится организаторам в будущей карьере. Обратите внимание, на моем столе лежат работы с экспертными заключениями. Многие из них - очень интересные. 
 

– В одном из интервью вы сказали: «мы обучаем только тому, что хорошо умеем делать сами!». Кто они, преподаватели Высшей школы управления здравоохранением?
 

 - Это, действительно, так. Мы привлекаем для обучения людей состоявшихся. Когда человек, «оттрубивший» всю жизньпреподавателем, начинает рассказывать молодым ребятам, как им стать успешными менеджерами…. Это часто производит обратное впечатление. Согласитесь, что слова бывшего директора банка или заместителя министра здравоохранения все-таки более убедительно показывают, как работает система управления.
 

В Высшей школе управления здравоохранением трудятся организаторы здравоохранения, эпидемиологи, специалисты по медицинской профилактике, по доказательной медицине, экономисты, юристы, менеджеры, управленцы. Еще можно назвать специалистов посовременным ИТ в здравоохранении, социологов, есть даже доктор политических наук. Последний читает лекции, связанные с глобальным здравоохранением. В нашей команде трооесотрудников из Минздрава России и один из Минздрава Московской области. Две трети преподавателей школы являются профессорами и докторами наук, остальные – кандидаты.
 

      Для удобства слушателей часть лекций читаем дистанционно. Поэтому курсанты работают с Единым образовательным порталом Университета Я бы выразился так: наша команда –«интегративная». Она  может преподавать и организацию здравоохранения и общественное здоровье, и менеджмент, и медицинскую статистику.
 

      Наверное, определенным индикатором уровня является и тот факт, что совсем недавно по заданию Минздрава России мы проучили 235 заместителей главных врачей по экономическим вопросам из 5 территорий на специальных курсах. Все участвующие в проекте регионы остались довольны нашей работой.
 

– Как вы оцениваете качество медицинского образования в России? Разделяете точку зрения вице-мэра Москвы Леонида Печатникова, что оно упало «ниже плинтуса»?  
 

- Не угадали. Некоторые ругают нашу молодежь, в том числе и выпускников медицинских вузов, а я вот похвалю. Да, разные бывают студенты, в том числе, извините за выражение, откровенные балбесы. Но такие – исключение, а не правило. В качестве примера приведу  12 ординаторов, которые проходят обучение в нашей школе.
 

Да, мы готовим поштучно. Но все они хотят учиться, у них уникальные способности, двое из них кстати пришли к нам после окончания МГУ.Школа их трудоустраивает, поскольку уверена в уровне подготовки каждого из них.  Есть один принцип, который мы проповедуем, который трудно в нашей стране дается - это партнерство. Большинство преподавателей привыкли смотреть на студентов сверху вниз: я учитель – ты ученик. И от этих подходов очень трудно отойти. Когда все строится на другом посыле, что преподаватели, интерны, ординаторы, аспиранты являются партнерами, не всем это нравится. Но мы не отступаем от этого принципа. Стараемся работать одной командой  единомышленников. Это дает совсем другие результаты.
 

Маленькая деталь, но характерная. Буквально на днях к нам привезли новую компьютерную технику. Все ординаторы у нас прекрасно разбираются в ИТ. И они посчитали своей обязанностью прийти в субботу и в воскресеньеи безвозмездно помочь школе  установить оборудование.
 

– Как говорится в буклете, рассказывающем о Высшей школе управления здравоохранением, ВШУЗ является субрегиональной обучающей площадкой Всемирной организации здравоохранения. Расскажите немного об этом направлении работы…  
 

    - Да, у нас создана субрегиональная обучающая площадка для стран Центральной Азии и Восточной Европы. В прошлом году провели  первый Московский учебный курс для политиковздравоохаренения стран Центральной Азии и Восточной Европы. Среди 23 курсантов были представители9 стран (Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Армения, Казахстан, Белоруссия, Туркментистан, Россия и Молдова). Обучение вели как наши сотрудники, так и преподаватели, которых направила ВОЗ. Должен сказать, что практически половина преподавателей школы говорит и преподает на английском языке. Поэтому курс можно было прослушать как на русском, так и на английском языках. 10 декабря 2015 г. ВШУЗ получила статус Сотрудничающего центра ВОЗ по данному вопросу.
 

В 2016 г. на базе школы планируется проведение второго Московского учебного курса по профилактике неинфекционных заболеваний для стран Центральной Азии и Восточной Европы.
 

   - Эксперты Научно-исследовательского финансового института (НИФИ), подведомственного Минфину России, предлагают сократить программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Насколько реалистичными вам представляются такие рекомендации?
 

     - Я работал главным врачом еще в советские времена и руководил в годы рыночных реформ здравоохранением огромной территории. Этот вопрос нельзя назвать новым. Его поднимали и обсуждали все время, как Россия стала идти по рыночному пути развития. Но он всегда наталкивался на сопротивление общественности. Население не хочет платить за свое здоровье. И людей понять можно, учитывая уровень оплаты труда в нашей стране. С другой стороны, мы сталкиваемся с тем, что государство никак не проявит волю для решения этого вопроса. Поэтому даже обсудить его серьезно не получается.
 

    Для меня ответ на этот вопрос – однозначен. Я согласен с позицией Минфина. Как можно продолжать тянуть такую гигантскую программу государственных гарантий? Мы в ней, образно, обещаем, всем и все по мировым стандартам. Это утопично, учитывая, что наши финансовые возможности ограничены. Я был участником форума ОНФ.Все разговоры сводятся к тому, что государство должно выделить дополнительные деньги на здравоохранение. Плюс деньги, которые не рационально используются в самой системе.
 

Сегодня от руководителей регионального здравоохранения требуют сокращения коечного фонда. Но главные врачи не мотивированы заниматься столь многосложной проблемой. Все, что они сэкономят, по факту, их ЛПУ не достанется. В лучшем случае это перейдет в тариф, тогда они свои же сэкономленные деньги получат в виде платежа на следующий год. Кого мы обманываем?
 

Мы «запустили» в свое время прекрасный федеральный закон № 83. Он призван был расширить организационно-правовые формы и придать настоящую самостоятельность работе лечебных учреждений. Чтобы они стали ответственными исполнителями и владельцами заработанных средств. Но этот закон был выполнен формально. Буквально в течение недели больницы были«разбиты» на разные организационно-правовые формы. А дальше что? Вернулись прежние сметные подходы, раздача, а не зарабатывание средств. И последовало такое же бессмысленное требование – сократить расходы.
 

Все топчемся вокруг этого. А население неофициально продолжает платить в качестве софинансирования здравоохранения большие деньги. Многие понимают, что рано или поздно настанет время, когда придется все это упорядочить. Надо эти темы активнее и открыто обсуждать, в том числе в СМИ. Разработатькакую-то поэтапную концепцию, чтобы разумно вписаться в те деньги, которые есть в здравоохранении. Без этого шага, сделать медицинскую помощь качественной будет невозможно.
 

     - Как вы считаете организация здравоохранения – это наука или что-то из советского прошлого?
 

     - Организация здравоохранения и общественное здоровье – сложная наука, как это ни странно звучит для современных менеджеров. И обучать ей надо со студенческой скамьи, как я уже говорил, продолжая обучение этойтяжелой специализации в ординатуре и в системе непрерывного медицинского образования. Слава Богу, в новом образовательном стандарте 72 часа отведено обучению клинических ординаторов  нашей специальности. В прошлом году через нас прошли 450 чел. Часть из них приходили назанятия как на что-то второстепенное.В их планах стать большими хирургами, гинекологами, а здесь их заставляют учить основы охраны здоровья, статистики, общественного здоровья.Но негативное отношение менялось на очень заинтересованное, когда преподаватели рассказывали им об организации здравоохранения.Уверен, что у части из них мызаронили желание стать клиницистами-управленцами.
 

    - Руслан Альбертович, вы не так давно написали книгу «42 года в отрасли: записки заместителя Министра». Что подвигло вас сесть за письменный стол и поделиться с читателями своими воспоминаниями?

     - Сегодня я уже 46 лет в отрасли. Мое хобби – работа. Я всю жизнь трудился на разных медицинских должностях. Никогда не отказывался ни от какой работы, не взирая на то, означала ли она для меня повышение или понижение по служебной лестнице. Моя профессия познакомила меня с разными людьми, происходили и различные истории, связанные со здравоохранением. И вотчерез призму участника процесса развития российской медицины попытался оценить победы и неудачи тех лет. Не раз слышал от ординаторов и аспирантов, что ответы на ряд вопросов они нашли именно в этой книге.
 

   - Вы прошли все ступени карьерной лестницы в здравоохранении. Как вы считаете, какой этап был для вас самым трудным?
 

- Наверное, начало 90 –х годов. Когда советское здравоохранение стало исчезать на глазах. Я работал в то время главным врачом областной клинической психиатрической больницы и хорошо помню эти годы. Не было денег вообще, медицинскому персоналу не выплачивали зарплату по 2-3 месяца.Психически больных людей нечем было кормить. Как сейчас помню меню тогдашнего ужина: чай, леденец и коржик. Мы уже забываем об этом периоде. Главным врачам приходилось крутиться, чтобы всеми правдами и неправдами заработать деньги на заработную плату медицинскому персоналу, на питание больным, на лекарства. Ведь кроме аминазина ничего в больничной аптеке не осталось! Централизованные закупки прекратились. Даже вакцины перестали поставлять. В результате дети умирали от дифтерии,банальной управляемой инфекции.Вокруг бушевали какие-то митинги, ораторы призывали на баррикады.  А нам надо было работать. С тех пор я особенно не возлюбил крикунов, болтунов,говорильщиков, в том числе от лица медицинского сообщества. Надо работать, а не раскачивать лодку, в которой «плывем» мы все.

 

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru