Вы здесь

 Открытый здоровый диалог

Новые возможности международного сотрудничества РНИМУ им. Н.И.Пирогова

Для устойчивого развития отечественной медицины и здравоохранения просто необходимо международное сотрудничество. Знать современные тренды, перенимать передовой опыт, делиться собственными наработками – всё это помогает идти в ногу со временем и смело заглядывать в будущее. Особо важен такой диалог при подготовке медицинских кадров XXI века.

В Российском национальном исследовательском медицинском университете им. Н.И.Пирогова Минздрава России традиционо ставка делается на развитие и совершенствование международной деятельности.

         Россия и Северная Корея развивают совместные практики

С зарубежными коллегами единственный в нашей стране национальный исследовательский медицинский вуз взаимодействует на самом высоком уровне.

Министр здравоохранения Российской Федерации Михаил Мурашко и министр здравоохранения Корейской Народно-Демократической Республики Чон Му Рим подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве в сфере здравоохранения, медицинского образования и науки. Церемония подписания состоялась на днях в ходе государственного визита в КНДР Президента РФ Владимира Путина. Стороны договорились развивать взаимодействие в сферах профилактики заболеваний, формирования здорового образа жизни, подготовки и повышения квалификации медиков, регулирования обращения лекарств и медицинских изделий.

«Новый формат соглашения фактически является перезагрузкой ранее существовавшего документа, но уже с современными задачами и направлениями сотрудничества. Это касается борьбы с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, помощи матери и ребёнку, трансплантологии, ортопедии. Также речь идёт о вопросах сотрудничества в части поставок медицинской продукции», – пояснил министр здравоохранения РФ.

Надо подчеркнуть, что российские коллеги прежде уже посещали Северную Корею для обмена опытом. В свою очередь медицинские работники из КНДР приезжают на переподготовку в российские вузы и ведущие федеральные медицинские центры Минздрава России.

Так, в конце апреля 2024 г. делегация Министерства здравоохранения КНДР во главе с Чон Му Римом посетила РНИМУ им. Н.И.Пирогова. Тогда в ходе двустороннего диалога стороны обсудили воможности совместной деятельности. В рамках прёма делегация побывала в Центре доклинических трансляционных исследований им. Э.М.Когана РНИМУ. Члены делегации были впечталены современностью и высоким уровнем технического и технологического оснащения этого центра.

              В погоне за количеством не потерять в качестве

Совсем недавно проректор по международной деятельности РНИМУ им. Н.И.Пирогова, кандидат медицинских наук, доцент Надежда Былова приняля участие в прошедшей в Самаре межрегиональной научно-практической конференции, посвящённой развитию международной деятельности вузов. Н.Былова выступила модератором «круглого стола» на тему: «Набор иностранных граждан на обучение в российские университеты: лучшие региональные практики» и представила доклад «Набор иностранных граждан на обучение в российские университеты – как в погоне за количеством не потерять качество».

Надежда Александровна пояснила, что в работе с иностранными студентами возникает множество сложностей, начиная от формальных критериев приёма и заканчивая трудностями с оформлением. Она особо отметила, что решение проблем, которые существуют сегодня в различных вузах, должно идти согласованно, институтам и университетам надлежит координировать усилия в этой области. Только так можно преодолеть сложности и укрепить репутацию России как страны, в которой иностранным студентам комфортно учиться.

По итогам «круглого стола» были составлены рекомендации как для Министерства науки и высшего образования РФ, так и для вузов, в которых обучаются иностранные студенты.

В мероприятии принимали участие представители Совета Федерации, Министерства иностранных дел РФ, Российской академии образования, а также более 600 представителей университетов и научных организаций из 78 субъектов РФ, Киргизии, Таджикистана и других стран.

                        Второй Мед – в списке вузов,  рекомендованных для обучения студентов из Шри-Ланки

Положительный опыт РНИМУ им. Н.И.Пирогова рассматривался и на другой встрече. Не так давно от Второго меда Н.Былова участвовала в состоявшемся в Курске первом заседании Российско-Ланкийской университетской ассоциации медицинских и смежных наук.

Проректор пояснила, что в Шри-Ланке существует сложная система аккредитации студентов, которые получили медицинское образование в других странах. Поэтому молодым врачам важно учиться в иностранном вузе, рекомендованном местным медицинским советом. РНИМУ им. Н.И.Пирогова входит в число таковых.

Чтобы облегчить совместную работу, вузы России, которые сотрудничают со Шри-Ланкой, создали ассоциацию. Она была образована в 2023 г. по инициативе и при поддержке министра здравоохранения РФ М.Мурашко и министра здравоохранения Шри-Ланки Кехелии Рамбуквеллы. Основной целью ассоциации является развитие международного сотрудничества в области учебно-методической, научно-исследовательской и медицинской деятельности.

По мнению Надежды Александровны, работа этой организации позволит более эффективно готовить иностранных студентов в России. В частности, поможет решить вопрос с подготовкой к будущей аккредитации.

                       Новые вьетнамские перспективы           

Как отметила Н.Былова, во Вьетнаме, куда ездили сотрудники РНИМУ им. Н.И.Пирогова, уже прошло несколько образовательных выставок.

«Мы встречались с представителями министерств образования и здравоохранения Вьетнама, встречались с вузовскими работниками, где реализуются медицинские программы. Сейчас договоры находятся в состоянии согласования. Планируем начать с обменов на период летней практики, чтобы ребята из Вьетнама приезжали к нам, а наши направлялись в вузы этой страны, – подчеркнула Надежда Александровна. – Проблемой, безусловно, будет язык. Пациентов, говорящих на английском языке, ни во Вьетнаме, ни в России практически нет, поэтому нам надо будет предусмотреть возможность подготовки студентов, которые по этим программам поедут. Наших – к вьетнамскому языку, вьетнамских – к русскому языку».

В РНИМУ им. Н.И.Пирогова обучается достаточно много вьетнамцев. И  тут выявилась несколько необычная закономерность – ребята из Вьетнама учатся практически на всех программах. А ведь это является большой редкостью, потому что на таких научных направлениях как медицинская биофизика, биохимия, кибернетика и т.д. достаточно редко учатся иностранцы. А вот вьетнамцы охотно и успешно учатся.

«Вьетнамские обучающиеся демонстрируют наибольшую мотивацию и одни из самых лучших успехов, – продолжает Надежда Александровна. – Совершенно недавно была защита кандидатской диссертации вьетнамским гражданином по направлению пульмонология. Отзывы великолепные, на вопросы отвечал потрясающе. Объём проделанной работы – гигантский. Его научный труд поможет развитию не только российского, но и вьетнамского здравоохранения».

Это окрыляет, открывает новые перспективы международного плодотворного взаимодействия РНИМУ им. Н.И.Пирогова и Вьетнама.

«Нам хочется сотрудничать и на уровне вузов, и на уровне образовательных программ, и на уровне программ двух дипломов. Кстати, нами накоплен подобный значительный опыт сотрудничества с другими странами. В большинстве своём вьетнамские ребята возвращаются к себе на родину. То есть у них это чаще всего государственные программы, государственный заказ на получение того или иного уровня образования в РФ с обязательным возвратом и реализацией полученных в России знаний в собственной стране. Мы очень рады этому. Ведь студенты, получившие у нас серьёзную подготовку, прочные знания, компетенции, по возвращении во Вьетнам демонстрируют это на родине. Поэтому на нас лежит огромный груз отвественности за достойную подготовку вьетнамских специалистов. Это лицо нашей страны, лицо нашего университета. Хочу подчеркнуть, что вьетнамские студенты в целом очень трудолюбивы и жаждут познания нового. Их обучение ведётся на русском языке, который у них в качестве иностранного. То есть параллельно в университете они ещё изучают русский язык. Также они могут участвовать во всех наших внеучебных мероприятиях. Это и театральная студия, и танцевальная, и музыкальная. А ведь это тоже адаптация, погружение в русский язык, речевую среду».

Кстати, и российские студенты, в свою очередь, могут научиться новому во Вьетнаме, лично познакомиться с национальной системой оказания медицинской помощи.

«По нашему опыту, всегда можно чему-то научиться в зарубежной стране, познать новое. Это интересно – познакомиться изнутри с системами здравоохранения и образования другой страны. Возможно, подсмотреть и перенять что-то стоящее. Кроме того, Вьетнам – это страна, имеющая эндемичные болезни, с которыми мы не сталкиваемся в России. Мы можем лишь рассказать о них, дать теоретические знания. Также имеются и национальные особенности, связанные  с генетическими проявлениями заболеваний и, соответственно, со спецификой их  лечения. Там, на месте, наши обучающиеся в  реальной жизни способны увидеть, как, допустим, традиционный рекомендованный препарат не действует, и надо подбирать и назначать альтернативные схемы лечения. Это важный врачебный, важный клинический опыт».

Действительно, благодаря возможности обучения во Вьетнаме российские врачи больше узнают о системах медицинского образования за рубежом, получают возможность сравнивать их с отечественной, анализировать сходства и различия, делать собственные выводы, совершенствоваться.

«Системы обучения у нас и во Вьетнаме похожи, очень схожие подходы, программы. Что касается особенностей, нюансов, безусловно, в каждой стране они имеются. В ряде стран зачастую отсутствует поликлиническое звено здравоохранения, реальной амбулаторной помощи практически нет. Пациент может обратиться только в приёмное отделение больницы. Во Вьетнаме же нет каких-то ярких различий. Здесь всё очень близко, знакомо, понятно нам. Вьетнамские коллеги с удовольствием приезжают на программу повышения квалификации, и потом, на родине, им есть на чём реализовывать полученные знания: похожее оборудование, аналогичные подходы к срокам госпитализации, койко-дню, оформлению документов и т.д. Да, иной язык, но тем не менее опыт, полученный даже в ходе краткосрочного обучения, является полезным, поэтому я думаю, мы не увидим больших проблем в сотрудничестве с коллегами», – уверена Н.Былова.

Звучит оптимистично. Хочется верить, что не за горами то время, когда программы обучения будут реализованы практически.

«Мы очень надеемся, что уже к 1 сентября, то есть к началу следующего 2024/2025 учебного года, договор между нашими сторонами будет подписан. По опыту могу предположить, что первоначально обучающихся будет не так много. Как правило, в рамках договора по обмену, из зарубежных вузов обычно приезжают 10-15 человек, столько же они принимают в ответ. Например, из Белоруссии приезжают 30-40, из других стран – примерно 15 человек. Но это лишь начало. Открытый диалог продолжается», – заключила проректор.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru