17 января 2025
На смену ISO и JCI приходят российские системы менеджмента
Экспертный совет по качеству медицинской деятельности Комитета Государственной Думы по охране здоровья и Технический комитет по стандартизации «Системы менеджмента» Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии провели совместное заседание, которое было приурочено ко Всемирному дню безопасности пациентов. Основная обсуждаемая тема - внедрение в медицинских организациях Российской Федерации отечественных стандартов и систем менеджмента качества (СМК).
О том, насколько эта тема важна, говорит тот факт, что в обсуждении приняли участие все стороны процесса организации и оказания медицинской помощи: депутаты Госдумы, представители Минздрава России, региональных министерств здравоохранения, Росздравнадзора, медицинских вузов, ведущих медицинских организаций страны.
Разберёмся в терминах
Про обеспечение безопасности и качества медицинской помощи говорится так часто и так много, что пора от слов переходить к делу. Правда, для начала неплохо бы определиться с терминологией, а также установить единые правила игры, а именно, стандартизировать медицинскую деятельность на всех её этапах и обязать лечебные учреждения следовать этим стандартам.
Как оказалось, в главном федеральном «медицинском» законе страны № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» теме организации, а также контроля качества и безопасности медицинской деятельности посвящены сразу несколько статей. В то же время в законодательстве в принципе отсутствует какое-либо определение понятия «безопасность» применительно к здравоохранению. Устанавливать стандарты в этих условиях - задача нерешаемая. По мнению организаторов встречи, столь парадоксальная ситуация должна быть исправлена.
Что касается трактовки понятия «безопасность», на которую ориентируются создатели международных стандартов менеджмента качества, она подразумевает такую структуру деятельности в здравоохранении, которая минимизирует вероятность ошибок при оказании медицинской помощи, снижает риски и степень причинения предотвратимого вреда пациенту.
Помнится, внедрение международной системы менеджмента качества ISO 9001 началось в России двадцать лет назад, было - впрочем, как и сегодня - исключительно делом добровольным и шло весьма медленно. Далеко не все руководители лечебных учреждений были готовы заняться решением столь непростой задачи - стать настоящим лидером, формировать в своих коллективах приверженность к высокому качеству организации и исполнения всех до единого рабочих процессов.
Одним из первых и успешных организаторов здравоохранения в этом смысле был главный врач Иркутского областного диагностического центра Игорь Ушаков. Несколько лет, пока другие главврачи не увлеклись внедрением СМК, Иркутский диагностический центр заметно выделялся на общем фоне лечебных учреждений не только региона, но и страны. Здесь было необычным всё, начиная с безупречной организации работы и её высокого качества до уважительного и дружелюбного отношения к пациенту. Последнее проявлялось и в манере общения персонала с пациентами, и дизайне помещений, и в особой, нетипичной для российского здравоохранения «вышколенности» медрегистраторов. Учиться к Игорю Ушакову менеджменту качества и качеству менеджмента ехали коллеги со всей страны.
Даёшь своё!
Поначалу каждый случай, когда российская больница получала сертификат международной системы качества, было событием для отрасли. Затем эффект новизны пропал, но необходимость внедрить отраслевые стандарты качества и безопасности по-прежнему высока. При этом в данный момент истории нашей страны не просто хотелось бы, а необходимо оказалось перейти с международных к отечественным системам менеджмента качества. Так сказать, провести импортозамещение и в данном разделе тоже. Именно так выразился председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Бадма Башанкаев.
- Сегодняшнее мероприятие должно быть результативным. Время настало. Мы должны обеспечить нашим пациентам гарантии качества медицинской помощи. От нас ушли иностранные партнёры, системы менеджмента качества которых раньше считались образцовыми - ISO, JCI и другие. У нас есть свои системы качества, на которые мы можем опираться, чтобы обеспечить нашим людям медицинскую помощь одинакового уровня на всей территории России. Мы с 2016-го года говорим о качестве медицины, поэтому нынешняя встреча не должна закончиться просто очередной галочкой и пресс-релизом. Нужны результаты, - призвал коллег Бадма Башанкаев.
В свою очередь руководитель Росздравнадзора Алла Самойлова считает, что говорить об отсутствии качества при оказании медицинской помощи в России и недостаточности его контроля было бы в корне неверно.
- Самый главный показатель того, что качество в здравоохранении всё-таки есть, и оно с каждым днём улучшается - это удовлетворённость населения результатами медицинской помощи. Ожидания пациентов всё больше приближаются к тому, чего они хотят получать от системы здравоохранения, - констатировала А. Самойлова.
В то же время руководитель Росздравнадзора напомнила: в полномочия данного органа входит контроль исполнения медицинскими организациями лицензионных требований. А следование собственно какой-либо системе менеджмента качества пока не является лицензионным требованием. Оно может быть предметом лишь внутреннего контроля качества в учреждении здравоохранения.
Сложно, но нужно
Не пора ли перейти вот добровольного следования СМК к обязательному? Вопрос, который среди прочих поставили участники заседания.
Заместитель генерального директора Национального института качества Росздравнадзора Олег Швабский отметил: система здравоохранения - наиболее опасная и трудная для внедрения единых подходов отрасль. Проще оказалось внедрить СМК в автопроизводстве, авиации, атомной промышленности, и гораздо сложнее в здравоохранении. Тем не менее, все страны прошли тот путь, который проходит сейчас Российская Федерация.
- Все страны имеют стандарты по организации медицинской деятельности, при этом все национальные стандарты не похожи друг на друга. Разная структура системы здравоохранения, разное финансирование, разный менталитет заставляет нас разрабатывать именно российские единые требования к качеству медицинской помощи, - сообщил О. Швабский.
Первым делом в 2016 году появились Практические рекомендации Росздравнадзора по организации внутреннего контроля и управления качеством и безопасностью медицинской деятельности в стационаре, поликлинике, лаборатории. Методология прошла апробацию и ещё в 2020 году, по словам О. Швабского, страна была готова к тому, чтобы поднять статус практических рекомендаций до уровня приказа, исполнение которого стало бы частью лицензионных требований для медицинских организаций.
- Многие профильные специалисты сказали, что в разработанной нами системе менеджмента качества им не хватает некоторых нюансов. Поэтому наша система развивается. Мы готовы совершенствовать её и дальше, но хотелось бы, чтобы профильные специалисты в этой работе тоже активно участвовали, а не ждали от Росздравнадзора и Минздрава уже готовых требований. Например, благодаря такому сотрудничеству появились практические рекомендации по менеджменту качества для диагностических центров, службы скорой помощи, станций переливания крови, - обратился к аудитории представитель Национального института качества.
Быть другом пациенту
- Система менеджмента качества в медицине - это правила хорошего тона. По сути, СМК есть отражение интеллигентности и порядочности медицинских работников любого уровня, включая руководителя, - считает директор НИКИ педиатрии им. Ю.Е. Вельтищева доктор медицинских наук Дмитрий Морозов.
Главный детский хирург Минздрава России убеждён в том, что главный критерий качества медицинской помощи - удовлетворённость населения. Сами работники отрасли могут контролировать качество манипуляций и процедур, но дневник, в котором ставят оценку медицине, находится у пациента.
Научно-исследовательский институт Вельтищева 10 лет назад прошёл сертификацию по СМК. Но до сих пор работает над повышением качества своей работы во всех её направлениях, от хирургии и науки до создания комфортной среды для пациентов: помещение для хранения чемоданов и сумок иногородними пациентами; комната, где мама может покормить малыша грудью; туалеты в зоне доступа, учитывая очень большой поток посетителей; помещения для совершения молитв; создание собственной службы питания и многое другое. Каждый ремонт в клинике теперь - продуманное стратегическое решение, а не ремонт ради ремонта. Всё это оказалось чрезвычайно важно и было высоко оценено пациентами.
- Мы чётко следуем стратегии создания дружественной среды для пациентов. Сегодня у нас нет людей, сидящих в приёмном покое часами, потому что приёмное отделение начинает работать в половине седьмого утра. Больше внимания стало уделяться маломобильным пациентам. Мы восстановили медицинские боксы, что даёт возможность оказывать помощь инфекционным больным. Установили аппараты для формирования электронной очереди. Организовали службу психологической помощи и отдельное направление - реабилитация мамочек, которые имеют тяжелобольных детей, - перечислил Дмитрий Морозов.
Главное условие реализации всех этих проектов, по словам директора института Вельтищева – наличие команды, которая соединена нитями взаимной ответственности за принимаемые решения. Задача лидера -сформировать такую команду.
Потребность в лидерах
Президент АО «Медицина» академик РАН Григорий Ройтберг высказал своё мнение о том, как оценивать качество в медицине и насколько важна система менеджмента качества.
Вообще, по мнению эксперта, какие бы ни принимали замечательные законы, как бы хорошо ни работали органы власти, если нет лидеров, которые хотят что-то изменить, задача не будет решена. В то же время академик не согласен с тем, что оценка пациента является основной при определении качества в медицине, Удовлетворенность пациента - лишь один из многих компонентов качества. Равно как показатель летальности не является критерием качества, если сравниваются лечебные учреждения разных уровней. Один стационар принимает самых тяжёлых хирургических больных, а другой «специализируется» на аппендэктомии, разумеется, летальность у них будет разная.
Как резонно заметил Григорий Ройтберг, когда говорят, что эта больница хорошая, а эта плохая – на чём основаны утверждения? Когда высказывают мнение, что один хирург хороший, а второй плохой – как это определяется? Только наличие и использование целого набора формализованных показателей качества и безопасности, возможность сравнивать результаты позволяет оценить деятельность медицинской организации.
Клиника, которую возглавляет академик Ройтберг, уже более 15-ти лет соответствует высшим стандартам качества оказания медицинской помощи, что многократно подтверждено JCI.
- Целостная же картина уровня качества той или иной организации невозможна без единой цифровой шкалы оценки и независимого контролирующего института. Национальные практические рекомендации в своём нынешнем виде полностью удовлетворяют требованиям, необходимым для улучшения качества оказания помощи. Однако их формальное наличие без мотивации для руководителей ЛПУ не изменит ситуацию. Важно создавать преференции для тех организаций, которые эти стандарты внедряют, а это возможно лишь при заинтересованности и воле государства, - подытожил Г.Ройтберг.
Внедрение СМК у нас в стране должно идти активнее. С этим никто не спорит. Григорий Ройтберг признался, что участвует в подобных совещаниях с 2011 года, а прогресса пока нет. Между тем, в Соединенных Штатах Америки сегодня 80% медицинских организаций имеют JCI- аккредитацию. Значит, у них есть в этом заинтересованность.
- Если мы не сформируем мотивацию у руководителей медицинских организаций и коллективов, если не будет чётких планов, если не будут обозначены в цифрах желаемые результаты, то благая мысль о качестве так и останется лишь мыслью, - считает эксперт.
Елена БУШ,
обозреватель «МГ»
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru