Вы здесь

Игорь МАРИНКИН: Приоритет один – пациент

В 2008 г. для Новосибирского государственного медицинского университета начался новый этап развития. Именно развития, так как до этого в течение нескольких лет вуз находился в глубоком моральном, экономическом и репутационном кризисе.

Победив на выборах, новый ректор НГМУ – заведующий кафедрой акушерства и гинекологии, доктор медицинских наук, профессор Игорь Маринкин – предложил свою программу модернизации университета на 5-летие. Спустя 4 года, ректор и его команда рассказывают о выполнении взятого курса.

«Бакалейная лавка» закрыта

Университет изменился очень сильно, и это видно даже внешне. Теперь можно безошибочно найти вход в главный корпус НГМУ без риска попасть в ювелирный магазин, ночной клуб, ресторан, шиномонтажную или в салон дамских шляпок. «Когда я принял это хозяйство, выяснилось, что все крыши всех корпусов были дырявые», – смущенно улыбается Игорь Олегович. А главный корпус, как бакалейная лавка, был завешан вывесками арендаторов, никак не связанных со здравоохранением и образованием. Сегодня в этом корпусе нет посторонних, только сам университет, столовая для студентов и медицинский консультативный центр, где работают преподаватели и сотрудники медицинского университета. Ну а все крыши благодаря помощи Минздравсоцразвития России починили сразу же. В плачевном, мягко говоря, состоянии были студенческие общежития, количество которых при прежнем руководстве сократилось ровно в 2 раза. Из-за этого вуз серьезно рисковал не пройти очередную процедуру лицензирования и аккредитации в 2009 г. Оперативно, за год, в общежитиях был проведен ремонт. До идеала, конеч но, еще далеко, но теперь там жить можно по-человечески, есть свет и вода, новая сантехника, новые окна. Всех чужих, кто занимал места в общежитии «по звонку», не имея отношения к НГМУ, с большими проблемами удалось выселить.

Недоучки – не наш профиль

Одна из самых серьезных проблем, с которой предстояло справиться новой команде управленцев НГМУ, – восстановить утраченную репутацию университета. Как признается сам ректор, «очень хотелось переломить общественное мнение, будто в университете всё коррумпировано и поэтому поступить сюда честно, на основании хороших знаний, и сдавать экзамены честно, а не за деньги, невозможно. А раз все вопросы можно решить за деньги или «по звонку», то в учебе можно и не напрягаться». В первый год работы нового руководства НГМУ к государственной аттестации не было допущено 26 студентов лечебного факультета 6-го курса, имеющих академическую задолженность. Это был нонсенс и прецедент в России, но и медицинский университет, и здравоохранение это пережило.

В то же время ректорат НГМУ сосредоточился на обновлении учебной базы. Чтобы студенты получали знания и навыки высокого уровня, нужно было создать для этого соответствующие условия. Что же сделано?

Прежде всего, изменилась бюджетная политика вуза: в 2011 г. в модернизацию образовательного процесса вложено 50,5 млн руб., в то время как в 2008 г. – всего 15,5 млн. Приобретено учебной литературы за 3 последних года на сумму более 17 млн руб., и сегодня библиотечный фонд университета полностью соответствует нормативам и потребностям вуза. За 2 последних года оснащены современным демонстрационным оборудованием 70 учебных аудиторий и все лекционные залы университета, приобретено оснащение для учебного симуляционного центра – фантомы, муляжи, симуляторы – на сумму почти 70 млн руб. Основную часть средств на модернизацию образовательного процесса университет получил от Минздравсоцразвития России.

Как всё это используется? Все будущие педиатры отрабатывают реанимацию новорожденных на специальном интерактивном тренаже ре. Задача – довести навык до автоматизма, до стопроцентной безукоризненности исполнения, практикуясь на тренажере, а не на пациенте. Одно из последних приобретений – симулятор для эндоскопической хирургии. Смысл тот же: оборудование позволяет смоделировать разные хирургические ситуации – внематочная беременность, аппендицит, холецистит, – при лечении которых применяется лапароскопический доступ.

Интерны и клинические ординаторы всех специальностей в обязательном порядке отрабатывают в симуляционном центре навыки сердечно-легочной реанимации. Потом – обязательный зачет для всех без исключения. Есть ли результаты? Бесспорно. В 2009 г. , когда это правило ввели, из 22 клинических ординаторов второго года обучения по профилю «анестезиология-реанимация» с первого захода за чет на современном интерактивном манекене не сдал ни один. «Сего дня ситуация иная. Могу твердо сказать, что интерны и клинические ординаторы, которые обучаются сегодня в НГМУ, получают практическую подготовку на порядок выше, чем 4 года назад», – утверждает Игорь Маринкин.

На возросший уровень теоретический подготовки выпускников Новосибирского медуниверситета указали в 2011 г. и члены государственной аттестационной комиссии. Впервые за всю историю вуза дипломы выпускникам-отличникам лечебного факультета в 2011 г. вручали губернатор Новосибирской области В.Юрченко и министр здравоохранения области О.Кравченко. В 2012 г. НГМУ даже участвует в конкурсе на премию правительства Новосибирской области за создание «уникальной системы подготовки кадров для практического здравоохранения с использованием симуляционных технологий».

Устраняя балласт
 
Следующий шаг на пути повышения качества подготовки врачей – оптимизация самой структуры университета. Количество кафедр и курсов в университете к 2008 г. перевалило сотню. И благо бы, каждая из них являлась уникальной, так нет: на лечебном, педиатрическом и стоматологическом факультетах открывались кафедры одного и того же профиля. Были кафедры со штатным составом 1,0, 1,25 и 1,75 ставки преподавателя. Кроме того, что такая огромная структура затрудняла контроль качества образовательного процесса и руководство вузом, так это еще и сказывалось на уровне оплаты труда сотрудников. Чем больше балласт, тем ниже зарплата.

В итоге было решено ликвидировать курсы, упразднить 4 кафедры и реорганизовать путем слияния еще 11. Сегодня в НГМУ 79 кафедр. За 4 года средняя зарплата профессорско-преподавательского состава вуза выросла на 30% и составила в 2011 г. 34,8 тыс. руб.

Задаю собеседнику вопрос: «Вы один из немногих ректоров, кто имеет большой клинический опыт. Вам это сегодня помогает или мешает в работе?» Ответ профессора Маринкина таков:

– Конечно, помогает: я точно представляю себе, что должен знать и уметь выпуск ник медуниверситета, и на что мне как ректору обратить внимание в организации образовательного процесса. Всегда считал и считаю: рек тором медицинского вуза должен быть человек, который сам состоялся как врач.

До избрания на пост ректора акушер-гинеколог Игорь Маринкин в год родоразрешал до 150 беременных женщин и выполнял более 300 гинекологических операций. Сейчас ввиду занятости делает лишь 150-180 операций ежегодно, в основном это интересные и сложные клинические случаи, и отказываться от практики не собирается. Более того, на всех руководящих должностях в вузе сегодня профессора, которые являются практикующими врачами.

Произошли изменения и в кадровом составе деканатов. Может ли быть, к примеру, деканом стоматологического факультета заведующий кафедрой физики, не являющийся стоматологом и ничего не знающий о новых тенденциях в мировой стоматологии? По мнению Игоря Маринкина, нет. Но именно так и было прежде, и не только на стоматологическом факультете. Не потому ли так много нареканий на качество подготовки стоматологов?

На данный момент 50% сотрудников клинических кафедр НГМУ совмещают работу в вузе с врачебной деятельностью. 13 главных врачей ЛПУ Новосибирска являются пре подавателями клинических кафедр университета. 52 профессора и преподавателя – главные специалисты Сибирского федерального округа, Новосибирской области и Новосибирска.
 
Умники и умницы

– Едва ли не самое главное, что мы за 4 года сделали, – это развили олимпиадное движение, – гордится ректор. «Звездочки» среди студентов, как называет их Маринкин, лучше всего высвечиваются именно на предметных интеллектуальных состязаниях. Начинали с проведения внутривузовских, затем региональных, а нынче НГМУ проводит и принимает участие во всероссийских и международных олимпиадах.

С этого учебного года в НГМУ начали целенаправленно растить «элиту» – будущих врачей-исследователей, научных работников и преподавателей. На каждом профильном факультете после 3-го курса формируется одна группа отличников, талантливых студентов, которым «тесно в рамках образовательного стандарта». Эти ребята занимаются по углубленным про граммам, осваивают практику научных исследований на базе НИИ Сибирского отделения РАМН, на кафедрах университета.

Вообще научной работе как направлению деятельности уни-верситета профессор Маринкин отводит особое место, и не просто потому, что вуз должен поддерживать университетский статус:

– Готовить современного врача в отрыве от современной медицинской науки немыслимо. А для Новосибирского медуниверситета это вообще нонсенс, мы ведь находимся в регионе трех академий, две из которых – РАМН и РАН – прежде всегда пополняли свои кадры из числа выпускников медицинского вуза. Поэтому интеграция научной деятельности вуза и академических НИИ для обеих сторон очень важна.

О том, что взят курс на активизацию исследовательской деятельности, в НГМУ говорит следующее: в 2008 г. сотрудниками вуза опубликовано 28 монографий и статей в научных журналах, а в 2011 г. вышла 231 публикация, восстановлена работа 6 диссертационных советов. Организованы и работают 8 научно-образовательных центров, участниками которых выступают НГМУ, академические НИИ СО РАМН и СО РАН, НИИ Минздравсоцразвития России.

– Мы намерены вернуться в научной работе к принципам, которые были заложены в 50-е годы прошлого столетия ректором Ново сибирского медицинского института Г.Залесским. Вуз определяет несколько приоритетных научных направлений, и в рамках каждого из них комплексируют свои исследования разные кафедры, а также научные институты. Главная задача, которая поставлена перед всеми кафедрами, – развивать научные исследования по направлениям, востребованным практическим здравоохранением, а не просто заниматься фрагментарными исследованиями исключительно для защиты диссертаций, – конкретизирует ректор НГМУ.

Дружба народов

Прежде считалось: студент в первую очередь должен учиться, а чем он занимается внеаудиторно – его проблемы. Теперь не так. В 2008 г. в университете появилось новое подразделение – Департамент воспитательной работы.

– Деонтологическое воспитание в подготовке врача должно занимать не меньшее место, чем профессиональные знания и умения, это мое убеждение, – признается Игорь Маринкин. – Можно быть хорошим диагностом, блестяще разбираться в специальности, многое уметь делать руками, но если ты не способен общаться с коллегами, с пациентами и их родственниками, если у тебя проблемы с нравственностью, ты дискредитируешь профессию и не сможешь стать хорошим врачом.

Вопросам медицинской этики и деонтологии здесь теперь уделяется много внимания. Проходят научные конференции и «круглые столы» на эту тему. Установлено взаимодействие с Обществом православных врачей и Новосибирской епархией Русской православной церкви. Простые понятия и общечеловеческие ценности, вдвойне важные в профессии врача, – что такое сострадание, терпимость, духовность – в изложении священнослужителей, в том числе выпускников этого же вуза, звучат очень убедительно, а студенты, к удивлению скептиков, слушают это с большим интересом.

Второй проблемой по части воспитания был так называемый национальный вопрос, особенно в общежитиях. По большому счету, все инциденты на этой почве случались от того, что ребятам просто нечем было заняться. Ректорат выделил средства, помог с обустройством помещений, покупкой костюмов и техники. Теперь творческая и общественная жизнь в НГМУ наполнена содержанием: возрождены традиции студенческого клуба, работают вокальная, танцевальная, театральная студии, фотоклуб, ВИА, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?», студенческое телевидение, воссоздан музей истории НГМУ. И в главном корпусе, и в общежитиях университета нашлось место для репетиций и концертов.

Ребята из разных республик – тувинцы, казахи, монголы – провели дни национальной культуры со всеми атрибутами: игры, спортивные соревнования, показ национальной одежды, приготовление плова на всё общежитие. После этого вопрос межнациональных отношений и про чих пороков молодости решился сам собой. А нужно было, говорит ректор, совсем немногое: просто отнестись к студентам по-отечески.

Елена БУШ, соб. корр. «МГ».
Новосибирск.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru