Вы здесь

Скажи мне, что ты ешь..

Исповедующие строжайшую диету рискуют не меньше пренебрегающих ею

 

   Год назад в моём загородном посёлке, очевидно не выдержав конкуренции, закрылся обыкновенный продовольственный магазин. Зато появилcя «необыкновенный» - торгуюший специально разработанными продуктами для особо озабоченных сохранением здоровья, спортивной фигуры и моложавости жителей с тугим кошельком, составляющих большинство населения округи. А вслед за ним открылась психо-гастрологическая консультация, заточенная под ту же публику. Углядев потенциальных клиентов, частнопрактикующий врач не преминул предложить им профессиональное обслуживание.

 

   Думается, этот эпизод — а он здесь не единственный такого рода  — иллюстрирует сложившиеся сегодня у многих американцев, мягко говоря, сложные отношения с едой. Конечно, в дискуссиях и обследованиях на эту тему превалируют такие сюжеты, как идущая с переменным успехом всенародная борьба с перееданием в сетях дешёвого общепита, мегапорции сверхкалорийных блюд в ресторанах и зашкаливающие уровни сахарного диабета при замерах среди контрольных групп населения.
 

   Вместе с тем в последнее время утвердилась своеобразная субкультура, пронизанная стремлением во что бы то ни стало достичь и оставаться на пике физической формы за счёт соблюдения сверхстрогой диеты и придирчивости в еде. В первую очередь восприимчивой к ней оказались, разумеется, более зажиточные слои, способные позволить себе соответствующие расходы. Трёхлитровый жбан какой-то особо очищающей организм ионизированной смеси из выжимки экзотических растений в упомянутом магазине может стоить до 100 долларов.
 

   Тенденцию взялась успешно подпитывать — невольный каламбур — пищевая индустрия, где развилась целая подотрасль, выпускающая так называемую «супер-еду», с годовым оборотом, достигшим 130 млрд долл. Само собой, не отстаёт и гламурная пресса. Появилось, например, уже четыре журнала, посвящённых исключительно т.н. безглютеновой диете, то есть полному отказу от употребления продуктов, содержащих клейковину, - а это все основные зерновые злаки - в течение всей жизни.     
           

   Уверовав в укрепление подобным образом тела и духа, немало вполне зрелых и поживших людей начинают резко менять гастрономические привычки в сторону, предписываемую бесчисленными гуру в области питания и здорового образа жизни. Многие столь усердствуют в этом, что исключают из потребления до половины основных категорий продуктов, входящих в традиционную пищевую пирамиду. В ряде случаев такая приверженность и постоянный беспощадный контроль за своим рационом становятся сродни навязчивому состоянию. Вплоть до того, что, проглотив случайно кусок чего-то, объявленного намедни вредным, приверженец «нового слова» в науке о питании чуть ли не впадает в шок.
 

   Возникающее на этой почве нервное расстройство ещё в 1997 году было названо орторексией по аналогии с anorexia nervosa. Недавно проведённое исследование подтвердило, что orthorexia nervosa представляет собой «патологическое пристрастие к безукоризненной биологической правильности пищи с точки зрения питательности и способа приготовления.» Один из соавторов исследования Томас Данн, психолог из университета Колорадо, объясняет, что подобно тому как за анорексией стоит боязнь набрать лишние калории и вес, орторексия зиждется на страхе отойти от единственно правильного питания и, так сказать, сбиться с избранной тропы здоровья.
 

   - Разница в том, что первая фобия фокусируется на количественной, а вторая — на качественной стороне дела, - говорит он. - Знаменатель же у той, и другой один — добровольно взваливаемые на себя драконовские диеты чреваты недостатком важных питательных веществ как в смысле их объёма, так и разнообразия.
 

   Во втором случае жёсткая диета также способна воспрепятствовать усвоению организмом витаминов и минералов, которые человек поглощает исключительно с зеленью. Результатом может стать повышенная хрупкость костей, гормональные изменения и нарушения сердечной деятельности, не говоря уже о непреходящей психологической встревоженности. Иными словами, эффект, противоположный ожидаемому.
 

   - Всей нашей культурой мы нацелены на обеспечение своего здоровья здесь и сейчас. И это правильно, - комментирует Сандра Кронберг из Национальной ассоциации по изучению питания. - Проблема в том, что люди определённого склада доводят это стремление до крайности. Они буквально агонизируют, выбирая рацион, в ущерб общению вынуждены избегать многих социальных ситуаций, связанных с застольем, и, сверх всего, культивируют в себе ложные представления о магическом эффекте, которые могут дать те или иные услужливо предлагамые чудо-продукты.
 

   Дженнифер Гаудиани, замдиректора Центра по изучению нарушений пищеварения в Денвере, свидетельствует, что туда обращаются пациенты, представления которых о еде сводятся только к чёрному и белому:
 

 - Некоторые теряются и больше не знают, что им следует есть вообще, - говорит она. -  Они рассматривают чуть ли не любую пищу как потенциальный источник ущерба для здоровья. Для подавляющего большинства людей правильный образ питания сводится всего лишь к соблюдению баланса. Иногда вы посещаете вечеринку, а там подают жареный картофель с мясом. Нет никаких сомнений, что ваш организм безусловно справится с ним и вы переживёте это блюдо. Как говорили древние, умеренность и избегание крайностей должны быть золотым правилом ко всём. В том числе и в питании.
 

   Может быть, то же самое внушает своим озабоченным клиентам и врач, открывший практику в моём посёлке. А таким, как я, пока приходится ехать пару лишних миль, чтобы купить буханку нормального глютенового хлеба...
 

 

Том ЗАЙЦЕВ,

журналист.

Нью-Йорк.

 

 

 

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru