Вы здесь

Обрести значимость


О месте доктора в социальной иерархии

 

«А твой район какой врач обслуживает?» - нередко можно услышать в любой поликлинике. И никого слова эти не задевают. А между тем глагол «обслуживать» подходит более для характеристики деятельности работников столовых или парикмахерских (ни в коей мере не хочу обидеть представителей этих нужных профессий), но никак не людей (что бы кто ни говорил), ответственных за здоровье всех и каждого.

Степень и, если можно так выразиться, качество этой ответственности особые. И дают право характеризовать врачевание (по крайней мере в России) иным словом - служение. Словом, которое многие почему-то намертво связывают с дурным пафосом, театральной преувеличенностью, показушным профессиональным чванством. Особенно в свете нынешних абсурдных реалий рутинного лекарского труда. Унизительная зарплата, ужасающая масса служебных бумаг необходимость делать много чего помимо исполнения непосредственных должностных обязанностей… А нужно - так и работать сверхурочно, выручать руководство.

А с руководством отношения сплошь и рядом - сложные. Начальству нужна максимальная отдача здесь и сейчас, врачам -условия для осмысленной, а не лихорадочной деятельности, полноценная возможность прокормить семью, совершенствование в своей специальности и перспектива. Работа в режиме бесконечного «латания дыр» выматывает, опустошает, отвращает. Формируется то, что психологи называют профессиональным выгоранием. Отношения в коллективе, понятное дело, портятся, приобретают, мягко говоря, нездоровый характер. И вспоминают порой врачи школьную классику: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Свидетелями всего вышеописанного становятся, конечно, и люди, к медицинскому сообществу никоим образом не принадлежащие. И в их глазах среднестатистический российский врач – это загнанный, постоянно нуждающийся человек с нескладной судьбой, обречённый на тяжкий труд за гроши и нищую старость. И как к такому человеку можно отнестись? В лучшем случае с сочувствием, в худшем – с пренебрежением. Увы, лучшими случаями наша жизнь не изобилует. И потому в российском общественном сознании врачу отводится место, прямо говоря, незавидное и жалкое (за исключением разве что фигур из ряда вон выходящих, знаковых, «штучных»). И, соответственно, вера в потенциальные возможности такого малоубедительно воспринимаемого эскулапа весьма эфемерна.

«Да вы только поглядите на него! Кому он, бедолага, помочь может?..» Примерно так следует резюмировать общую тональность отношения наших сограждан к каждому второму нашему коллеге. Справедливо ли это? С сожалением приходится констатировать, что сплошь и рядом – да. И вина самого врача в том, как правило, минимальна. Жизнь такая… Почти все силы тратятся на решение главной задачи – выживания. А все усилия в иных направлениях – потом. Без достижения основного они автоматически теряют всякую актуальность: никому в противном случае никакие успехи и победы не понадобятся…

Всем давным-давно понятно, что положение вещей нужно в корне менять. Все, от кого это многие годы зависело и зависит, много и убедительно говорят, ссылаются на запланированные показатели, называют сроки реализации. Все, от кого это не зависит и зависеть, судя по всему, не будет, тяжко вздыхают, горько улыбаются, долго прикидывают, как дотянуть до получки. И дело тут не только в отодвигании врачебной ставки от прожиточного минимума (сколько уж лет этим разговорам!), а в формировании образа (и, разумеется, реального житейского облика) доктора, вызывающего доверие, уважение и, если хотите, преклонение. Конечно, сие невозможно без изменения системы финансового вознаграждения за труд медика, но немаловажно и создание механизмов утверждения принципиально другого значения фигуры врача в нашем теперешнем социуме.

Не утопичны ли подобные пожелания? Думаю, что нет. Красноречивым примером тому – наши военные (слова «служение» и «служба» – родственные). Вспомните, как воспринимались они оторопевшими от переделок обывателями в лихие девяностые. С ядовитой насмешкой, упорной неприязнью, а то и огульной ненавистью… Могло ли такое отношение не отражаться на моральном настрое, прежде всего офицеров? Двух мнений тут быть не может. А потому страдали и люди, и дело… И только слепой не увидит, как радикально изменилась ситуация в нынешнем столетии. Не хочу пускать всех под одну гребёнку, но нынче обычный российский офицер – это уверенный в своём профессиональном завтра, сравнительно обеспеченный, обладающий определённым социальным статусом человек, способный вызвать зависть у многих из тех же самых обывателей. Так что ничего невозможного нет…

Если сказать вкратце, государство обязано позиционировать в сегодняшнем обществе людей, охраняющих здоровье соответственно общественной значимости тех задач, которые они решают. Это во благо – и самому государству, и обществу, и охранителям здоровья человека. Как это сделать? Вопрос, на который полноценно с ходу не ответишь. Книгами да фильмами о врачах? Да. Газетными статьями и телепередачами? Конечно. Встречами в организациях и на предприятиях? Почему бы и нет?.. Весь арсенал возможных средств в рамках статьи не уместить. Однако все они останутся безрезультатными, если не будет в этой работе планомерности, последовательности, неубывающей воли. Если не сведётся она (как это у нас частенько и происходит) к кампанейщине с последующим умерщвлением, захоронением и забвением. Если все ощутят, что так теперь будет всегда. Что врач – это не составляющая обслуживающего персонала, а часть вооружённых представлением о собственном предназначении сил, дислоцированных между жизнью и смертью и защищающих собой первое от второго.

Сергей ПОПОВ,
профессор кафедры
инструментальных
методов диагностики
Института дополнительного
профессионального образования
Воронежской государственной
медицинской академии
им. Н.Н.Бурденко,
доктор медицинских наук,
победитель Всероссийского
конкурса «Лучший врач» – 2008
в номинации
«Лучший врач-исследователь».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru