Вы здесь

Революция только начинается, и она будет мировой

 

Так считают приверженцы телемедицины в США

 

   Продолжающийся бум в информационных технологиях и телекоммуникациях влечёт не менее эпохальные перемены в здравоохранении, обещая решительно трансформировать его в уже обозримом будущем. Сколь ни наслышан об этом, нужно было оказаться среди тех, кто готовит, осуществляет и регулирует эти перемены, чтобы осознать их неотвратимость и грандиозность.

   Такая возможность представилась во время годового собрания Американской ассоциации телемедицины (АТА), прошедшего в Лос-Анджелесе. Учреждённая в 1993 г., ассоциация фактически является ровесником интернета. Нельзя не отдать должное прозорливости её основателей, углядевших в нём и сопряжённых с ним инновациях мощнейший инструмент преобразования индустрии здравоохранения в глобальном масштабе.

 

ЗАХВАТЫВАЮЩАЯ ИДЕЯ
 

   Впрочем, у идеи оказывать медицинские услуги на расстоянии через технические средства более долгая история. Американский журнал Radio News, например, высказывал её ещё в 1924 г. - за 10 лет до появления телевидения. Фантазия начала принимать реальные очертания в 1960-х гг., когда врачи аэрокосмического агентства NASA стали с помощью телекамер отслеживать состояние астронавтов на орбите. С тех пор мобильность, сиюминутность и вездесущность медицинского наблюдения и помощи рассматривались как завтрашний день здравоохранения.
 

   Появившиеся затем телевидение с высоким разрешением, видеотелефония, беспроводной и скоростной интернет, смартфон и планшетные компьютеры пока не привели к ожидаемому безраздельному торжеству телемедицины. Мировое здравоохранение по-прежнему покоится большей частью на непосредственном общении врачей с пациентами. Энтузиасты, однако, уверены, что ждать осталось всего ничего. Именно таким был лейтмотив выступлений на форуме в Лос-Анджелесе.
 

   Признаюсь, услышать целиком удалось лишь малую толику из них, с другими же пришлось знакомиться по выжимкам, транслируемым в онлайн-режиме. Рассчитывать на большее было невозможно - за четыре дня участники сделали около 500 презентаций! А их в этом году съехалось более 5 тысяч не только из США, но и из дюжины других стран.    
 

   Показательным был и представляемый ими спектр видов деятельности.          Разумеется, во всех ипостасях присутствовало врачебное сообщество ― от частнопрактикующих клиницистов и консультантов до операторов гигантских больничных сетей и их ассоциаций. Посещение форума также вошло в рабочий календарь множества научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений, фармацевтических и телекоммуникационных компаний, страховых, финансовых и юридических фирм, разработчиков, производителей и продавцов медицинского оборудования, бесчисленных прикладных программ и устройств. Что не менее важно, из года в год всё большее участие в работе АТА принимают администрации отдельных городов, штатов и федеральных ведомств, начиная с министерства обороны.
 

   Растущее внимание к телемедицине со стороны властей всех уровней вполне объяснимо. Её развитие обещает невиданно расширить охват населения оперативной медицинской помощью, повысить качество диагностики и лечения при меньшем количестве врачей и обеспечить огромную экономию времени и средств, сняв изрядную часть проблем, характерных для здравоохранения не только в США.
 

   Представим хотя бы избавление от очередей у врачебных кабинетов и от самой необходимости записываться и приезжать на приём для жителей районов, удалённых от медицинских центров. Или снижение затрат на персонал и документооборот, когда пациент не выходя из дома делает рекомендуемые измерения своего состояния, отсылает их электронной почтой в лечебное учреждение, с которым у него заключён договор, где их без промедления оценивают и выводят по ним заключение специалисты. Или виртуальное обследование-консультацию с их участием по видеосвязи.      
 

   Всё весомее и такой фактор, как растущая доля в населении большинства развитых стран пожилых людей с присущими им хроническими заболеваниями. На их лечение, обслуживание и частую повторную госпитализацию уже приходится свыше половины издержек в сфере здравоохранения, что не может не оказывать давления на национальные бюджеты.
 

ТРИЕДИНАЯ ЗАДАЧА

 

   В Лос-Анджелесе обсуждались первоочередные задачи, которые нужно решить, чтобы телемедицина прочнее вошла в обыденность. При всём многообразии новоизбранный президент АТА Рид Таксон свёл их к трём одинаково важным темам. Он признал необходимым внести благоприятствующие ей изменения в законодательстве и системе оплаты - и то, и другое привязаны к традиционной модели предоставления медицинских услуг. Во-вторых, найти пути и способы, которые гарантировали бы соблюдение врачебной тайны и конфиденциальности информации о пациенте. В-третьих, гармонизировать стандарты передачи, хранения и доступа к ней. 
 

В США, являющихся крупнейшим в мире рынком услуг телемедицины, как лицензирование врачебной деятельности, так и надзор за нею осуществляют власти отдельных штатов. Причём юрисдикция в каждом случае зависит от места жительства пациента, а не врача. Поэтому врач должен проходить регистрацию и получать разрешение на предоставление услуг во всех штатах, где у него есть клиенты. При этом его деятельность должна отвечать требованиям, которые, по словам Таксона, сложны, запутаны и часто противоречат друг другу.
 

   Более того, только в 21 штате из 50 местные власти признают, что предоставляемые таким образом врачебные услуги следует оплачивать по тем же ставкам, что и обычные. Разнобой в отношении к телемедицине имеет место и на федеральном уровне. Введя целиком электронную систему учёта состояния здоровья бывших военнослужащих, ведомство по делам ветеранов спонсирует дистанционное предоставление им свыше 300 тыс. врачебных консультаций в год независимо от болезни или жалобы. Однако федеральные программы Medicare и Medicaid, ведающие медицинской помощью за счёт субсидий из общественных фондов, покрывают такого рода услуги своим подопечным лишь выборочно и с большими изъятиями и ограничениями.  
 

   В то же время в частном секторе работодатели и страховые компании всё чаще и охотнее берут на себя оплату услуг телемедицины. К этому побуждает набирающая здесь силу тенденция к вознаграждению труда занимающихся ею врачей за оказание услуг в комплексе, а не за каждую в отдельности.
 

   - Пользователь как бы оформляет подписку на их пакет в течение определённого срока. Это открывает путь для удешевления врачебной помощи на удалении, - говорит Таксон. - Дальнейшее же развитие технических средств сделает её ещё доступнее и дешевле для пациентов.
 

   В послании Конгрессу от 2011 г. президент Б.Обама призвал в течение пяти лет дать каждому американцу возможность пользоваться цифровой инфраструктурой, которая сигнализировала бы об отклонениях в его здоровье и обеспечивала виртуальную медпомощь в реальном времени. Собственно, с технической точки зрения полдела уже сделано. Практически в любом крупном торговом центре при желании можно пройти полное сканирование своего тела с помощью томографа. А зайдя в аптеку, не только самому измерить артериальное давление и пульс, но и узнать о состоянии лёгких и уровне холестерина в крови. Беременным с нормальным развитием и положением плода совсем необязательно ехать куда-то для родов — имея дома стандартное видеоборудование, можно вызвать для наблюдения за ними и виртуального ассистирования профессиональных акушеров. Столь же реальна самостоятельная запись и передача из дома электрокардиограммы, а прослушать сердце пациента наблюдающий кардиолог может хоть за тысячу километров с тем же успехом, как через ручной стетоскоп. Практикой становится даже проведение аналогичным образом удалённой эндоскопии.  
 

   В области телемедицины в США уже действуют более 200 сетей разного масштаба — от локальных до общенациональных -  с тысячами подключённых к ней сайтов и специально оборудованных мобильных комплексов. Её услугами так или иначе пользуются несколько десятков миллионов американцев. При всех подвижках в технологии, однако, ни одно медицинское учреждение не располагает информацией о своих клиентах в полном объёме.
 

- Это предполагает централизацию, а наша система здравоохранения всегда отличалась фрагментарностью, - объясняет Таксон. - Помимо страховой компании, часть информации о пациенте хранится в досье семейного врача, другая — у того или иного специалиста, третья - в больницах, где он побывал. Понятно, что только он сам волен предоставлять её тем и в том объёме, которые считает нужным. Технологии телемедицины помогут расширить безопасный доступ к ней для его же блага.
 

КАЧЕСТВЕННЫЙ СКАЧОК
 

   Предугадывая потребности рынка, ведущие компьютерные фирмы, включая Microsoft, разработали платформы для хранения персональной медицинской информации на протяжении жизни пациента. Они позволяют третьей стороне загружать данные, касающиеся его состояния, без возможности открывать и обновлять другие файлы или, наоборот, делать это с его ведома. 
 

   Ожидается, что со временем сбор, пополнение и обработка всего массива данных о здоровье граждан будут делаться только в цифровом формате. Туда войдут все сделанные человеку прививки, посещения им специалистов, их диагнозы и предписания, направления к другим врачам, выписанные ему рецепты, результаты анализов, рентгеновские снимки, отчеты о хирургических вмешательствах, дозировки и графики приёма лекарств.
 

   Признаётся, впрочем, что нужно ещё много сделать, чтобы унифицировать программы электронного врачебного учёта, большинство из которых используют стандарты, принадлежащие частым разработчикам. Без этого пользователям трудно и даже небезопасно обмениваться информацией. Например, выглядящие одинаково буквенные кодировки в разных системах могут относиться к разным лекарственным средствам.
 

   - Не дай бог, если на это не обратят внимания при приёме больного в госпитале и введут ему препарат, на который у него аллергия, - предостерег один из выступавших на ассамблее. - Поэтому многие в нашей среде осторожно выжидают, когда будет введены единые стандарты.
 

   Но остающиеся риски не затмевают перспективы, которую сулит сочетание телемедицины с достоверной и исчерпывающе полной картиной о состоянии здоровья пациента. Более того, ряд новых биосенсорных устройств выводят возможный объём доступной к передаче в реальном времени медицинской информации за пределы воображения.
 

   Больной диабетом может сообщать врачу об уровне глюкозы в крови с помощью простого прокола специальной иголкой. О пульсе, содержании кислорода, красных кровяных телец и кислотности тканей в любое время сигнализирует приборчик, который носят в кармане как авторучку. В распоряжении больных, подверженных приостановке дыхания во сне (апноэ) есть компактная система — в неё входит только датчик на пальце и приёмо-передающее устройство в виде наручных часов с микрофоном и инфракрасной камерой.
 

   На подходе технологии, при которых сенсоры будут имплантировать в сам организм человека с тем, чтобы они отслеживали все жизненно важные функции. К примеру, кардиостимуляторы последних моделей уже способны замерять данные, которые не могут быть получены извне, такие как электрическая активность сердца, и немедленно сигнализировать об аномалиях, призывая врачей к оперативному вмешательству. Речь, словом, идёт о качественном скачке к превентивной медицине с помощью  телемедицинских технологий. Впрочем, в данном случае то и другое, можно сказать, синонимы.
 

Том ЗАЙЦЕВ,

соб.корр. «МГ».

Лос- Анджелес.

 

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru