Вы здесь

Академик Любовь КОЛЕСНИКОВА: Каждый наш шаг должен быть подчинён интересам детства


Грядущие 2018–2027 гг. в соответствии с Указом Президента РФ Владимира Путина объявлены Десятилетием детства. Какие грани государственной политики ждут своего совершенствования в интересах подрастающего поколения? Об этом по просьбе корреспондента «МГ» рассуждает научный руководитель Научного центра проблем здоровья семьи и репродукции человека (Иркутск) академик РАН Любовь Колесникова.

– Любовь Ильинична, здоровье взрослого населения закладывается в детском возрасте, это часто звучащая аксиома. Вот только на практике...


– Если мы хотим видеть здоровую нацию, – а мы к этому стремимся, – то нам надо во многом пересмотреть свои подходы к давней проблеме. Демографы бьют тревогу. Как отмечают специалисты, в первом полугодии мы столкнулись с обвальным падением рождаемости. Число новорождённых в России будет сокращаться минимум до 2030 г.

В стране создано немало федеральных и местных центров, занятых здоровьем женщин. Это отлично. Плохо иное. Призывы к персонализации, о которой так много говорят в последнее время, не затрагивают ребёнка, юное поколение. А между тем тяжёлой ситуации здесь не изменить, если мы не обеспечим правильно выстроенное учебное пространство в каждом классе, если не добьёмся индивидуальной траектории обучения каждого мальчика и девочки. Если, наконец, серьёзно не займёмся утверждением не на словах, а на деле триады: семья – школа – ребёнок. Кстати сказать, речь идёт о простых условиях, не требующих особых денежных вливаний. Они предполагают организованность, ответственность гинекологов, педиатров, педагогов, психологов, биологов, генетиков, их тесное взаимодействие...

Нельзя мириться с тем, что только пятый российский первоклашка, переступающий школьный порог, относительно здоров. К концу обучения показатель сокращается почти в 10 раз – здоровых выпускников мы находим лишь 2,5%. Единицы!.. К 15-17 годам до 70% старшеклассников страдают хроническими заболеваниями. Это крайне тревожная тенденция. Лишь половина из подростков способны выполнить возрастные нормативы физической подготовки. У многих обнаруживаются хронические патологии: нарушения сердечнососудистой и костно-мышечной систем, органов дыхания, нервной системы и психической сферы, расстройства зрения. Нередки случаи язвенной болезни, сколиоза. Сказываются постоянный рост учебной нагрузки, стрессовые ситуации в связи с подготовкой к ЕГЭ. Мальчики болеют чаще. Но к окончанию школы их подружки перегоняют одноклассников по распространённости функциональных отклонений и хронических болезней.

– Тридцать лет в Иркутске работает Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека. Какие практические рекомендации вы готовы предложить для включения в будущую программу действий Десятилетия детства?..

– Такие предложения есть. Они основаны на многолетних исследованиях, в орбиту которых были вовлечены десятки тысяч мальчишек и девчонок – как дошколят, так и младших и старших учащихся школ. За 30 лет существования нашего центра возле Байкала возникла солидная научная школа. Она поддержана шестью правительственными грантами. Для Сибири и Дальнего Востока мы подготовили 50 докторов наук. К нам едут учиться из Благовещенска, Улан-Уде, Читы...

Говорю о необходимости тщательно пересмотреть каждое звено в цепочке: семья – школа – ребёнок. Мы не начинаем с чистого листа. И мировая, и отечественная педагогика накопила немалый опыт. Но сегодня другие условия, которые нельзя не учитывать. В условиях стремительного нарастания объёмов информации встаёт вопрос о динамичном обновлении теории и практики обучения и воспитания детей с тем, чтобы качественно обеспечить здоровье, образование и успешное развитие каждого – каждого! – нашего ребёнка. Задача многоплановая, затрагивающая грани учёбы, детского отдыха, постоянную работу с родителями. Мне кажется, что любой наш шаг должен быть подчинён интересам детства.

И здесь снова встаёт вопрос о нашем профессионализме. Приходится повторять. Педиатром может стать далеко не каждый. Умение сопереживать – это особый талант. Поэтому с юным абитуриентом медвуза должен побеседовать психолог: обладает ли он тем ресурсом доброты, предрасположенности к ребёнку, которые потребует его профессия? Иначе, оту чившись 6 лет в институте, он запоздало поймёт, что учился зря. Ошибся в выборе будущего занятия... Ведь он должен уметь общаться. И не только с ребёнком – с его мамой, бабушкой... А это непростая наука. Педиатр – штучная профессия. Многие из тех, кто с гордостью надел белый халат, быстро выгорают. Не научены любить ребёнка. Назрела необходимость провести ревизию уровня детских поликлиник, больниц, их оснащение современной техникой. А главное – кадрами. Надо бы подумать о самочувствии самого врача, режиме его труда, о его разгрузке... Есть же на предприятиях комнаты отдыха. Но кто слышал о производственной гимнастике для врачей?..

Как и всякий доктор, педиатр занимается лечением больного. За профилактику ему не платят. Плата – по законченному случаю. Мы по инерции трубим об успехах профилактики. Но не секрет, что за последние годы посещаемость центров здоровья сократилась в два раза...

Специального разговора требует ситуация с патронажными сёстрами: острейшая проблема, решать которую надо на государственном уровне.

Особая тема – правильно выстроенное обучающее пространство в классе. Убеждена: надо говорить об индивидуальной траектории обучения. Многие учителя, к сожалению, плохо представляют, что это такое. Учёт физиологических особенностей детей, обеспечение строго индивидуального подхода к каждому из них… А речь идёт всего-навсего о том, к примеру, как посадить школьника за парту, кого в каком ряду, в каком месте... Чтобы он лучше видел, слышал, не отвлекался. А сколько проблем порой создаёт авторитарное поведение учителя!..

Предстоит критически оценить существующую подготовку школьных психологов, школьных врачей, нацелить их не столько на лечение, сколько на предупреждение возникающих недугов у ребятни, тех же стрессов, связанных с трудностями адаптации первоклассников.

Грамотно сопровождать по жизни ребёнка можно лишь тесно взаимодействуя с его семьёй. Это своя, непростая наука. Многое определяет домашняя обстановка, как подготовлен ребёнок к особенностям учебной деятельности – принципиально новым для него по форме и содержанию отношениям с другими детьми и взрослыми. И здесь опять же необходима наша наступательная позиция.

Опыт, накопленный учёными Иркутска, позволил выстроить концепцию сберегающего здоровье информационного пространства, создать принципиально новые эффективные, проверенные практикой технологии охраны здоровья школьников: и слабо успевающих, с нарушениями поведения, и особо одарённых. Они нацелены на предупреждение переутомления детей, гиподинамии, гипокинеза, нарушений зрения и опорно-двигательной системы...

– Как получилось, что девушка из Белоруссии стала научной звёздочкой Сибири?

– Да, моя родина – тихий город Паричи в Белоруссии. Хотя детство прошло на знаменитой реке Березине, где, как известно, была разгромлена наполеоновская армия. Плавать я, к сожалению, так и не научилась. До сих пор жалею об этом. После школы, прослышав о Новосибирском наукограде, отправилась в Сибирь. Окончив с отличием Новосибирский государственный медицинский институт, по распределению попала в здешний Институт клинической и экспериментальной медицины. А дальше – «гранитные ступеньки» науки: защита докторской диссертации, звание профессора, а позднее – члена-корреспондента и академика РАН... Так была оценена моя верность выбранному делу. Практически вся жизнь посвящена изучению физиологии и патологии детского растущего организма, разработке прогноза развития ребёнка и методов возможного управления его здоровьем. Этой теме посвящено множество статей в отечественной и зарубежной прессе, научные монографии, учебные пособия, патенты.

Благодарю судьбу за встречу со своим наставником – академиком РАН Влаилем Казначеевым. Под его руководством были созданы Сибирское отделение Российской академии медицинских наук и Институт клинической и экспериментальной медицины. Этот институт стал моей альма-матер. Двадцать два года я была директором Научного центра медицинской экологии (позднее переименован в Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека СО РАМН) в Иркутске. Освободившись от административных забот директора, не расстаюсь с любимым делом, продолжаю оставаться научным руководителем центра, воспитывать молодёжь.

– Я могу сказать, что вы счастливый человек по жизни?

– Да, это действительно так. Ведь это счастье – заниматься делом, которое ты любишь. У меня отличная семья. Это отец, прошедший Великую Отечественную войну на Западном и Японском фронтах. Уже полвека мы вместе с академиком С.Колесниковым, сыгравшим огромную роль в моём становлении как исследователя и организатора науки. Дочь Марина пошла по стопам родителей, она врач, кандидат медицинских наук.

– Что цените в своём окружении?

– Профессионализм. Стремление человека пополнять багаж знаний. В нашей клинике собрались влюблённые в свою профессию. Те, кто посвятил свою жизнь детству. Здесь нет хмурых. Здесь больше улыбчивых... Поэтому, обращаясь к читателям «МГ», к коллегам, хочу пожелать не потерять интереса к профессии, всегда быть в окружении молодёжи, которой хочется учиться.

– Кто для вас пример жизненного поведения?

– Януш Корчак – польский педагог, писатель, врач. Он отказался спасти свою жизнь, бросить обречённых на гибель детей, которых фашисты отправляли в концлагерь Треблинка. Вместе с детьми вошёл в газовую камеру. Его 10 принципов воспитания детей стоит знать каждому. Напомню лишь первый: «Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой».

– Девиз по жизни?..

– Готова повторять слова поэта: «Светить – и никаких гвоздей!..»

Беседу вёл
Михаил ГЛУХОВСКИЙ,
корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru