Вы здесь

Позиция профсоюза. Нужна коррекция!

Председатель Профсоюза работников здравоохранения РФ Анатолий Домников о проблемах в вопросах оценки труда медицинских работников, о работе Профсоюза по их разрешению, об инициативах Президента РФ в этой сфере и о путях их реализации, утвержденных Правительством страны.

   - Повышение уровня материальной оценки труда медицинских работников постоянно находится в центре внимания Профсоюза работников здравоохранения РФ. Рост размеров заработной платы медицинских работников; формирование действенной системы гарантий по оплате их труда; расширение категорий работников, получающих специальные социальные выплаты - таков далеко не полный перечень самых существенных проблем, в решении которых мы принимали участие в последнее время.

Считаю принципиально важным отметить, что указанные цели нашей работы в этом направлении определены совместно с Минздравом России, а практическая их реализация обеспечивается, начиная с 2023 года, в рамках Профсоюзного проекта, утвержденного президиумом Профсоюза и поддержанного Минздравом России. Учитывая тот факт, что пилотный проект по утверждению единых требований к системам оплаты труда медицинских работников отложен Правительством страны до 2025 года, основной вектор нашей деятельности ориентирован на работу по совершенствованию региональных систем оплаты труда в субъектах РФ.

   Именно поэтому инициативы Президента страны В. Путина, высказанные 14 февраля 2024 года на Форуме будущих технологий «Современные медицинские технологии. Вызовы завтрашнего дня – опережая время», определившие вектор движения в здравоохранении в этой части на ближайший период, были всецело поддержаны, как Профсоюзом, так и всей медицинской общественностью.

    Все мы с нетерпением ожидали нормативного обеспечения реализации этих инициатив, которые нашли отражение в Постановлении Правительства РФ от 20.03.2024 № 343.

   Сразу оговорюсь, отношение мое, наших специалистов, к этому документу неоднозначное.

   Позволю себе начать со второго блока вопросов, отраженных в Постановлении Правительства РФ - это вопросы структуры заработной платы.

    Отметив, что медицинские работники заинтересованы, конечно, в том, чтобы основная часть зарплаты - оклад- был повышен, Президент заявил, что «..с 1 апреля регионы должны повысить до 50 процентов окладную часть их заработной платы». Причем, это касается всех медицинских работников.

    Оценивая важность формирования на высоком уровне гарантированной части своей заработной платы, медицинские работники, конечно же, ожидали, что реализация этой инициативы Президента страны должна привести также и к росту уровня оплаты труда в целом.

    К сожалению, механизм, предложенный Правительством страны, это не предполагает, что вызывает множество вопросов.

    Так, позиция постановления о сохранении уровня заработной платы медицинских работников не ниже уровня предшествующего года (с учетом повышения в установленном порядке, т.е. с учетом уровня инфляции) достаточно четко означает отсутствие реальных перспектив принципиального роста заработной платы.

    Отсутствие дополнительного источника финансового обеспечения увеличения доли окладной части в рамках Программы госгарантий может привести, как это, к сожалению, бывало ранее, к отмене или уменьшению надтарифных стимулирующих выплат. А ведь многие из них учитывают специфику профессиональной деятельности в здравоохранении и призваны учесть их материальную оценку.

   Неясен механизм оценки доли оклада в структуре фондов заработной платы организаций, будет ли он обеспечиваться относительно конкретных работников.

   Эти и множество других вопросов и принципиальных предложений мы готовим для направления в Минздрав и Минтруд России и рассчитываем получить на них ответы в рамках Методических рекомендаций, которые должны быть направлены субъектам РФ до 01 апреля с.г.

      Много вопросов и по новациям в части установления специальных социальных выплат.

  Несомненно, следует поддержать предложенное Президентом существенное увеличение их для значительной части работников в малых городах и населенных пунктах, в т.ч. дифференциацию их размеров в зависимости от мощности учреждения, что становится объективным фактором оценки специфики и сложности труда специалистов.

  Для наглядности приведу пример. Если раньше врач центральной районной больницы получал 18.5 тыс. руб., то теперь размер этой выплаты будет увеличен до 50 тыс. руб. -,если его организация расположена в населенном пункте с населением до 50 тыс человек. Если же врач работает в населенном пункте с населением от 50 до 100 тыс.человек, размер его выплаты составит 29 тыс.руб.

   Аналогичное повышение предусмотрено и для среднего медицинского персонала - - до 30 тыс. руб. и 13 тыс. рублей соответственно.

   Новацией постановления является также установление выплат для медицинских работников организаций, подведомственных ФМБА, в т.ч. в ЗАТО, что существенно повысит уровень материального обеспечения этой категории работников.

   Определенную корректировку претерпели также организационные вопросы установления выплат. Исключена неоднозначная трактовка условий получения выплат для специалистов, занявших вакантные должности; предусмотрены гарантии неснижения размеров заработной платы для работников, получающих специальные социальные выплаты.

   Расширены категории работников, для которых рекомендовано устанавливать выплаты за счет средств субъектов РФ. Условием выплат в этом случае предусмотрено установление критериев исполнения трудовых функций работниками.

   Важно, что выплаты в повышенных размерах будут начислены уже за март текущего года.

   Но есть и серьезные проблемы, которые вызывают непонимание у медицинских работников.

   Так, на фоне существенного повышения размеров выплат медицинским работникам центральных районных, районных и участковых больниц, к сожалению, для специалистов скорой медицинской помощи соответствующий рост не предусмотрен. Это может привести к осложнению ситуации в коллективах этих учреждений. Ведь не секрет, что в условиях дефицита кадров специалистов в подавляющем большинстве регионов в целом в здравоохранении особая напряженность сложилась в настоящее время именно в службе скорой медицинской помощи.

   Актуальной остается тема обеспеченности учреждений младшим медицинским персоналом, и мы видим возможность реальных негативных осложнений этой ситуации в связи с сохранением на прежнем уровне размера специальной социальной выплаты.

  Стоит также отметить, что не учтены наши предложения, основанные на многочисленных обращениях с мест, о расширении категорий работников, имеющих право на эти выплаты.

  Разумеется, мы будем продолжать работать с Минздравом и Минтрудом России; не исключаем мы и целесообразность обращения Профсоюза к вице-премьеру Правительства страны Татьяне Голиковой, так как корректировка отдельных норм обсуждаемого постановления требует рассмотрения на этом уровне.

  Мы видим также огромный пласт работы, который предстоит на местах как органам управления здравоохранением, так и нашим профсоюзным организациям.

Это внесение изменений в региональные нормативные правовые акты, регламентирующие оплату труда, в положения по оплате труда конкретных учреждений, а также в трудовые договоры с медицинскими работниками.

   На ближайшем заседании Президиума Профсоюза мы будем предметно обсуждать эти вопросы.

Подготовил Алексей Пимшин.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru