02 июля 2025
Эксперты из разных отраслей науки во главе с патологоанатомом Андреасом Нерлихом из Мюнхенского университета высказали предположение, что фреска Микеланджело «Всемирный потоп» на потолке Сикстинской капеллы содержит изображение молодой женщины с явными признаками запущенного рака груди. Специалисты обосновали свое мнение в статье, опубликованной в журнале The Breast,
На протяжении веков верующие и любопытствующие толпились, чтобы взглянуть на потолок Сикстинской капеллы в благоговейном страхе перед переосмыслением Микеланджело Буонарроти сцен из Книги Бытия. И никто не замечал, что одному из 300 персонажей было суждено вскоре умереть.
Детальное исследование женской груди, нарисованной на втором пролете свода, показало, что ее необычная форма представляют собой запущенный рак молочной железы - заболевание, о котором художник не только знал, но и намеренно выбрал для изображения.
Международная группа экспертов представила информацию из различных дисциплин, объединив свои знания в области истории искусств, медицины и генетики, чтобы диагностировать состояние здоровья вымышленной полуобнаженной женщины в сцене, изображающей библейский потоп.
Работы над потолком часовни начались в 1508 году по приказу папы Юлия II, и в общей сложности потребовалось четыре года, чтобы завершить создание многочисленных сцен из Ветхого Завета, изображений пророков и других известных библейских событий.
Сидящая на земле практически полностью обнаженная женская фигура, о которой идет речь, изображена в левом нижнем углу фрески. На женщине лишь голубой головной платок и голубая накидка на плечах. И у нее явные признаки рака правой груди на последней стадии: втянутый сосок, деформации и увеличенные лимфоузлы.
Версия о случайности патологии была отвергнута, поскольку Микеланджело был знаком с анатомией и тщательно использовал эти знания в искусстве. Поэтому деформацию левой груди одной из фигур нельзя считать случайным пятном, сделанным рукой любителя.
Для непрофессионала женщина - всего лишь одна в толпе изможденных тел, спасающихся от поднимающихся вод, посланных Богом, чтобы очистить мир от греха. Для искусствоведов синий цвет головного платка является признаком ее замужнего статуса, ее палец указывает на землю, предполагая, что ее возвращение в прах было неизбежным.
Медицинские эксперты сосредоточили свое внимание на левой груди, форма которой обусловлена возрастом и материнством, с оттенком, указывающим на втянутую кожу вокруг ареолярной области, и едва заметными припухлостями в верхней четверти и около подмышечной впадины, на коже видна эрозия, над соском имеется глубокая вмятина, напоминающая шрам. Все эти проявления могут свидетельствовать о карциноме молочной железы, считают ученые.
Исследователи опровергают предположения, что художник достоверно скопировал патологию с модели с раком молочной железы.
«В сцене нет реалистичных портретов. Это скорее композиция идеи, основанной на библейской истории, с идеализированными лицами и телами», - пишут ученые.
Возможно, это даже не единственное изображение болезни Микеланджело. Много лет спустя он вырезал женское изображение ночи для гробницы Джулиано Медичи с такой же искаженной грудью, которое привлекло внимание онкологов еще в 2000 году.
«Представление о возможном раке молочной железы связано с концепцией непостоянства жизни и имеет значение наказания», - предполагают исследователи.
Если это намеренный шаг, то женщина с раком груди могла символизировать грех похоти, отражая идею библейского потопа как наказания за грехи человечества, среди которых на фреске также изображены чревоугодие, гнев и жадность, о чем говорится в Книге Бытия.
Марина КЫН
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru