Вы здесь

Терменвокс в реабилитации при аутизме

Советский инженер и изобретатель Лев Термен, создатель бесконтактного музыкального инструмента, названного по его фамилии терменвоксом, еще в 1920-е годы описывал возможности своего изобретения в обучении людей с ограниченными физическими возможностями. В 1970-е Термен проводил занятия по терменвоксу для детей, используя его для коррекции врождённых ментальных проблем.

Правнук изобретателя, Пётр Термен, музыкант и терменвоксист, не только выступает с концертами, но в рамках своей просветительской деятельности уже много лет практикует использование инструмента в реабилитационной работе с аутистами, слабовидящими и слепыми детьми. Он даёт уроки и мастер-классы также для детей с различными нарушениями опорно-двигательной системы и детей из детских домов с небольшими отклонениями в развитии.

О своём опыте такой работы музыкант рассказал «МГ»:

- Педагоги интернатов и родители неоднократно отмечали большой интерес детей, перспективу использования терменвокса в корректирующей педагогике. По приглашению Галины Ермоленко, педагога “Звёздного городка», регулярно работавшей с интернатами (в частности, она использовала невесомость для коррекции когнитивных нарушений), я проводил концерты и мастер-классы в интернате для детей и подростков с ментальными нарушениями. Таким детям довольно сложно удержать внимание и интерес, а терменвокс вызывал у них безусловный отклик и желание взаимодействовать. Такая реакция вызвала большой энтузиазм у Галины Васильевны и педагогов интерната, отметивших, что терменвокс мог бы стать важным инструментом в их работе.

Из-за нарушения координации у детей с ДЦП и детей с ментальными проблемами практически невозможно взаимодействие с привычным интерфейсом, в случае же с терменвоксом возможна настройка чувствительности инструмента на большой диапазон (расширяя невидимый «гриф» до двух метров), что позволяет взаимодействовать со звуком и корректировать движения в игровой форме.

П.Термен рассказал о программе “Музыка на кончиках пальцев”, созданной им вместе с методистом Национального музея музыки в Москве Нателой Геленидзе:

- Для слабовидящих терменвокс - единственный музыкальный инструмент, который ставит зрячего и незрячего в равное положение: нет клавиш, струн, физического интерфейса, а, следовательно, и зрительный контакт не помогает на начальном этапе, как это происходит при обучение игре на гитаре, фортепиано, скрипке. Более того, у слабовидящего более развит слух и особое ощущение пространства. Ещё один важный момент: для слабовидящих чувствительность подушечек пальцев играет большую роль, так как для чтения используется шрифт Брайля. В отличие от обучения на терменвоксе, при обучении на большинстве музыкальных инструментах, подушечки пальцев грубеют, и полноценное чтение Брайля затрудняется, особенно при обучении на струнных инструментах. Несколько лет у меня берёт уроки слабовидящий ученик, и у него хорошие результаты.

Терменвокс дает уникальную возможность для эмоционального самовыражения, коррекции нервной системы, развития опорно-двигательного аппарата, социализации,  уверен музыкант.

Недавно инструмент из Школы терменвокса приобрёл профессиональный особый театр-студия под руководством Андрея Афонина, лауреат премии “Золотая Маска”. Проект называется «Круг II»: актерами  являются люди с особенностями ментального развития, а деятельность театра-студии направлена  на их социализацию. Этой осенью театр выпустил спектакль “Стрелы времени”, в котором терменвокс, благодаря доступности управления, является одним из важных элементов действия.

Музыкальный руководитель и педагог студии “Круг II” Антон Аксюк подчеркивает, что терменвокс в спектакле - ключевой инструмент:

- Ребята с разными особенностями играют на нём интуитивно. Это не терапия, а именно перформанс. Инструмент используется как средство выражения, в том числе и для неговорящих. Мы сейчас думаем о том, как можно использовать терменвокс и другими способами.

-Все методы работы с  детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра (РАС), имеют разную степень доказанной эффективности, которая отражена в различных реестрах методов на основании исследований,  - говорит клинический психолог Евгения Хилькевич, руководитель направления социокультурной интеграции Федерального ресурсного центра РАС Московского государственного психолого-педагогического университета.

 По ее словам, к числу методов, имеющих высокую эффективность, относят все методы, основанные на прикладном анализе поведения - поощрении желательного поведения и развитие через это отдельных навыков. Сейчас накопилось уже достаточно большое количество свидетельств о вспомогательных методах работы с детьми с РАС. К их числу относится и музыкальная терапия. При аутизме она позволяет ощутить ребенку музыкальные переживания, что способствует активизации творческого потенциала, дифференциации собственных эмоций и чувств, общению с другими людьми.

Если обучение игре на музыкальном инструменте требует большого количества труда и при низкой мотивации малодоступно ребенку с аутизмом, то взаимодействие с музыкальными инструментами, не требующими длительного обучения, но дающими быстрый эмоциональный отклик, благотворно сказывается на развитии эмоциональной сферы ребенка с аутизмом. Поэтому различные шумовые инструменты, колокола, тамбурины часто используется в работе с детьми с РАС. Есть даже специальный термин – биллотерапия.

- Терменвокс относится к той же группе музыкально-терапевтических инструментов, которые хорошо зарекомендовали себя на занятиях в Национальном музее музыки, - говорит Е.Хилькевич. - Хочется порекомендовать психологам и коррекционным педагогам не только включать его в работу на занятиях с аутичными людьми, но и накапливать исследовательский материал для публикаций, повышая доказательный уровень музыкально-терапевтических методов.

Алёна ПАЛАЖЧЕНКО

На снимке: Петр Термен и пианистка Марго Врубель на гастролях в Шанлыурфе (Турция)

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru