Вы здесь

 Обучают или делают вид? Так называемым «образовательным фабрикам» выдадут «чёрную метку»

Комитет Госдумы по охране здоровья одобрил и рекомендовал к принятию законопроект, который вносит изменения в Федеральный закон «Об образовании» в части повышения качества подготовки медработников. С такой законодательной инициативой выступила группа депутатов из разных комитетов ГД и членов Совета Федерации.   

 Качество субоптимальное

 - Регулярно с разных трибун звучит вопрос «Где медицинские кадры?», который отражает ситуацию в отечественной системе здравоохранении. Второй вопрос, ответ на который интересует уже не только организаторов здравоохранения, но и политиков - кто готовит медицинские кадры, и почему их качество иногда субоптимально, - обозначил важность задачи, которую призваны решить предложенные поправки в закон «Об образовании» один из их авторов первый заместитель Председателя Госдумы по охране здоровья Бадма Башанкаев.     

 Предваряя обсуждение предложенного законопроекта, парламентарий также обратил внимание участников дискуссии на то, что традиционно ответственным за качество подготовки медицинских кадров и, соответственно, виноватым за всё принято считать Минздрав России. В то же время из 127 организаций высшего медицинского образования в стране лишь 49 подведомственны Министерству здравоохранения, а остальные - Минобрнауки, Минпросвещения, органам местного самоуправления, Правительству России. Есть среди них 14 частных медвузов и две научные организации, которые занимаются подготовкой будущих врачей. Вот почему работа над проектом поправок в закон «Об образовании» велась совместно представителями разных профильных комитетов Думы.  

 Как пояснил Бадма Башанкаев, данный законопроект затрагивает интересы всех медицинских вузов независимо от их ведомственной принадлежности. При этом предлагаемые поправки соответствуют разумной логике, когда за качество вузовской подготовки врачей по-прежнему будет отвечать одно ведомство, но теперь его ответственность становится легитимной.

 Главное – заработать?

 Вторая часть законопроекта касается дополнительного  профессионального образования медработников.

 - Напомню: как минимум 2322 организации работают в российской системе дополнительного постдипломного профобразования. В том числе, 1110 - высшие учебные заведения, 179 - научные институты и 789 - совершенно иные структуры, у которых в лицензии написано, что они тоже могут проводить дополнительное образование. Как контролировать работу такого числа «образовательных предприятий»? Ведь зачастую их деятельность - это вообще не об образовании, это о зарабатывании денег без какого-либо контроля качества знаний и навыков выпускников образовательных программ, - сформулировал Бадма Башанкаев.  

 Вопросы ко всем организациям у авторов законопроекта одинаковые:           кто преподаватели; есть ли научная школа; что из себя представляют материально-технические условия, в частности, клиническая база для обучения врача новым навыкам? Нередко по бумагам всё есть, а на самом деле занятия по всем дисциплинам ведутся в одном и том же помещении. В лучшем случае, меняются преподаватели.

 - Погрузившись в тему, мы увидели, что в системе дополнительного образования появились «уникальные» опции - тотально дистанционное обучение. Для медицины подобное совершенно немыслимо и недопустимо! Здесь, чтобы получить новый опыт, надо пациента видеть. Совершенно очевидно, что данная проблема нуждается в законодательном решении, - подчеркнул депутат.

 Итак, предлагаемые изменения в федеральный закон 273 «Об образовании» наделяют Минздрав РФ правом разрабатывать и утверждать типовые дополнительные профессиональные программы в области охраны здоровья и медицинской помощи. Далее, решено установить полный запрет на исключительно электронное и дистанционное обучение в сфере медицинского образования. Кроме того, поправки вводят дополнительные лицензионные требования к образовательным организациям, работающим в системе ДПО, которые будут учитывать наличие у них квалифицированных кадров и необходимой материально-технической базы в соответствии с образовательным стандартом. 

 Следить за соответствием участников рынка образовательных ДПО-услуг данным условиям и выдавать им соответствующие заключения будет Росздравнадзор. Собственно лицензирование образовательной деятельности по-прежнему остаётся в компетенции Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

 Партнёры поддерживают

 Заместитель министра здравоохранения России Татьяна Семёнова, комментируя инициативу парламентариев, сообщила, что регулятор уже ознакомился с проектом закона и уточнил некоторые формулировки. Теперь они не вызывают вопросов у других ведомств, которых тоже непосредственно касаются данные поправки в закон «Об образовании» -  Министерства просвещения, Министерства науки и высшего образования.

 - Мы однозначно поддерживаем движение в этом направлении. Надеюсь, что после доработки между первым и вторым чтениями в Госдуме, в своей финальной версии законопроект будет ещё более глобальным, системным. В нём появятся и иные нормы, которые тоже требуют законодательного регулирования в части медицинского образования и обеспечения медицинской отрасли кадрами, - резюмировала Т. Семёнова.

 В свою очередь ректор Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования академик РАН Дмитрий Сычёв поблагодарил Комитет по охране здоровья за инициирование столь важных поправок к действующему закону.

 - Как адепт доказательной медицины, хочу отметить: есть данные, которые чётко показывают, что от качества медицинского образования, особенно дополнительного профессионального образования и повышения квалификации напрямую зависят качество и безопасность медицинской помощи населению. Поэтому те тезисы, которые здесь сформулированы, абсолютно адекватны и в плане профессорско-преподавательского состава, и в плане материально-технического обеспечения, и в плане клинической базы. Также важно, что проводить контроль и давать дополнительное заключение будет именно Росздравнадзор - наиболее компетентный орган, который оценит условия реализации дополнительных профессиональных программ, - считает Дмитрий Сычёв.

 По словам академика, все эти инициативы направлены на очищение  рынка образовательных услуг от так называемых недобросовестных поставщиков.

Елена БУШ,

обозреватель «МГ»

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru