16 марта 2025
Откуда население получает информацию о пользе здорового образа жизни? Вопрос, конечно интересный. Ответы на него решили узнать специалисты бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики», которые провели в конце минувшего года на территории региона опрос-анкетирование на тему: «Об используемых каналах коммуникации для получения информации по вопросам ведения здорового образа жизни и об основных факторах риска развития хронических неинфекционных заболеваний. Мотивированность населения к ведению здорового образа жизни». Социологического исследование проводилось при участи центров здоровья.
После обработки полученных данных выяснилось, что молодёжь (18-29 лет) черпает информацию о ЗОЖ (впрочем, как и обо всём другом) из интернет источников. Граждане в возрасте старше 30 лет предпочитают эфиры телевизионного вещания. Как отметил заведующий сектором эпидемиологии неинфекционных заболеваний отдела мониторинга здоровья БУЗОО «Областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики», врач-методист Сергей Белус, чем старше возраст опрошенных, тем большая доля респондентов смотрит программы о здоровье по ТВ. В возрастной категории старше 65 лет телевидение и вовсе – основной источник получения информации (70%). В преклонном возрасте что-то новенькое о ЗОЖ узнают из интернета только 16,4% опрошенных. Аудиоролики в общественном транспорте, как и участие в прямых эфирах и семинарах, наиболее часто отмечали респонденты от 18 до 44 лет, а это – основное трудоспособное население региона,
К примеру, информация о вреде злоупотребления алкоголем встречалась 1003 опрошенным или 85,4% (171 человек или 14,6% таковой не видели), при этом наибольшая доля граждан отметила наличие такой информации, как раз по ТВ – 70,2%, интернет ресурсы указали 48,6% и эфиры радиовещания 36,3% (в анкете можно было указать несколько каналов информации – авт.). В ходе опроса выяснилось: знают о том, что для поддержания физической активности и здоровья необходимо проходить в день, за один раз, не менее 10000 шагов (рекомендация ВОЗ) 62,6% респондентов. Получали граждане эту информацию в эфирах телевизионного вещания – 46,1%, интернет ресурсах – 34% и через наружную рекламу (видеоэкраны, баннеры и пр.) – 22,2 процента.
Оказалось, что очень хорошо информированы омичи о важности контроля артериального давления и возможных последствиях/ осложнениях повышенного АД. Эту информацию встречали 964 человека (82,1%), наибольшая доля граждан отметила как основной источник таких знаний – телевидение (68,5%). Среди респондентов, знавших о том, что за давлением нужно следить, 51,5% были информированы о цифрах повышенного кровяного давления. Знает основная часть опрошенных и об основных факторах риска развития артериальной гипертонии, таких, как ведение пассивного образа жизни, употребление высококалорийной и некачественной пищи, которые очень скоро оборачиваются избыточной массой тела и ожирением.
Кроме того, специалисты смогли выяснить, где узнают жители региона информацию о вреде курения и помогла ли им такая социальная реклама отказаться от употребления табака. Были в анкетах и вопросы о том, встречалась ли и где информация о влиянии избыточной массы тела на состояние здоровья и качество жизни, о рисках преждевременной смерти от хронических неинфекционных заболеваний, о признаках инсульта и другие. По словам Сергея Белуса, результаты исследований помогут специалистам скорректировать профилактическую, информационно-разъяснительную работу среди населения, определить популярные каналы коммуникации для получения информации о ЗОЖ в различных возрастных группах.
Татьяна Березовская, Омск.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru