24 мая 2025
Экономические и геополитические изменения усложнили работу здравоохранения. Между тем достижения и проблемы медицинской отрасли неразрывно связаны с функционированием системы ОМС. От её устойчивости, гибкости зависит финансовое самочувствие лечебных учреждений. Как сегодня работают территориальные фонды? Как им удаётся «донастраивать» систему оплаты медицинской помощи, добиваясь её сбалансированности по доходам и расходам и обеспечивая доступность? Интересный опыт накоплен в ТФОМС Тульской области. Здесь создали систему, мониторирующую работу всех звеньев лечебной сети. Она точно показывает выполняемые объёмы медицинской помощи, если идёт снижение запланированных показателей или происходят негативные изменения, информация об этом передаётся в органы исполнительной власти с оперативной оценкой ситуации. Это касается различных аспектов деятельности больниц и поликлиник: коечного фонда, нагрузки и уровня заработной платы, обеспеченности специалистами и других показателей. Об эффективности расходования средств ОМС наша беседа сегодня с директором ТФОМС Тульской области, представителем Федерального фонда в Центральном федеральном округе Юрием ТУЛЯНКИНЫМ.
– Юрий Валериевич, Тульская область граничит с Московской. Да и столичный мегаполис всего-то в 2 часах езды. Приходится ли учитывать это обстоятельство при формировании бюджета ТФОМС региона и территориальной программы?
– Действительно, это является одним из факторов, который мы должны учитывать. В столице – более высокие заработные платы у медицинских работников. Как и в прежние времена, крупный город как магнит притягивает молодёжь. Кроме того, в первопрестольной достаточно клиник, которые оказывают высокотехнологичную медицинскую помощь. Все мы знаем, что бюджет Москвы, конечно же, принципиально больше, если сравнивать его с любой другой территорией страны. Поэтому не замечать явную миграцию населения неразумно.
Оборотная сторона медали: в столицу на работу отправляются более молодые группы населения, а более старшее поколение не редко переезжает на дачи в сельские районы, в том числе и Тульской области. Хорошая экология, тишина, натуральные продукты, которые продают фермеры, личные огороды и приусадебные участки притягивают людей пенсионного возраста и дачников, специалистов, которые могут трудиться удалённо. А жильё в первопрестольной или городах ближнего Подмосковья легко сдать в аренду. Это приводит к тому, что в Тульской области отмечается тенденция к увеличению объёмов экстренной и неотложной помощи.
Как я говорил, Москва и Подмосковье являются ещё и центрами высокотехнологичной медицинской помощи. Здесь располагаются федеральные и столичные клиники, которые известны далеко за пределами столичного региона. Это тоже приходится учитывать смежным территориям. С другой стороны, в последние годы мы фиксируем снижение объёмов межтерриториальных расчётов, что связано с повышением качества оказания медицинской помощи. Проделана большая работа, чтобы в Тульской области запланированный объём медицинской помощи соответствовал фактическому, а расчёты за оказанные услуги проводились в установленные сроки, без риска формирования задолженности перед другими регионами.
– Можно ли сказать, что бюджет ТФОМС Тульской области является бездефицитным?
– Да. Этого удалось добиться, обеспечив качественное планирование. В Тульской области бюджеты исполняются бездефицитно. А межтерриториальные расчёты осуществляются с использованием современной информационной системы, доступной для всех участников территориальной программы. Она помогает жёстко контролировать ситуацию. Выполнение бюджета в режиме онлайн проверяется руководством и специалистами территориального фонда. Сводные данные формируются на базе ситуационного центра губернатора, что позволяет оперативно отслеживать объёмы медицинской помощи, корректировать маршрутизацию пациентов и обеспечивать оптимальные условия для оказания медицинских услуг жителям.
– Не секрет, что в ряде регионов возникла проблема с кредиторской задолженностью больниц и поликлиник. Обошла ли эта беда стороной Тульскую область?
– Стабильность и устойчивость, считаю, обеспечивает качественное планирование. Если этим заниматься не для галочки, а серьёзно и ответственно, то можно добиться бездефицитного исполнения бюджета. Но информационная система, которая помогает анализировать движение финансовых средств, не должна быть закрытой, а цифры должны быть опубликованы. Мы так и делаем. Их может посмотреть каждый желающий на сайте ТФОМС. Они подключены к целой системе, которая перепроверяет внесённые показатели. Это позволяет оперативно контролировать объёмы медицинской помощи, корректировать маршрутизацию пациентов, влиять на оптимальные условия для оказания медицинских услуг жителям региона. Мы не боимся публичности, когда обращаем внимание на возникшие проблемы или нестыковки. Это важный аспект при перераспределении объёмов медицинской помощи, которые будут оплачиваться ТФОМС.
Складывается целая система, дополняющая анализируемые показатели, о чём свидетельствует тот факт, что ТФОМС предоставляет данные для формирования более 20 информационных панелей на базе ситуационного центра губернатора. Тем самым создаются условия для оперативного регулирования процесса исполнения программы госгарантий всеми участниками.
В регионе эффективно действует и комиссия по разработке территориальной программы. Она распределяет объёмы медицинской помощи между лечебными учреждениями и при необходимости оперативно корректирует их выделение. Постоянный мониторинг показателей поддерживает финансовую устойчивость в сфере ОМС. А это означает – медицинские организации, участвующие в реализации территориальной программы, имеют возможность в полном объёме проводить все мероприятия финансово-хозяйственной деятельности.
Два показателя подтверждают, что мы на правильном пути, а система работает без сбоев. Первый – достижение целевых показателей заработной платы для медицинских работников, которые обозначил Указ Президента России. Второй – отсутствие кредиторской задолженности у участников территориальной программы и своевременное проведение межтерриториальных расчётов.
– Теоретически, застрахованные имеют право выбора лечебного учреждения. Но на деле это не так легко осуществить – большинство пациентов не являются специалистами в области медицины плюс маршрутизация пациентов предполагает тоже определённые правила. Как бы вы посоветовали поступить жителям, если речь идёт о выборе поликлиники или больницы?
– Вся необходимая информация о лечебных учреждениях, оказывающих помощь в рамках ОМС на территории Тульской области, доступна для пациентов. Она размещена на сайте территориального фонда и страховых медицинских организаций. В регистратуре каждой поликлиники и больницы можно посмотреть программу государственных гарантий бесплатной медицинской помощи на текущий год. Она содержит перечень всех медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС на территории региона. Система ОМС представляет собой страховую модель, в которой значимая роль отводится страховым медицинским организациям. И я советую нашим гражданам при возникновении любых вопросов, связанных с выбором лечебного учреждения, оказанием медицинс кой помощи обращаться в выбранную СМО. Она должна стать путеводителем для граждан в системе ОМС. Страховые представители подскажут выбор поликлиник с учётом качества и доступности медицинской помощи, а при необходимости помогут на любом этапе её получения.
– Приоткройте секрет, а если дело касается лично вас, то свой выбор вы делаете на основе советов ведущих специалистов?
– Что касается моего личного выбора, то я, как любой житель региона, обращаюсь в медицинские учреждения, участвующие в реализации территориальной программы ОМС. Ориентируюсь на специализацию клиники, уровень медицинской помощи и удобство расположения. Главное – это качество медицинского обслуживания, которое в Тульской области соответствует достаточно высоким стандартам.
– Ещё один вопрос: что из себя представляет сегодня ТФОМС Тульской области?
– Территориальный фонд – это открытая информационная и методологическая площадка для реализации территориальной программы ОМС. Ключевое слово – открытость. Вовлечённость всех участников, доступ к аналитической информации фонда, прозрачность процессов становятся важными факторами успешной реализации программы. Фонд не просто осуществляет финансирование медицинской помощи, но и активно анализирует данные, контролирует качество и доступность услуг, вносит предложения по корректировке маршрутизации пациентов, обеспечивает финансовую устойчивость системы. За этими определениями стоит большая и кропотливая работа сотрудников и руководства.
– Какие задачи вы ставили перед собой изначально, когда заступили на пост директора? Получилось ли добиться выполнения задуманного?
– Задачи перед фондом ставит сама жизнь. Так, борьба с COVID-19 показала, насколько важно оперативное и эффективное управление системой ОМС. Сегодня фонд активно реализует задачи национальных проектов. Залогом его успешной работы является финансовая устойчивость, а также эффективная организация контроля качества оказанной помощи. Это позволяет не только поддерживать стабильное финансирование, но и гарантировать, что каждый житель территории получает медицинскую помощи на высоком уровне. Ныне приоритетом для фонда стало всестороннее обеспечение медицинской помощи участникам, ветеранам специальной военной операции. 2025 г. объявлен в России Годом защитника Отечества. В территориальной программе утверждён отдельный порядок оказания медицинской помощи ветеранам СВО, определено взаимодействие с государственным фондом участников СВО «Защитники Отечества». Медицинская помощь этим категориям застрахованных оказывается в первоочередном порядке.
Всегда считал, что надо думать не только о сегодняшнем дне. Но и не забывать об устойчивости системы. Это не всегда просто. Кроме того, ломать проще, чем снова воссоздать. В качестве примера приведу работу оборонных предприятий региона. В 90-е многие из них пытались закрыть… Но прошло время и теперь они оказались очень востребованными.
– Вся страна сейчас помогает новым территориям и участникам специальной военной операции. Если говорить о коллективе ТФОМС, то участвует ли он в этом добром деле?
– Сотрудниками фонда перечислялись средства на помощь участникам спецоперации и членам их семей, была организована передача необходимых медикаментов в Курскую область. Сотрудники командировались в ТФОМС Запорожской области с целью содействия в формировании системы ОМС новых территорий. Поддержка участников СВО и их семей – приоритетная задача фонда. Продолжаем активно участвовать в этой работе, обеспечивая доступ к медицинской помощи и реализуя инициативы, направленные на поддержку системы здравоохранения в новых условиях.
– Сегодня всё большее значение придаётся профилактике заболеваний. Но не все знают, в какие сроки надо проходить диспансеризацию. Как вы оцениваете работу страховых компаний и лечебных учреждений в этом направлении?
– Достижение 70% охвата профилактическими мероприятиями всех застрахованных граждан – это серьёзный вызов для системы здравоохранения. Страховые медицинские организации и лечебные учреждения информируют граждан о необходимости профосмотров, активно привлекают население, используя средства массовой информации, раздаточные материалы, информационные панели, встречи с гражданами. Но без личной инициативы и приверженности людей здоровому образу жизни достичь высоких показателей невозможно. Нормативные документы не предусматривают ответственности пациентов за отказ от прохождения профилактических мероприятий, несмотря на их важность в первую очередь для них самих. Когда мы стали информировать пациентов о стоимости оказанной им медицинс кой помощи, рассчитывали, что это повысит осознание ценности здоровья… Но этого оказалось недостаточно. В ряде стран используются инструменты финансовой мотивации. Например, механизмы соплатежей. При отказе от прохождения профилактических мероприятий и наступлении определённых заболеваний заболевшие несут дополнительные расходы. Такой подход мог бы стать стимулом для более ответственного отношения к собственному здоровью и в нашей стране.
– Какие жалобы чаще всего поступают в ТФОМС и страховые компании?
– Надо отметить, что в последние годы сократилось количество обос нованных жалоб, поступающих в ТФОМС и страховые медицинские организации региона. В общей структуре преобладают жалобы граждан, связанные с доступностью и качеством медицинской помощи. Речь в них идёт о длительности ожидания консультаций «узких» специалистов или диагностических исследований, неправомерном отказе в лечении или в выдаче направлений на исследования, поднимаются вопросы лекарственного обеспечения. Все обращения рассматриваются в установленном порядке и при выявлении нарушений принимаются меры для их устранения. Кроме того, СМО активно работают с гражданами, разъясняя их права и помогая решать возникшие проблемы, в том числе и непосредственно в процессе оказания медицинской помощи.
– Как известно, цифровизация играет активную роль в развитии здравоохранения страны. Если взять систему ОМС в Тульской области, удалось ли достигнуть поставленных задач и к каким целям вы хотели бы приблизиться в ближайшем будущем?
– Цифровизация в системе ОМС остаётся одним из ключевых факторов, который помогает оперативно взаимодействовать с лечебными учреждениями. Федеральный центр задаёт основной вектор в этом процессе. Федеральный фонд ОМС разрабатывает Государственную информационную систему обязательного медицинского страхования: в 2025 г. внедряется персонифицированный учёт медицинской помощи в ГИС ОМС как для медицинских организаций, так и для территориальных фондов и СМО. Это позволит собирать и хранить данные пациентов в единой базе государственной информационной системы. Планируется создание цифрового медицинского профиля пациента, содержащего сведения о медицинской помощи, оказанной каждому застрахованному, независимо от территории страхования и оказания медицинской помощи. Доступ к личному кабинету ЦМП планируется предоставить каждому застрахованному. Важно, что цифровизация не только улучшает качество управления системой здравоохранения, но и позволяет более точно отслеживать потребности пациентов, оптимизировать маршрутизацию медицинской помощи и обеспечивать прозрачность всех процессов. В ближайшие годы цифровые технологии будут играть ещё более важную роль в обеспечении доступности и качества медицинской помощи.
– В некоторых регионах в тарифы ОМС входит медицинская помощь, оказанная с использованием технологий искусственного интеллекта. А как в Тульской области?
– С 2024 г. в тарифы ОМС включены затраты на получение «второго мнения» от искусственного интеллекта в анализе маммограмм. В этом году Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи РФ предусмотрено использование систем поддержки принятия врачебных решений при проведении маммографии, рентгенографии и флюорографии, компьютерной томографии органов грудной клетки, которые проводятся в рамках профилактического осмотра и диспансеризации определённых групп взрослого населения.
– А стимулирует ли нынешняя тарифная политика в ОМС внедрение передовых технологий?
– Тарифная политика в системе ОМС действительно стимулирует внедрение малоинвазивных и более современных технологий, однако возможности регионального тарифного образования ограничены. Основная роль в формировании тарифов у федеральных регуляторов. Тарифы ОМС дифференцируются таким образом, чтобы обеспечить более высокую оплату за применение менее инвазивных и более эффективных методов лечения. Например, эндоскопические операции могут оплачиваться выше, чем открытые хирургические вмешательства, что способствует использованию малоинвазивных технологий. Такие методы лечения часто более результативны, требуют меньших затрат на реабилитацию и сокращают сроки госпитализации. Это в свою очередь положительно влияет на экономику здравоохранения в целом. В рамках ОМС предусмотрены тарифы на оказание ВМП, включая использование современных методов диагностики и лечения. В результате медицинские организации получают дополнительное финансирование, применяя инновационные технологии, это создаёт стимул для внедрения новых технологий.
– Какие изменения в этом году произошли в территориальной программе?
– Территориальная программа ОМС Тульской области на 2025 г. сформирована с учётом целей нового Национального проекта «Продолжительная и активная жизнь». Её приоритетными задачами остаются развитие профилактического направления, неотложной и высокотехнологичной медицинской помощи, стационарозамещающих технологий и повышение их доступности. Предусмотрен рост расходов на все виды медицинской помощи, в том числе и в условиях круглосуточного и дневного стационаров. Финансовое обеспечение системы ОМС в Тульской области на этот год утверждено на сумму 29,2 млрд руб., что на 16% больше, чем в предыдущем году.
Если же проанализировать территориальную программу более детально, то в ней увеличено финансовое обеспечение диспансеризации с целью оценки репродуктивного здоровья – комплексное обследование должны пройти более 186 тыс. человек. При этом возрастают объёмы проведения ЭКО, развивается такое важное направление, как медицинская реабилитация. В этом году впервые появились показатели финансовых затрат на посещение центров здоровья с профилактическими целями. А также образовательных школ для больных с хроническими неинфекционными заболеваниями. Предусмотрен рост нормативов финансовых затрат для посещений по неотложной помощи, обращений в связи с заболеванием, комплексных посещений по диспансерному наблюдению. В разделе амбулаторной помощи утверждены нормативы на оказание позитронно-эмиссионной томографии.
Кроме того, увеличение потребности в применении высоких технологий для лечения сложных заболеваний приводит к внесению в программу ОМС новых видов ВМП. В этом году в неё дополнительно включены 43 новых метода. Перечень пополнился двумя эксклюзивными методами сохранения жизни пациентов с серьёзными болезнями сердечно-сосудистой системы: имплантация частотноадаптированного кардиостимулятора и эндоваскулярная деструкция дополнительных проводящих путей и аритмогенных зон сердца.
– Работают ли в системе ОМС Тульской области частные и ведомственные клиники?
– Нельзя сказать, что таких клиник много. Но тенденция к их росту наблюдается. Участие «частников» несомненно увеличивает доступность медицинской помощи, стимулирует конкуренцию между государственными и частными клиниками. А это ведёт к повышению качества и реальной пациенториентированности. Частные медицинские организации предоставляют широкий спектр специализированных услуг, включая высокотехнологичные методы диагностики и лечения, которые могут осуществляться в государственных лечебных учреждениях. Справедливости ради отметим, что частные клиники не всегда стремятся активно «входить» в программы ОМС из-за невысоких тарифов при оплате. Тем не менее в таких направлениях, как диализ, ЭКО, стоматология, тарифы ОМС востребованы. В этом плане частные клиники составляют здоровую конкуренцию государственным учреждениям. Это позволяет жителям региона выбирать лучший вариант для получения качественной медицинской помощи по полису ОМС.
– В настоящее время система ОМС является не только основным источником финансирования системы здравоохранения, обеспечивающим её сбалансированность и устойчивость, но и одной из форм социальной защиты населения. Какие задачи стоят перед системой на перспективу?
– Уверен, что важнейшей задачей всегда будет защита прав застрахованных лиц на получение доступной и качественной медицинской помощи. Девиз ТФОМС Тульской области – «Финансируем продолжительность жизни» является актуальным уже более 30 лет, отражая главную цель работы коллектива фонда: повышение качества и доступности медицинской помощи для жителей региона. Конечно, можно назвать ряд болевых точек здравоохранения, в «лечении» которых мы участвуем. Например, в 2024 г. успешно выполнялись задачи по укреплению кадрового потенциала. Своевременный анализ и корректировки обеспечили эффективное распределение ресурсов и оптимизацию работы медицинских учреждений, что положительно сказалось на кадровой ситуации в регионе. От медицинского страхования зависит жизнь не только отдельного человека, но и благополучие государства. Чтобы хорошо работать, нужно быть здоровыми, азбучная истина, но о ней не всегда помнят при принятии важных решений. А учитывая демографические проб лемы страны, это ещё и наше общее будущее, которое формируется уже сегодня.
Беседу вёл Алексей ПАПЫРИН.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru