15 июля 2025
В мае в Москве состоялась торжественная церемония награждения победителей Всероссийского конкурса «Лучший госпиталь ветеранов войн» («МГ» № 20 от 21.05.2025). В нём приняли участие 56 медицинских учреждений из 55 регионов страны. Мероприятие призвано показать значимость работы лечебных учреждений для ветеранов войн в современном мире.
В номинации «Лучший госпиталь ветеранов войн по организации комплексной медицинской реабилитации» первое место занял Санкт-Петербургский госпиталь для ветеранов войн. С его начальником, заслуженным врачом РФ, доктором медицинских наук, профессором Максимом КАБАНОВЫМ встретился обозреватель «МГ» Сергей БУДАЧЕНКОВ.
– Максим Юрьевич, расскажите о госпитале. Какие главные направления, кто становится вашими пациентами?
– Как понятно из названия, мы лечим участников Великой Отечественной войны и ветеранов локальных военных конфликтов. Кроме того, наши пациенты – жители блокадного Ленинграда, узники концлагерей, ликвидаторы чернобыльской аварии.
Сейчас большое внимание уделяем участникам специальной военной операции. И основная задача, которая ложится на госпиталь в этом направлении, – это прежде всего реабилитация. Мы помогаем нашим ребятам вернуться в строй и социум.
При этом акцент нашей работы делается на лечении пациентов старшей возрастной категории. Например, вы знаете, что стартовал Национальный проект «Активная и продолжительная жизнь». У нас в Санкт-Петербурге по инициативе губернатора города Александра Беглова началась реализация программы «Серебряный возраст». И, безусловно, ни сам национальный проект, ни местная программа не могут существовать без такого важного компонента, как медицинская помощь, да ещё оказанная своевременно и в «одно окно».
Как эта работа выстроена на нашем примере. Когда пациент поступает в Госпиталь ветеранов войн в Санкт-Петербурге, он не ходит уже в другие стационары, а получает всю медицинскую помощь в одном месте. Что я имею в виду? Например, перелом проксимального отдела бедренной кости. Сложнейшая ситуация. Ещё лет 10 назад пациент оставался прикованным к постели с последующими осложнениями и, возможно, летальным исходом. Сейчас, в течение 48 часов, если нет противопоказаний к оперативному вмешательству, мы мультидисциплинарной бригадой выполняем либо эндопротезирование, либо металлоостеосинтез тазобедренного сустава.
Но обо всём по порядку. Вначале пациент, поступивший в госпиталь, попадает в руки травматологаортопеда, реаниматолога. Если необходимо скорректировать его астенический или гериатрический синдромы, например, саркопению или деменцию, больной получает комплексную стабилизирующую терапию. А затем только приступаем к операции. Современные технологии высокотехнологичной и специализированной медицинской помощи, позволяют перевести пациента на этап реабилитации через 35 суток. На нём происходит вертикализация пациента (его обучают, как правильно сидеть в кровати, встать на ногу с опорой на ходунки). В работе с больным в составе мультидисциплинарной бригады принимают участие: медицинский психолог – объясняет пациенту, что не надо бояться наступать на прооперированную конечность,
и гериатр – координирует работу других специалистов в плане назначения медикаментозной терапии, чтобы ни в коем случае не было полипрагмазии, ведь как известно, многие препараты вызывают побочные эффекты.
В это время пациент переводится в наше структурное подразделение – Центр реабилитации. В нём мы переходим к помощи второго этапа. В дело вступает роботизированная реабилитация, где опять же работает целая мультидисциплинарная бригада. В неё входят специалисты телерадиомедицины, лечебной физкультуры, физиотерапии, кинезотерапии, водолечения, психотерапевт и медицинский психолог, если это необходимо. Для пациентов, перенёсших тяжёлое нарушение мозгового кровообращения, – обязательно логопед.
Наши сотрудники могут заново научить ходить больного, говорить. Например, у нас самому старшему пациенту-женщине 106 лет. Она после эндопротезирования тазобедренного сустава ушла от нас сама с помощью трости! Регулярно оказываем помощь людям 90+.
– Вы упомянули, что вошли в городскую программу по оказанию помощи пожилым пациентам, расскажите, как это реализуется на практике?
– Благодаря комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга наш госпиталь является центром компетенции и лечения пациентов старшей возрастной категории 65+ для всех 18 районов города. Как это удалось реализовать на практике? Вернусь немного к истории. В 2018-м правительством Санкт-Петербурга принято решение о присоединении к Госпиталю ветеранов войн двух стационаров: 46-й и 23-й больниц. На их базе стало возможным сформировать Центр реабилитации. И сейчас, как я уже отмечал, наши пациенты получают все виды медицинской помощи, как в МФЦ, по принципу «одного окна».
В госпитале есть травмпатология, ортопедия, кардиология, сердечно-сосудистая хирургия, конечно, всевозможная хирургия: гнойная, абдоминальная и многое другое. Работает свой центр амбулаторно-онкологической помощи. Отмечу важный момент – сейчас за нами закреплено порядка 17 тыс. пациентов с онкологическими заболеваниями. Амбулаторно-консультативное отделение берёт под свой патронаж пациентов, которые лечатся и, соответственно, обращаются не через поликлинику, а через амбулаторно-консультативное отделение. В 2016 г. образовано отделение радиационной профпатологии, и мы на себя взяли лечение пациентов, перенёсших чернобыльскую аварию.
– Помощь госпиталя жителям города переоценить невозможно, а власти СанктПетербурга поддерживают вас, помогают развиваться лечебному учреждению?
– Мы постоянно находимся на связи с правительством города, и у нас налажено тесное взаимодействие. Благодаря чему практически ежегодно проводим работы по капитальному ремонту наших корпусов.
В 2020 г., в период начала пандемии, по инициативе губернатора Санкт-Петербурга на территории Госпиталя ветеранов войн построен первый корпус-трансформер. Это лечебнодиагностическое здание на 401 койку – практически самостоятельный стационар. Замысел был такой – пациенты старшей возрастной категории не должны терять возможности получения медицинской помощи по своим заболеваниям, но при этом проходить лечение от COVID-19.
А трансформер, потому что из инфекционного изолированного госпиталя мы его можем перепрофилировать, как, например, сейчас в хирургический для лечения сочетанной травмы.С основным зданием он соединён переходом, есть своё отделение неотложной помощи, компьютерный томограф, все возможности инструментальной и лабораторной диагностики, реанимация, пять операционных.
– Сейчас большое внимание уделяется реабилитации участников СВО, и в первую очередь речь идёт о бойцах с ампутированными конечностями. Вы берёте к себе таких пациентов?
– Здесь речь идёт даже не о реабилитации после ампутации, а о том, что человека необходимо подготовить под экзопротез (для эндопротезрирования). Пациент должен им научиться пользоваться, чтобы вернуться в социум, в семью и уметь себя обслуживать, заниматься спортом. И в этом плане реабилитационный аспект такого пациента очень важен. Но также мы делаем акцент не только на пациентов с возможностью ампутации конечностей.
Но это далеко не единственное направление для участников СВО, по которому мы работаем. Оказываем помощь при контрактуре суставов, ранениях или травмах позвоночника, заболеваниях периферической нервной системы, острых нарушениях мозгового кровообращения, после операций на конечностях. Госпиталь – это реабилитационный комплекс с наличием современнейшего оборудования премиумкласса, которое позволяет оказывать реабилитационную помощь в полном объёме.
И здесь также трудно переоценить отношение правительства Санкт-Петербурга к реализации национальных проектов. В прошлом году мы закупили в полном объёме новое оборудование. В результате Центр реабилитации на 276 коек имеет всё необходимое для оказания соответствующей помощи.
– Мы сейчас заговорили о современном оборудовании. В мире большое внимание уделяют робот-ассистированной хирургии, искусственному интеллекту. Удаётся госпиталю закупать столь дорогостоящую аппаратуру?
– Да, конечно. Всё реабилитационное оборудование роботизированное, с биологической обратной связью, с возможностью виртуальной реальности. Оно помогает быстрее восстанавливать пациента, создавая коннект человека с внешним и внутренним мирами. Это очень важно, особенно для пациентов с когнитивными проблемами или последствиями нарушения мозгового кровообращения, при травматологических операциях на крупных суставах, конечностях. Когда человеку необходимо научиться ходить, он должен понимать, куда ему можно наступить, с каким усилием и прочее. У нас есть локоматы, позволяющие начинать ходить практически недвижимым пациентам, экзоскелеты и многое другое.
Очень отрадно, что большая часть нашего оборудования российского производства. Оно ничем не уступает импортному, а порой даже превосходит его. Почему? Это оборудование наши специалисты, что называется, пропускали через себя. Оно создавалось при их участии.
– Важный аспект – научная деятельность. Развиваете ли это направление?
– Мы работаем с 74 кафедрами всех высших учебных медицинских заведений СанктПетербурга. Кроме того, сотрудничаем и с вузами других городов. В качестве примера приведу взаимодействие с частным медицинским университетом «РЕАВИЗ». Это очень ценный альянс, который нам позволяет защищать кандидатские и докторские диссертации. В частности, три монографии по хирургии старшей возрастной категории три года подряд входили в первую тройку из 400-500 работ, которые подавались на конкурс Российской академии естественных наук и получали премию.
В прошлом году наши сотрудники защитили научные работы и стали кандидатами и докторами наук. Им удаётся совмещать работу в госпитале с научной деятельностью.
– Мы отметили много интересных и передовых моментов в деятельности госпиталя, а что бы вы назвали гордостью учреждения?
– Предмет гордости госпиталя ветеранов войн – это коллектив. Большинство наших специалистов работают достаточно давно. Текучка кадров у нас минимальная.
Но самое главное, что все они вкладывают в свою профессиональную деятельность душу. Сложнее всего работать с пациентом детского и старшего возрастов.
Именно благодаря коллективу госпиталь имеет много наград. И то, что мы стали лучшими по организации комплексной медицинской реабилитации, – это заслуга наших сотрудников и партнёров, а также огромное значение имеет поддержка властей СанктПетербурга. Такая высокая награда, полученная из рук министра здравоохранения России Михаила Мурашко, – лучшая оценка работы госпиталя и всего коллектива.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru