Вы здесь

Частое употребление диетических газированных напитков связано с четырехкратным увеличением риска развития деменции

Частое употребление диетической газировки связывают с повышенным риском развития деменции, хотя эта связь может быть опосредована некоторыми физиологическими состояниями. Новые данные американского исследования показали четырехкратное увеличение риска развития деменции среди людей, не страдающих деменцией, которые употребляли более одной диетической газировки в день. Кроме того, повышенный риск был выявлен у людей белой или черной расы, но не латиноамериканского происхождения.  Однако после исключения участников с диабетом или ожирением эта взаимосвязь перестала быть статистически значимой. 

«Я думаю, что главный вывод для врачей заключается в том, что нам необходимо больше исследований, чтобы лучше понять связь между потреблением газированных напитков и неврологическим здоровьем», — сказала ведущий автор исследования Ханна Гарднер (кафедра неврологии Медицинской школы Миллера Университета Майами).

Тем не менее, по ее словам, исследование дополняет предыдущие работы, показывающие, что употребление диетической газировки «не очень полезно для здоровья, и увеличение ее потребления не является эффективным способом снижения кардиометаболического риска».

Потребление газированных напитков связано с риском развития сосудистых заболеваний, но о его потенциальной связи с деменцией известно немного. В проспективном исследовании 2017 года, опубликованном в журнале Stroke, было показано увеличение частоты инсультов и деменции среди участников, употреблявших напитки с искусственными подсластителями, включая диетическую газировку, — но не среди тех, кто употреблял напитки с добавлением сахара. С другой стороны, метаанализ, опубликованный в 2022 году, показал связь между когнитивными расстройствами и подслащенными сахаром напитками, но не с напитками, содержащими искусственные подсластители. 

Исследователи хотели оценить эти взаимосвязи в когорте, сформированной на основе данных о населении. В анализ были включены 947 взрослых, у которых на исходном этапе не было деменции. Средний возраст участников на начало исследования составлял 64 года; 59% составляли женщины, 64% — латиноамериканцы, 18% — афроамериканцы и 16% — белые. 

Для определения потребления как обычной, так и диетической газировки использовался модифицированный вариант анкеты частоты потребления продуктов питания Института Национального онкологического центра. Среди участников 4,8% употребляли обычную газировку более одного раза в день, а 2,3% — диетическую газировку более одного раза в день. Диагноз деменции устанавливался на основании нейропсихологического и функционального тестирования, при этом у 20% участников в течение периода наблюдения развилось это заболевание.

Потребление диетических газированных напитков было связано со значительным повышением риска развития деменции, при этом скорректированное отношение коэффициентов заболеваемости (aIRR) составило 1,39 на одну порцию газировку в день после учета демографических и сосудистых факторов риска. У тех, кто употреблял более одной порции диетической газировки в день, риск развития деменции был еще выше, чем у тех, кто выпивал одну или менее диетических газировок в день (скорректированный относительный риск 4,15). Потребление диетических безалкогольных напитков также было связано с повышенным риском развития деменции у неиспаноязычных белых и чернокожих людей, но не у испаноязычных. 

Хотя исследователи предполагали, что регулярное потребление газированных напитков также будет связано с повышенным риском развития деменции, они не обнаружили значимой связи. Тем не менее, они наблюдали «нестатистически значимую тенденцию». Анализ чувствительности показал, что связь между повышенным потреблением диетической газировки и увеличенным риском развития деменции «не проявилась после исключения лиц с ожирением или диабетом, что указывает на потенциальную обратную причинно-следственную связь». Необходимы дальнейшие исследования влияния ожирения и диабета,  добавили исследователи. 

Гарднер отметил, что в исследовании не оценивалось, как долго участники употребляли безалкогольные напитки, а также переходили ли они с обычных газированных напитков на диетические, и если да, то когда.

Игорь НАУМОВ
По материалам Medscape

четверг, 5 февраля, 2026 - 17:57

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru