Вы здесь

Кофе и чай могут защитить от деменции

Новое исследование показало, что регулярное употребление кофе и чая связано с более низким риском развития деменции и умеренным улучшением когнитивных функций, независимо от генетической предрасположенности человека. Результаты двух крупных когортных исследований показали, что наибольшая польза наблюдалась среди тех, кто ежедневно выпивал около 2-3 чашек кофе с кофеином или 1-2 чашек чая. Эти взаимосвязи оставались устойчивыми даже при учете генетических факторов высокого риска, включая генотип APOE4 и полигенные показатели риска болезни Альцгеймера.

«Общие закономерности были в целом схожими во всех группах генетического риска, что позволяет предположить, что такое поведение может быть актуальным для всех уровней генетического риска, а не только для людей с более низким генетическим риском», — сообщил  ведущий автор исследования Ю Чжан из  Гарвардской медицинской школы (Бостон).

Кофе и чай содержат кофеин, а также биологически активные соединения, такие как полифенолы, катехины и хлорогеновая кислота, которые могут снижать окислительный стресс, защищать функцию сосудов и уменьшать повреждение клеток в головном мозге. Предыдущие исследования предполагали, что потребление кофеина и кофе может защищать от снижения когнитивных функций и деменции, однако во многих исследованиях уровни потребления были разделены на две категории, и не рассматривалась зависимость «доза-эффект». Лишь немногие смогли различить напитки с кофеином и без кофеина, а данные о потреблении чая противоречивы.

В этом новом проспективном когортном исследовании ученые стремились уточнить эти взаимосвязи, используя многократные подробные оценки рациона питания в двух независимых когортах.

Участники Национальной службы здравоохранения (NHS) (n = 86 606 женщин; средний возраст на момент начала исследования — 46,2 года) и исследования последующего наблюдения за медицинскими работниками (n = 45 215 мужчин; средний возраст на момент начала исследования — 53,8 года) заполняли анкеты о частоте потребления продуктов питания каждые 2–4 года для оценки потребления кофе и чая с кофеином и без кофеина. Для уменьшения влияния искажающих факторов из исследования были исключены участники с серьезными хроническими заболеваниями на исходном этапе или со значительными изменениями в потреблении кофе.

Объективная оценка когнитивных функций в когорте NHS проводилась с использованием телефонного интервью для оценки когнитивного статуса (TICS), тестов вербальной памяти и составного глобального z-балла. Субъективное снижение когнитивных функций оценивалось в обеих когортах с помощью опросников, охватывающих память, исполнительные функции, внимание и зрительно-пространственные навыки. Потребление кофе с кофеином анализировалось по квартилям, а потребление кофе и чая без кофеина — по тертилям из-за правосторонней асимметрии распределения. При анализе учитывались возраст, образование, образ жизни, история болезни, прием лекарств и другие диетические факторы.

В течение периода наблюдения, продолжавшегося до 43 лет, деменция развилась у 11 033 участников. Умеренное потребление кофе (2-3 чашки в день) было связано с уменьшением риска развития деменции на 18% по сравнению с полным отказом от кофе.  Потребление чая продемонстрировало аналогичную закономерность: у участников, которые сообщали об умеренном потреблении чая (1-2 чашки в день), риск развития деменции был на 16% ниже, чем у тех, кто не пил чай. Потребление кофе без кофеина не было связано со снижением риска развития деменции.

«Результаты исследования кофе без кофеина позволяют предположить, что кофеин может играть важную роль, поскольку кофе с кофеином и чай показали более устойчивую взаимосвязь, чем кофе без кофеина», — сказал Чжан. 

Однако он предостерег от чрезмерного толкования концепции неэффективности кофеина без кофеина. Кофе и чай содержат множество соединений, таких как полифенолы и другие биологически активные вещества, которые связаны с нейровоспалением и сосудистыми или метаболическими процессами. «Схемы потребления кофе без кофеина также могут различаться; например, люди могут переходить на кофе без кофеина из-за непереносимости кофеина или сопутствующих проблем со здоровьем, что может затруднить интерпретацию. Поэтому мы не можем сделать вывод, что кофеин — единственный фактор», - считает исследователь.

В объединенном анализе вероятность субъективного снижения когнитивных функций была ниже среди умеренно пьющих кофе, чем среди тех, кто кофе не пьет (7,8% против 9,8%). Эта связь сохранилась после многофакторной корректировки. Аналогичная ситуация наблюдалась и среди любителей чая: субъективное снижение когнитивных функций было значительно ниже у умеренно пьющих, чем у тех, кто чай не употреблял (8,1% против 9,5%).

Объективное когнитивное тестирование в когорте NHS показало небольшие, но измеримые улучшения в показателях TICS и общих когнитивных функциях, при этом разница между категориями с самым высоким и самым низким потреблением кофеина составила 0,11 балла, что соответствует примерно 0,6 годам когнитивного старения. Наиболее выраженный положительный эффект наблюдался у участников моложе 75 лет, а употребление продуктов в количествах, превышающих умеренные, не обеспечивало дополнительной защиты.

«С клинической точки зрения, небольшое изменение средних показателей не приводит к немедленным, заметным изменениям у отдельного пациента. Однако на уровне популяции даже незначительные различия, если они сохраняются, могут иметь важное значение, когда деменция является распространенным заболеванием и развивается в течение длительного времени», — сказал Чжан.

Игорь НАУМОВ

По материалам Medscape

среда, 11 февраля, 2026 - 10:42

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru