10 июня 2026

Может ли периодическое голодание помочь людям с избыточным весом похудеть? Согласно обзору Кокрейновской библиотеки, опубликованному Луисом Игнасио Гарегнани из Университетского института итальянской больницы в Буэнос-Айресе, и его коллегами, периодическое голодание, вероятно, не превосходит другие диеты в плане снижения веса и может не привести к улучшению качества жизни. Гарегнани и его команда проанализировали 22 рандомизированных контролируемых исследования.
Исследования оценивались по двум вопросам - является ли интервальное голодание более эффективным для взрослых с избыточным весом и ожирением, чем традиционные диетические рекомендации, и как периодическое голодание влияет на качество жизни, состояние при диабете, уровень липидов в крови и побочные эффекты?
«Интервальное голодание» объединяет различные подходы к питанию, которые делят время на периоды регулярного приема пищи и голодания, включая такие варианты, как голодание через день, ограничение приема пищи в начале и конце дня, один прием пищи в день и голодание по схеме 5:2. Периоды голодания и приема пищи могут значительно различаться в зависимости от метода.
«Предыдущие метаанализы с другими или аналогичными критериями включения неизменно не выявляли преимуществ интервального голодания по сравнению с сопоставимыми диетическими вмешательствами с аналогичным снижением калорийности. Таким образом, обзор Кокрейна соответствует существующей картине», — заявил Стефан Кабиш, врач-исследователь из Клиники эндокринологии и метаболической медицины Немецкого центра исследований диабета (DZD). По его словам, ажиотаж вокруг интервального голодания никогда не был подкреплен убедительными исследованиями на людях, а был преждевременным и неоправданным. Даже в Германии рекомендация была выпущена преждевременно, не основанная на высококачественных данных исследований.
В обзоре представлены доказательства того, что интервальное голодание, по-видимому, столь же эффективно для снижения веса у людей с избыточным весом и ожирением, как и другие диетические подходы.
«Интервальное голодание действительно приводит к статистически значимой потере веса. В шести исследованиях, оцененных по пункту 2, интервальное голодание привело к потере веса примерно на 3,4% больше, чем в контрольной группе. Это клинически значимо — например, в рекомендациях NICE Великобритании 3% считаются значимым показателем, в то время как в рекомендациях США в качестве ориентира используется 5%», — пояснила Леони Хайльбронн, руководитель исследовательской группы по ожирению и метаболизму в Медицинской школе Колледжа здравоохранения Университета Аделаиды, Австралия.
Если цель — существенное снижение веса, например, на 20-30%, — интервального голодания недостаточно, отметила Аннетт Шюрманн, представитель и член правления DZD. Интервальное голодание обычно приводит лишь к потере 3-7% массы тела, что, тем не менее, может быть полезно для здоровья. «Если ставится более амбициозная цель, требуется медикаментозное или хирургическое лечение», — подчеркнула Шюрманн. Однако утверждение потеря даже 3% массы тела — это не пустяк, и она может оказать очень положительное влияние на артериальное давление и метаболизм глюкозы, сказала она.
Исследования на животных с использованием моделей ожирения и предрасположенности к диабету показали, что диета с периодическим голоданием может оказывать положительное воздействие на островки Лангерганса поджелудочной железы и, следовательно, на уровень глюкозы в крови, даже если животные компенсируют это во время периода приема пищи и потребляют столько же, сколько и контрольная группа с ожирением, которая не подвергалась диете с периодическим голоданием. «Мы не можем проверить это на людях, но разумно предположить, что полученные результаты применимы и к другим группам», — сказал Шюрманн. По этой причине диета с периодическим голоданием может быть особенно интересна для пациентов с преддиабетом.
Игорь НАУМОВ
По материалам Medscape

Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru