Вы здесь

Неисполненная миссия

Антон Аренский родился в семье врача. В 1882 г. окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции у Н.А.Римского-Корсакова. С этого же года преподавал в Московской консерватории. Среди его учеников – С.В.Рахманинов, А.Б.Гольденвейзер и другие известные композиторы. Был руководителем Придворной певческой капеллы, Русского хорового общества.

Творчество Аренского сформировалось под влиянием русской музыки, прежде всего – П.И.Чайковского. Аренский преимущественно лирик. Для его музыки характерны элегически-созерцательные настроения. Лучшие его произведения принадлежат к жанру камерной вокальной и инструментальной музыки. Фортепианные сочинения Аренского отличаются богатством звуковой палитры, изобретательностью в области ритмики и формы. Он одним из первых русских композиторов обратился к сочинению произведений для двух фортепиано. Операм Аренского недостает драматизма и целостности. Наибольшей популярностью пользовалась одноактная опера «Рафаэль» (1894). Склонность маэстро к камерности проявилась и в его симфониях.

Аренский остался в истории музыки композитором нереали-зовавшегося дарования. Уже в юности он производил на таких корифеев музыки, как Н.А.Римский-Корсаков, впечатление человека с необыкновенными способностями и талантом; но при этом будущий композитор, профессор Московской консерватории, директор Придворной певческой капеллы и Русского хорового общества несколько раз находился на грани исключения из учебного заведения по причине недисциплинированности и неуправляемости. Талант позволял Аренскому избегать систематического труда, решая многие сложные музыкальные задачи по пяти- и шестиголосному контрапункту с необыкновенной легкостью, по наитию, без утомительной и длительной работы. Слишком многое давалось ему чересчур легко. Его выпускная работа в Петербургской консерватории, кантата «Лесной царь», была признана выдающейся. Он мог быстро зажечься какой-либо идеей, заражая ею окружающих, но так же мгновенно и остывал, переключаясь на новые музыкальные прожекты и оставляя прежние замыслы. Ему интереснее было придумывать, чем реализовывать. Именно поэтому композитор свободнее и естественнее чувствовал себя в области малых музыкальных форм, сочиняя романсы и небольшие камерные произведения. (Даже самая известная среди его опер – «Рафаэль» – состоит из одного акта).

Именно поэтому сегодня он считается композитором с выраженной эклектичностью, творчество которого находилось под сильным и очевидным влиянием П.И.Чайковского. Аренский стал почти эпигоном этого мастера. Тогда Чайковский, совпадая в своих эстетических концепциях с музыкальными мыслями Аренско-го, писал С.И.Танееву: «Аренский удивительно умен в музыке; как-то всё тонко и верно обдумывает! Это очень интересная музыкальная личность!» Однако, регулярно не доводя до завершения слишком большое количество своих идей, Аренский в итоге растерял слишком многие из них. Невозможно долго ехать на интуиции и природном даровании: наступает момент, когда приходится разрабатывать собственную дорогу, иначе всю жизнь придется плестись в арьергарде чужого влияния, став не яркой кометой, а одним из многочисленных элементов ее хвоста – без имени, без аутентичности…

И известную вторичность Арен-ского довольно рано заметили его современники. Многообещавший композитор даже в симфонической музыке демонстрировал некоторую камерную «мелко-травчатость»: ему уже не хватало творческих идей и обыкновенного упорства. Та легковесность, которая всегда была свойственна Аренскому, проявлялась и в его быту.

В 26-летнем возрасте Аренский психически заболел. Его поместили в лечебницу, сначала в Казани, затем в С.-Петербурге. Это был единственный психотический приступ в его жизни, но тем не менее он наложил негативный отпечаток на психику композитора. С тех пор Аренский нередко казался окружающим «странным», его поступки часто получали характеристику «неуравновешенных». Впрочем, на человека, побывавшего в психиатрической больнице, окружающие часто смотрят с некоторым подозрением и тревогой, ожидая от него различных несуразностей; и то, на что не обратили бы пристального внимания в иных случаях, бывшему пациенту столь специфической клиники с рук не сходит. Шепоток: «Странный он, странный…» с тех пор неизменно сопровождал композитора. И теперь Чайковский, так высоко оценивший когда-то музыку Аренского, считал, что творчество этого композитора обладает чертами нервности, болезненности, надломленности, неустойчивости… Может быть, маэстро и не сказал бы так, если бы в жизни Аренского не было психиатрической больницы. Те эпизоды хандры и депрессивных состояний, перемежавшиеся вспышками энергии и творческими порывами, которые и прежде были свойственны композитору, теперь получали совершенно иной смысловой контекст. 
Как бы там ни было, но не слишком-то стандартные свойства изначального характера Аренско-го, присущие ему еще до болезненного приступа, объединились с теми изменениями, которые последовали за психозом, сложившись в неутешительную конфигурацию. Композитор словно получил после болезни какие-то недостающие ему прежде черты, которые довершили его характер, сформировав отчетливый психологический тип разбрасывающегося, недостаточно упорного и несколько поверхностного человека, практически неспособного к масштабной и даже просто длительной деятельности, требующей усидчивости, известного самоотречения и настойчивости. Аренский воплотил странную, но совсем не редкую для России любой эпохи смесь характеров. Он так же легко загорался, как Ноз-древ, и так же витал в эмпиреях, как Манилов. Увы, в русских людях такой коктейль встречается чаще, чем основательная деловитость и практическая хватка Собакевича.

Совсем не удивительно то, что, став директором Придворной певческой капеллы, Аренский почти развалил хозяйственную и административную работу этой непростой структуры за неполные 6 лет. А в 1901 г. начались безудержные кутежи и запои, карты, рулетка, неосмотрительное и безотчетное расходование чужих денег. При этом Аренский испытывает «необыкновенный творческий подъем и желание писать». Но туберкулез, бывший у композитора и прежде, в 1903 г. резко обострился, и это обстоятельство в течение 3 лет привело Аренского к смерти. К тому же, в своей обычной теперь манере, он, уехав по рекомендации врачей в Ниццу, все ночи проводил за рулеткой в Монте-Карло, а днем изнурительно работал, оплачивая наспех сочиненной музыкой карточные долги.

Антон Степанович Аренский, одаренный композитор, обещавший стать одной из вершин русской музыки, не реализовал ни надежд, возложенных на него, ни собственных планов и идей. «Аренский сделал очень мало, и это немногое будет скоро забыто», - вынес жестокий приговор творчеству композитора Римский-Корсаков. Таланты ученика Чайковского и учителя Рахманинова оказались зарытыми в землю и не принесли большой радости ни ему, ни окружающим. Миссия, которая на него была возложена, и которую мог реализовать только он, осталась неисполненной.

Игорь ЯКУШЕВ,
доцент Северного государственного
медицинского университета.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru