Вы здесь

Архиепископ Иоанн: Надо по-христиански относиться к болезни

Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн - один из высокопоставленных иерархов Русской православной церкви. Он не только окормляет свою епархию, но и является руководителем миссионерского отдела Московского патриархата, ректором Белгородской православной духовной семинарии.

Конечно, отношение к церкви в последние годы меняется. Вот и на открытие III Всероссийского съезда врачей общей практики пригласили архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна. С ним в перерывах работы этого крупного форума и побеседовал корреспондент «Медицинской газеты».

- Ваше Высокопреосвященство, всего год прошел с тех пор, как в Белгороде состоялся I Всероссийский съезд православных врачей. Вы принимали самое живое участие в его работе. Как вы считаете, что может дать верующим, всему обществу создание таких профессиональных объединений?

- Можно много говорить об обществе православных врачей. Но начинать, наверное, следует с того, что еще мало православных людей, которые по-христиански относятся к болезни. Из-за этого возникают всякого рода недоразумения, неправильные толкования и мифы. Общество православных врачей как раз и помогает людям найти ответы на волнующие их вопросы, которые часто немилосердно ставит жизнь.

Недавно прокатился отказ от прививок, и врачи увидели в этом угрозу распространения инфекционных болезней. А ведь часть отказывавшихся объясняли это своими религиозными убеждениями. Но ведь это заблуждение! Кто сможет, кроме врачей, убедительно рассказать, что прививки делаются во благо здоровью, а православная вера не осуждает их проведение? Только врач.

С другой стороны, с людьми можно говорить по-разному. Например, использовать медицинскую терминологию и быть непонятым. Что греха таить, за годы перехода к рыночным отношениям в обществе зародилось некоторое недоверие к врачам. Чтобы восстановить нравственный статус и уважение в обществе к врачу, необходима большая работа. Свою лепту в это многотрудное дело готово внести Общество православных врачей.

Еще хотелось бы обратить внимание на то, что Общество православных врачей помогает людям правильно соизмерить свои силы в сложных для них ситуациях. Положиться в некоторых случаях на Господа, а не бесконечно переживать: правильно ли врач выбрал лечение, соглашаться или нет на операцию? Думаю, что доверие к врачу только возрастет, если он посоветует своему больному перед хирургическим вмешательством помолиться о здравии.

- В храмах сегодня можно увидеть не только людей старшего возраста, но и молодых девушек и парней. Между тем социологические опросы показывают, что только 10% россиян соблюдают пост, молятся и посещают богослужения. Как объяснить такое противоречие?

- Во-первых, процесс воцерковления сложный и долгий. Давайте не будем забывать, что 70 лет мы прожили в государстве воинствующего атеизма. Меня очень радует тот факт, что, по статистике, сегодня 95% новорожденных в Белгородской области крестят в храмах до достижения ими годовалого возраста! Смотрите еще, как интересно получается - дети приводят своих родителей в храм. Это происходит, когда они начинают посещать воскресные школы. Социологические исследования на Белгородчине показывают, что процент верующих среди молодежи очень высокий. Достаточно сказать, что у нас существуют специальные службы для детей, есть храмы, где дети сами поют, сами читают молитвы и псалмы. То есть родители приходят посмотреть на своих детей и воцерковляются через них. Разве это не чудо? Надо быть реалистами, нельзя через 10-15 лет сразу привить навыки православного образа жизни миллионам людей. Так не бывает. Конечно, разрыв между желанием быть верующим и практикой жизни какое-то время еще будет сохраняться...

- Как примирить Библию и науку? Приходится сталкиваться с различными возражениями против религии и церкви. Например, некоторые говорят: «Ну что вы, как можно поверить, что Бог создал мир за семь дней, что все мы произошли от Адама - всё это сказки»...

- Как известно, есть разные способы познания мира. Можно идти дорогой, которая была единственной в советское время, - естественнонаучной. Когда опытным и рациональным путем исследовался мир. Но многие забыли, что вера предполагает сверхъестественный способ познания мира. Он связан с молитвенной практикой. Не случайно академик РАМН Н.Бехтерева открыла четвертое состояние сознания. Оказывается, когда человек молится, он познает этот мир через сверхъестественные откровения.

Важно понять, что настоящая наука и богословие вовсе не антагонисты. Главная задача науки - познавать мир, совершенствовать его, совершать открытия во благо человечества. Согласитесь, в этом нет никакого противоречия с верой. Другое дело, что система атеизма приучила людей к тому, что мир этот познается только опытным путем.

Если говорить о семи днях, которые упоминаются в Библии... Это в русском переводе написано «дней». Если мы возьмем Библию на древнееврейском, там написано слово «йом», которое ничего общего не имеет с нашими 24 часами. Оно обозначает некий период времени. Тем более, наверное, слышали, что в Псалтыре сказано: «И тысяча лет пред очами Господа как один день». Отсчет от сотворения мира можно считать по-разному....

- В Москве в прошлом году вышла ваша книга «Любовь долго терпит». Она стала тогда одним из открытий Международной московской книжной выставки-ярмарки. Какие мысли вы хотели донести до читателя?

- В течение 8 лет я сотрудничал с журналом «Крестьянка». Мы вели в этом журнале рубрику «О вечном», где ваш покорный слуга отвечал на вопросы в форме коротких советов, обширных размышлений, даже интервью. Всё зависело от того, какие письма присылали читатели в редакцию. И получилось так, что эта книга построена как катехизис, в форме вопрос - ответ. Это так называемое домашнее богословие. Главная задача состояла в том, чтобы объяснить понятным языком очень сложные вещи.

- Владыко, вы не только правящий архиерей Белгородской епархии, но и руководитель миссионерского отдела Московского патриархата. Если говорить о миссионерстве, то на сегодня эта страстная проповедь обращена к жителям России, растерявшим свою веру за годы советской власти? Или церковь продолжает проповедовать слово Божье за рубежом?

- Хочу уточнить, что я - ректор Белгородской духовной семинарии, где обучаются студенты из разных стран мира. Совсем недавно наши выпускники поехали нести слово Божье в Индонезию. В этой стране проживает 220 млн мусульман. Она является одной из самых больших мусульманских стран в мире. Сейчас у нас учатся семинаристы из Китая. Так что мы готовим миссионеров-священнослужителей для других стран. Но все-таки важнейшая задача - духовное просвещение людей. Это то, чем мы занимаемся на территории нашей пасторской ответственности. Уточним, что речь идет о регионах, где есть люди, связанные так или иначе с нашей православной культурой, традицией, например выходцы из России.

Главное, это отражено и в Концепции миссионерской деятельности Русской православной церкви, нам важно духовно просветить людей, чтобы не возникало искаженного понимания православия. Когда человек прочитал одну книгу, он уже считает себя познавшим религию. Пример - события в Пензе. Там перед журналистами выступал один из сектантов, он так и сказал: «Я прочитал две книги, мне теперь и священники не нужны, я сам во всем этом разобрался». И предложил ждать конца света в пещере. Лучше бы он вообще ничего не читал.

- На ваш взгляд, как выглядит обобщенный «портрет» миссионера сегодня?

- Это человек, который любит людей и приветлив с ними. Я бы сказал, что он обладает миссионерской приветливостью. Потому что иногда возникает некая пропасть между духовенством и прихожанами. Прихожане считают некоторых своих батюшек чуть ли не святыми, и тогда образ священника затмевает образ Христа.

Умение находить общий язык с людьми дорогого стоит. Как действовал апостол Павел? Он мог разговаривать и с язычниками, и с иудеями, с законопослушными и беззаконниками. Проповедовал им слово Божье, пытаясь достучаться до их сердец.

«Стяжайте Дух Святой, и вокруг вас спасутся тысячи», - говорил преподобный Серафим Саровский. Поучать других надо своим примером и с любовью, а не с раздражением и осуждением. Речь идет о том, что некоторые возмущаются: зачем батюшки участвуют в рок-концертах, путешествуют с байкерами. Но мы же знаем, что Спаситель заходил и к грешникам, обедал с блудницами. И говорил, что не здоровому нужен врач, а больному. К тому же очень неправильно определять некоторые явления современного мира греховными в принципе - скажем, тот же телевизор, компьютер. Эти вещи плохи не сами по себе, важно, для каких целей они используются...

- Какое впечатление оставляют ваши встречи с врачами?

- Я живой человек, конечно, Бог посылает мне недуги. В 1999 г. сломал ногу в трех местах, и операцию мне сделал замечательный врач, заведующий травматологией городской больницы № 2 Белгорода Павел Петрович Шашков. Он вставил на место перелома специальные спицы. После уже в палате я всё думал: как же он будет вынимать эти соединенные болтиками и гаечками конструкции. Когда подошло время это сделать, он взял плоскогубцы. Улыбнулся и сказал мне: «А ты волновался, вот такой у нас инструмент...»

Еще одну историю вспоминаю. Я уже несколько лет живу с кардиостимулятором. Проходя лечение в кардиоцентре, решил освятить свою палату. Меня попросили сделать это и соседи. А там везде в корпусах установлены датчики пожарной сигнализации. Только я с кадилом и молитвами прошелся по палате, вдруг вбегают охранники с огнетушителями. И лица у них такие решительные!

Хорошее взаимодействие у священников нашей епархии наладилось с врачами областной больницы. Руководство лечебного учреждения построило на территории храм блаженной Матроны Московской. Наша епархия поддерживает тесные контакты с роддомами. Постоянно туда приходят священники. Там, знаю, работают врачи самого высокого класса...

- На ваш взгляд, подразумевает ли православная вера ведение здорового образа жизни?

- Не вижу никаких противоречий. Ритм жизни, который задается православным календарем, самый естественный. Соблюдение заповедей Божьих, посты... Помимо радости познания Бога они приучают человека к определенной умеренности. Как и к тому, что духовные ценности главнее, нежели сомнительные наслаждения. Соответственно всё это вносит свою лепту в формирование правильного образа жизни. Воцерковленному человеку не мешает и физкультура. Приходится и мне делать специальные упражнения, чтобы помочь себе быть в форме. Во время службы много стоишь, физическая нагрузка колоссальная на ноги, на позвоночник. Надо помогать им справляться с повышенной нагрузкой.

Но главное - делать это с Богом.

Беседу вел Алексей ПАПЫРИН, спец. корр. «МГ».
Белгород.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru